отчет по исследованию в действии


Какие новые подходы в обучении и преподавании способствуют познанию мира учащихся 4 класса
Раздел 1. Обоснование выбора темы для исследования
Осмысление и внедрение идей Программы - самое большое достижение, произошедшее в моей практике за последние годы. От навязывания знаний ученику мы переходим к модели образования, ориентированной на результат, главным мерилом которого являются компетенции. Сейчас происходит смена системы отношений между учениками, учителем, администрацией и родителями, сущности образования от накопления знаний к овладению методами познавательной деятельности через предметную деятельность и новые подходы в обучении и образовании.
На первом этапе курсов «лицом к лицу», я ознакомилась с идеями семи модулей, для меня интересным показался модуль «Новые подходы в преподавании и обучении», который включает в себя групповую и парную формы работы на уроке, диалоговое обучение, а так же развитие саморегуляции у учащихся. Все эти компоненты очень тесно связаны между собой, и используя на практике один, нельзя обойтись без других. Тема: «Какие новые подходы в обучении и преподавании способствуют познанию мира учащихся 4 класса» возникла не случайно, тем более, что уроки познания мира ориентированы на наблюдения и восприятие природных явлений. Также заинтересованность каждого младшего школьника, определяет особенности концепции «я», которая раскрывается в любой форме.
Тем не менее, современная реальность такова, что дети учатся в школе неохотно, у многих нет интереса к занятиям и многим предметам. Уже в начальной школе дети не хотят учиться, считают, что знания им не пригодятся в дальнейшей жизни. Передо мной постоянно вставал вопрос: как убедить детей, что знания - это сила, что человек должен учиться всю свою жизнь, получать всесторонние знания. Работаю в данном классе четвертый год и замечаю динамику снижения интереса к предмету. На курсах пришла к выводу, что прежде чем поменять детское восприятие школьных знаний, как необходимость для жизни, нужно поменять свое восприятие процесса преподавания, как взаимосвязанного процесса: учитель-ученик, ученик- ученик. Размышляя о своей работе, о том, что надо стремиться сделать процесс обучения ярким, насыщенным, интересным, поняла, что в своей практике необходимо сфокусировать свое внимание на проблемах в обучении, для того, чтобы найти правильный путь развития.
Целью моего исследования определено: способствовать развитию познавательных, коммуникативных и социальных компетенций на уроках познания мира в 4 классе, а приоритетные задачи:
- помочь ученикам научиться думать самостоятельно;
- добывать знания и использовать их для формирования устойчивого мировоззрения;
- работая в команде со сверстниками, развивать коммуникативные компетенции.
Современные дети очень мало читают, у них слабо развита речь, не могут сформулировать свои мысли. На уроках пыталась развивать умение говорить, но ответы детей, зачастую, остаются краткими. В рамках идеи семи модулей я ознакомилась с диалоговым обучением, который рассматривается в контексте новых подходов в обучении и преподавании. «Модель обучения Выготского предполагает, что знания приобретаются в результате вовлечения ученика в диалог. Ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя». (Руководство для учителя. Стр. 244) Активное взаимообучение и общение через диалог, способствует развитию речевых навыков и способствует познанию мира учащихся. Что подтверждает следующее мнение «Барнс (1971) утверждал, что методы использования речи в классе, оказывают наибольшее влияние на обучение учеников. Им подтверждено, что обучение происходит не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации. Последнее исследование Мерсера и Хаджинсона (2008) построено на основе ранней работы Барнса, и целью которой было установление центральной роли диалога в процессе обучения». (Руководство для учителя. Стр. 244).
Предмет познание мира довольно сложный, особенно в 4 классе. На уроках закладывается фундамент знаний о природных зонах, об ареалах животных, о многообразии растений, о здоровом образе жизни, о взаимоотношении людей в обществе, о космосе и космических телах. Диапазон знаний огромный, а основное препятствие - это нехватка времени. Часть уроков в четвертом классе отводится на курс «Экономическая грамотность», часть уроков на ОБЖ. Фактически остается очень мало времени на изучение тем по предмету. Из-за нехватки времени мы не даем учащимся возможности думать самостоятельно, нам кажется, что готовые знания сэкономят время, но на практике в школе я для себя уяснила, что надо давать детям время для размышления, для самостоятельного обдумывания, для анализа и синтеза.
