ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕЙСТВИИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ


ЗНАЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ДЕЙСТВИИ В
ПОВСЕДНЕВНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ
Пердебаев Н.Х
Филиал Центра педагогического мастерства в г.Шымкент
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН, ЮЖНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
В аутентичном классе происходят много различных процессов которые в той или иной мере определяют общую атмосферу эффективного обучения и преподавания. Выявлению наиболее значимых факторов влияющих на общий процесс обучения и преподавания способствует Action Research (исследование в действии), как наиболее действенный метод методического анализа и рефлексивного осмысления происходящих изменений.
Традиционная форма анализа урока была зациклена на действиях учителя, по общепризнанным стереотипам складывавшимся в течении многих десятилетий. Объектом урока являлся педагог, когда как ученики выполняли роль «серой» вспомогательной массы формирующую директивно-иерерахическую систему образования постсоветского периода. Современные методы исследований урока позволяют глубже проводить наблюдения и вносить изменения в повседневную практику с целью достижения ощутимых и эффективных результатов.
Пересмотр традиционных подходов к уроку с внедрением идей Семи модулей, прохождение уровневых программ учителями и широкое внедрение исследования в действии дала возможность педагогам реализовать свой исследовательский потенциал. Тем не менее проблем на этом поприще хватает, учителя привыкшие к механической фиксации увиденного или услышанного могут попасть в своеобразную «ловушку» дискомпетенции, вызванного недопониманием основ того или иного модуля. Тем более применяя данные приемы и стратегии, учителя впадают в ошибочное направление реализации своих поставленных целей. Во избежании данных казусных ситуаций следует обратить особое внимание теоретическим обоснованиям применяемых модулей и приемов. Наблюдения проведенные в ходе занятий и коучинг-сессий показывают что слушатели всех уровней не всегда уясняют в полной мере суть и значение теоретических основ идей семи модулей. Причина этого кроется в малой восприимчивости к новым технологиям и отсутствие стремления к изменениям. Конечно, нельзя все это относить ко всем учителям, несомненно есть значительная прослойка учителей искренне желающих преобразований. Они и являются продвигателями основных преобразований в школьной практике. Особо важным подспорьем для учителей является посткурсовая поддержка, ее актуальность заключается в постоянной взаимосвязи с филиалами ЦПМ, которая помогает пополнять ресурсный багаж, возможность делиться в сетевом сообществе своими результатами исследований.
Исследование в действии, это объемный подход к изучению проблем урока, желательным является детализация данного подхода. В сложившихся условиях важный ориентир нужно пересмотреть в объектах исследования. Если раньше основной упор делался на изменениях в трех категориях учеников (А,В,С) то на мой взгляд следует оптимизировать работу в каждой отдельной категории, особенно в отношении детей категории С, т.е. учеников с пониженной мотивацией. Данную категорию я условно предлагаю разделить на три соответсвенные подгруппы: С1- ученики обладающие достаточным потенциалом для перехода в категорию В или же в более высокую. С2 – ученики стремящиеся развить свой потенциал и способных перейти в категорию С1 и при соответствующей работе с ними возможен их уровень развития до категории В. И наконец С3-ученики трудно восприимчивые к разным изменениям и малозаинтересованным в развитии своего потенциала. Данная категория учеников в обычной школе находятся на положении аутсайдеров и преподаватели стараются игнорировать или же не замечать их, и направляют основную свою работу на категорию А и В. Для преодоления стереотипов в работе по данному направлению, я предлагаю более тщательно подходить к выбору стратегий и приемов которые несомненно влияют на результативность обучения. А именно более глубже задействовать учеников данной категории в групповых формах работ и задания трансформировать в соответствии с их возможными стремлениями к овладению знаний. В этом направлении учитель может использовать и индивидуальные формы работ, т.к. это является важным подспорьем в осуществлении задуманных планов. В данном направлении ярко проявляется теоретические основы ЗБР (зоны ближайшего развития) Л.Выготского, ученики до определенного момента опираются на поддержку учителя, затем переходят на самостоятельный выбор развития своих возможностей, при должном контроле и помощи со стороны преподавателей.
В процессе практики основной упор в исследовании в действии нужно направить на изменения в психологическом плане в классе. Дать понять ученикам что Вы не только их учитель но и стараться внедрить в их сознание что между вами должны сложиться партнерские и взаимодоверительные отношения. В этом направлении очень важными являются собеседования, консультации и анкетирование учащихся. Ежедневная рефлексия очень помогает наладить данный процесс. Ученики стараются выразить свои мысли, предлагать те или иные идеи способствуюшие установлению положительной атмосферы в классе. Все это в совокупности и есть результаты исследования в действии. Для эффективного применения стратегий и приемов важным является применение диалогического обучения, т.к. именно через диалог ученики стараются выразить свои мысли и возможные идеи.
