Влияние исследования в действии на практическую деятельность учителя.


Влияние исследования в действии на практическую деятельность учителя.
Нижник Светлана Юрьевна
Житикаринский район, г. Житикара КГУ «Основная школа № 1»
Единственная вещь в мире, которую
мы способны изменить, - это мы сами, и в этом заключается наш единственный шанс
изменить мир.
Уолт Уитмен
Сегодня, во время глобальных перемен в мире, нашим школам необходимы учителя, способные к самостоятельному поиску решения вопросов по управлению классом, умеющие оказать необходимую помощь каждому ученику, независимо от их мотивации, чтобы каждый ребенок, переступивший порог школы, был успешным и чувствовал себя нужным в коллективе. Поэтому, считаю, что каждый педагог должен быть способным анализировать свою профессиональную деятельность, не только констатировать наличие проблем в преподавании и обучении, но самостоятельно находить пути решения этих проблем, опираясь на поддержку своих коллег. Таким образом, современный учитель – это педагог, занимающийся поисково-исследовательской деятельностью.
До прохождения курсов меня волновали вопросы:
- Как построить урок, чтобы он был интересным и удовлетворял потребности каждого ученика?
-Как вовлечь младшего школьника в активную познавательную деятельность?
-Как сделать урок более эффективным?
Благодаря исследованию в действии, которое мы проводили на практике в школе , мне удалось найти ответы на волнующие меня вопросы. Решать их помогают уроки, построенные на 7 модулях. Именно исследование в действии способствует «открытию» наиболее эффективных приемов и методов для решения имеющихся проблем. Во время практики я проводила исследование в действии по проблеме «Как новые подходы способствуют развитию коммуникативных навыков учащихся на уроках литературы во 2 классе при изучении раздела «Лето красное идет». Четыре проведенных урока дали мне почву для размышлений, т.к. я увидела в своих учениках большой скрытый потенциал, многие дети стали открытием для меня (хотя я их уже обучала второй год). Поэтому для себя я твердо решила, что в 2013-2014 учебном году продолжу свое исследование в действии по данной проблеме, т.к. видя неоспоримый прогресс, нельзя останавливаться на полпути. Девизом моей работы стали слова китайской пословицы:
Я слышу, и я забываю.
Я вижу, и я запоминаю.
Я делаю, и я понимаю.
Необходимо помочь детям раскрыться и получить удовлетворение от своей работы на уроке. А самое главное, мне хотелось превратить уроки литературного чтения в «поле чудес». Сделать так, чтобы каждый урок стал открытием нового. И все новое «открывать» должны сами ребята в спорах, в дискуссиях, в исследованиях, что, несомненно, будет способствовать развитию коммуникативных навыков учащихся. Кроме этого надо отметить, что работая над решением одной проблемы, мне невольно удалось решить и другую проблему. Раньше ребята боялись выступать перед всем классом, опасаясь насмешек. Чувствовали себя неуверенно, речь была сбивчивой, несвязной. Теперь же к концу третьего класса детей не узнать. Чувствуют себя уверенно в любой ситуации, кто бы ни присутствовал на уроке.
Учебный год подходит к концу. И первый раз за много лет работы в школе я испытываю полное удовлетворение от работы за год, потому что вижу положительные результаты. В этом году наша школа проходила аттестацию, на уроках литературного чтения в 3 классе присутствовали члены аттестационной комиссии, в течение учебного года посещали уроки и мои коллеги. Все присутствующие выражали свое восхищение и недоумение, как такие маленькие дети свободно могут рассуждать, не бояться высказывать свое точку зрения, спорить. Наблюдается повышение качества знаний учащихся по литературному чтению на 22,3% (2 класс – 66,6%, 3 класс – 88,9%). Свободно держатся ребята и при выступлениях перед учащимися всей школы. Так участвуя в школьном конкурсе «Минута славы», две третьеклассницы показали прекрасные навыки художественного чтения. В результате: Оспанова Э. заняла 2 место за очень проникновенное и эмоциональное чтение наизусть стихотворения о Казахстане. А Вагайцева А. завоевала Гран - при за миниатюру «Мечты Насти», в ходе которой отличилась прекрасными актерскими способностями.
На достигнутом, конечно, нельзя останавливаться. Взрослеют дети, повышаются и требования к знаниям учащихся. Поэтом предстоит дальнейшая работа по использованию новых методов и средств, их апробация и внедрение в практику наиболее удачных. Но кроме этого существуют и другие проблемы , над которыми предстоит работать в следующем учебном году. В заключении хочется сказать, что исследование в действии оказывает положительное влияние на практическую деятельность учителя, т.к. «заставляет» самосовершенствоваться самого педагога, находить «изюминки» в своей работе, которые принесут положительные результаты в обучении учеников. Было бы только желание у учителя расти профессионально. Ведь, как отметил А.К. Куракбаев (координатор научно-исследовательских проектов, Высшая школа образования Назарбаев Университета, г. Астана): «Отправная точка педагогического исследования в школе должна быть внутренняя мотивация учителя анализировать собственный опыт».