Осмысление всего вышесказанного привело меня к выводу о необходимости использовать в своей практике новые подходы обучения.
Раздел 2. Отчет о внесенных в практику изменениях и использованных методах сбора данных.
На своих уроках я всегда пыталась найти оптимальные формы и методы работы для того чтобы заинтересовать детей, активизировать их мыслительную деятельность, развивать речь, память. Но постоянно сталкивалась в своей работе с незримыми барьерами, которые мешали мне в осуществлении задуманного: отсутствие познавательной активности, не развитая речь, неумение работать в группе.
Во время практики тема серии уроков определилась согласно тематическому планированию: «Земля - космическое тело». Составила среднесрочное и краткосрочное планирование четырех последовательных уроков, для того, чтобы показать последовательность внедрения новых форм обучения, так как на примере одного урока невозможно установить связь между практическими действиями и сделать подробный анализ своей работы. При составлении среднесрочного планирования передо мной встал вопрос: при помощи каких методов и способов я хочу помочь детям получить знания, как помочь получить знания, а не научить их чему-то и не преподать знания. Изменилась цель урока, она стала единой, а из цели возникают задачи, которые решаются на каждом уроке с помощью различных форм и видов работы. Планирование является важной составной часть всего учебного процесса, поэтому необходимо продумать каждый пункт плана, продумать целесообразность использования различных методов и форм работы, чтобы они не отягощали процесс обучения, а делали его более эффективным и разнообразным.
615953743960В 4 «А» классе 27 учащихся различного уровня развития, возраст детей 9-10лет.
Первый урок был по теме «Земля - космическое тело. Освоение космоса». Для того, чтобы активизировать познавательную деятельность, я выбрала групповую работу на двух уроках из четырех. Дети не могли самостоятельно определиться с группой, поэтому деление на группы проходило по цвету зонтиков.
Урок построила «обучение в виртуальном кафе» и придала уроку тематическую направленность, дети оказались в космическом кафе. Зонтики как раз были кстати, чтобы определиться с тем, что предстоит сделать на уроке, дети получили «меню» (маршрутную карту).
37617406840220 Для работы над текстовым материалом из учебника я использовала метод «Инсерт», который предполагает полное понимание детьми прочитанного, умение выбрать из текста понятное и неизвестное. Так же развивает умение правильно задать вопрос по прочитанному тексту, развивает внимание и память. Этот метод позволил невзрачный текст преобразовать в интересный материал.
3436620496824034359853077845lefttop Для лучшего усвоения учебного материала я использовала презентацию о космосе с мини-лекцией. На ее основе получилось преподать материал в интересной и занимательной форме. О том, что дети усвоили материал, рассказала словарная работа, которую я провела после просмотра. Если бы словарная работа была проведена в обычной форме, без презентации, то многие учащиеся не восприняли бы новые термины. Для объяснения лексического значения некоторых слов мы использовали словарь Ожегова. Работа со словарями детям не нравится, но узнать новое по данной теме им очень хотелось, поэтому работа со словарем прошла в оживленной беседе. Главной идеей урока было сформировать у детей понятие «Что такое Солнечная система?», поэтому для лучшего усвоения данной темы я взяла практическую работу, так как практическая работа позволяет добиться более глубокого усвоения материала. Дети работали в группе и составляли постер на тему «Парад планет». Я дала им четкие инструкции по выполнению задания, на этом моя роль в этой работе завершилась. Всё дети сделали сами, исследовали еще раз текст в учебнике, пользовались таблицей, что помогло закрепить полученные знания и развивать самостоятельность при выполнении заданий.
После выполнения задания ребятам представилась возможность оценить работу товарищей. Оценивание далось не сразу, была и необъективность, и предвзятость, и не очень доброжелательные отношения к другим группам. Мне пришлось вмешаться в обсуждение и руководить процессом. Для этого я раздала детям таблицу с критериями оценки (см.ниже).Могу сказать, что после небольшого объяснения сути и критериев оценивания, ребятам удалось объективно оценить работу товарищей.
Для получения обратной связи я использовала «Книгу жалоб и предложений», нужно было заполнить таблицу и указать, что понравилось, что было интересно, что хотели бы добавить. Анализ таблиц показал, что учащимся урок был интересен, узнали много нового, а Синквейн придал уроку завершенность, так как дети получили представление о «космосе».