Ключевой исследовательский вопрос исследования: показать, что через диалог улучшится взаимная информированность, взаимопонимание и взаимодействие детей. Через диалог можно раскрепостить ребенка, а это проблема важная и нелегкая. Мы часто замечаем зажатость, скованность детей, которые с возрастом усиливаются. Это, прежде всего неподвижные, напряженные лица, «деревянные» губы, невнятная речь, неловкие движения, которые влекут за собой неспособность ребенка свободно мыслить, чувствовать, а значит говорить, убеждать, выражать свою точку зрения. Правильно организованный диалог через взаимное сотрудничество учащихся позволит разрешить все эти проблемы.  Учителя часто озадачены проблемами, возникающими на занятиях, и активно пытаются решить их. Стремления учителей к преобразованию практики сопровождаются систематизацией ими аргументов, подтверждающих позитивное влияния данного преобразования, вовлекая, тем самым, в проведение Action research. (Руководство для учителя, 2012г.стр.237). Широкий круг вопросов возникающих в школьной среде можно эффективно решить с помощью данного подхода, главным движущим фактором является стремление учителя внести преобразования в свою практику, добиться ощутимых результатов в педагогической деятельности. Отход от традиционных форм ведения урока, а именно простой передачи информации без дополнительных стимулов, в корне не ведет ни к каким либо серьезным изменениям, необходимость заключается в изменении подхода учителей к вопросу: как помогут знания приобретенные в школе, в их последующей жизни? В этом заключается основной постулат конструктивисткой теории: обучение тому, как учиться.
Учителя прошедшие уровневые курсы становятся не просто учителями повысившие свою квалификацию, а учителями-исследователями постоянно занимающихся совершенствованием своих навыков, преодолевающих различные барьеры, эффективно применяющих стратегии и приемы. Исследование в действии поможет как учителям с большим стажем, так и начинающим педагогам правильно ориентироваться в сложном водовороте тех глубинных процессов происходящих в школьной среде. Обучающая среда постоянно требует совершенствование и разработку новых приемов и методов необходимых для углубления изменений в школьную практику. Учителя берут на себя определенную инициативу и ответственность в результатах своих исследований, ведь они напрямую влияют на дальнейшее становление учеников как будущих активных членов общества и как граждан государства.
Детализация объектов исследования в действии, можно с успехом реализовать при проведении Lesson Study, когда в исследовании участвуют несколько учителей и направляют ракурс на нужных учеников. Естественно это должно разнообразить векторы исследования. Оно поможет охватить исследованиями большее количество учеников, выявить их насущные проблемы в обучении, поможет справиться с барьерами и согласованно применить необходимые в данном случае стратегии.
В целом алгоритм действий выглядит следующим образом: определение класса – выбор учеников категории АВС – конкретный исследовательский вопрос или проблема – конкретное планирование – цикл занятий для проведение исследований – при наблюдении изменений перевод акцента на актуальную группу учеников – затем детальное наблюдение данной категории при соответствующем распределении учеников данной категории (С). Для осуществления наблюдений изменений в данных учениках следует проводить несколько занятий (от 4 до 6). Естественно что нет гарантии быстрых изменений, но трансформация планирования в нужном направлении сможет помочь реализовать задуманное. Исследовательский потенциал каждого учителя несомненно нужно реализовать, да и сам учитель в процессе проведения исследования в действии будет заинтересован в эффективных результатах.Степень эффективности можно также определить и по определенным критериям которые вырабатываются в процессе непосредственного исследования. Данные критерии разрабатываются непосредственно участниками исследований, а также учителями заинтересованные в результатах исследований. Естественно, все требуемые параметры будут задействованы в данных критериях. Планирование исследования в действии требует особой компетентности и учителя проводящие данное исследование должны иметь глубокие теоретические основы и познания для более детального и правильного проведения данного процесса.В чем же практическая сторона исследования в действии? Данный процесс позволить учителями более полноценно проводить изменения в своей повседневной практике и наблюдать в реальном времени изменения касающиеся их практики.Школьники перестают быть просто субъектами исследований, учителя вовлекают их как полноценных участников исследований, соответственно налаживается положительная исследовательская атмосфера на уроках. Конкретные изменения коснутся не только в подходах учителей к уроку, но и в их педагогическом мировозрении. Анализ является основой осмысления Вашего опыта применения подхода Action research. Анализ всегда начинается с полученных в результате исследования данных, которые никогда не говорят сами за себя, о чем, несомненно, необходимо помнить. Ваш ум является наиболее важным аналитическим инструментом. Анализ представляет собой процесс повествования убедительной истории о том смысле, который сокрыт в Ваших данных. Кроме того, Вы должны убедить скептически настроенную аудиторию, что рассказываемая Вами история и смысл, который Вы пытаетесь донести, основаны на доказательстве.(руководство для учителя, 2012 стр 247).К.Д.Ушинский писал «Учитель живет до тех пор, пока учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Слова великого педагога каждый учитель должен принять сердцем и постоянно заниматься своим образованием, непрерывно повышать свое мастерство. Кембриджские подходы в преподавании и обучении как нельзя лучше подходят для реализации потребностей казахстанских учителей в совершенствовании своей педагогической практики. ХХI век требует от нас большей компетентности в обучении детей.
Используемая литература:
Руководство для учителя, ІІ уровень Астана, 2012 г. третье издание.
Руководство для учителя, ІІІ уровень Астана, 2012 г. третье издание.
Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям». Издательство «Радянська школа». Киев. 1973.