В процессе выполнения самостоятельной работы дети чувствовали большую ответственность и подошли к работе с большим пониманием и вниманием, они чувствовали себя комфортно.
На втором уроке дети работали индивидуально и в парах, некоторые учащиеся работают более активно в парах, нежели в группе. Тему урока «Солнце - источник света и тепла» дети определили самостоятельно после прочтения отрывка из сказки Корнея Чуковского «Краденое солнце». Важную роль в начальной школе учитель отводит дидактическим играм, которые повышают интерес к изучаемому материалу и позволяют в занимательной форме освоить трудный материал. Этому способствовала игра «Ассоциации». Учащиеся, предлагая свои ассоциации со словом «Солнце», активизировали мышление, они начинают мыслить осознанно.

Все учащиеся класса справились с заданием, некоторые подошли к выполнению творчески. Было использовано формативное оценивание с помощью стикеров, определены лучшие работы.
Для закрепления учебного материала в учебнике я предложила детям составить вопросы низкого и высокого порядка по ромашке Блума. Применили кубик с вопросами.
Это позволило активизировать учащихся, развивалась их речь, формировалось умение составлять грамотно вопросы.
После презентации было предложено выполнить задание по вариантам по двум направлениям: солнце может быть вредным и солнце может быть полезным. Такого рода задание позволяет развивать мышление, умение анализировать то, что узнали ранее и применять знания на практике. Я предложила провести исследовательскую беседу, для того, чтобы выяснить противоречия по теме. Проблема была в том, что учащиеся не могут преподнести материал. Одним не хватает слов, другим знаний , а третьим уверенности. Я сделала вывод, что использование таких заданий на уроках позволит развить у учащихся речевую активность и умение правильно и грамотно преподнести материал. Исследовательская беседа, в свою очередь, позволяет развивать не только речь, но и мышление.
На третьем уроке вновь использовала групповую работу, так как хотела подтвердить свою уверенность в ее эффективном использовании. Для активизации познавательной деятельности использовала деление на группы с помощью солнечных лучиков, на которых были записаны номер группы и вопрос для проверки домашнего задания. Дети получили возможность прочитать вопрос, предназначенный для опроса по теме домашнего задания. На уроке была использована кумулятивная беседа по вопросам. Такой вид беседы позволяет выяснить представления учащихся по основной теме. Для определения темы урока использовала «черный ящик», в котором находился глобус. Детям нужно было задавать вопросы о предмете, который находится в ящике и отгадать его. Это задание увлекло детей, позволило заинтересовать даже самых пассивных. Затем использовала мозговой штурм, чтобы определить уровень знаний учащихся по теме «Глобус - модель Земли». Выяснилось, что дети не многое знают о глобусе. После прочтения учебного материала в учебнике, учащимся нужно было закончить предложения по прочитанному тексту. Данный вид заданий дает возможность установить степень усвоения материала. Закрепить полученные знания и углубить их помогла презентация «Земля - шарообразное тело». В доступной и занимательной форме дети повторили основные понятия. Чтобы узнать, насколько учащиеся усвоили материал, им было предложено написать мини-сочинение по теме «Путешествие на южный или северный полюс». С сочинение справились не все учащиеся, так как многие не имели представление о полюсе вообще. Я сделала для себя вывод, что нужно дать возможность детям готовить дополнительный материал заранее в виде сообщений. Можно было использовать презентацию.
Оценивание проводилось на оценочных листах с помощью смайликов. Детям было предложено наклеить свои лучики на плакат. В том случае, если урок понравился, лучик «освещает» землю, если нет, то направлен вверх. Это позволило определить успешность проведенного урока и эмоциональное состояние учащихся.
Четвертый урок являлся итоговым. Была вновь использована ролевая игра «Путешествие в космос». Игра позволила настроить детей на урок, детям представилась возможность побывать в роли космонавта. В конце урока был проведен тест по теме последовательных уроков. Тест состоял из 10 вопросов. Для проверки теста использовали взаимооценивание.(См. ниже)
На каждом уроке я проводила наблюдение за всеми учащимися, а так же за отдельными учащимися. Ежедневно записывала результаты наблюдений в повествовательной форме. Проводила на уроке фотосъемку и видеосъемку. Собирала работы детей. Учащиеся заполняли анкеты. Больше всего материала я собрала в виде фотографий и анкет с учащимися, что позволило выстроить доказательную базу для отчета.
Раздел 3: выводы и анализ.
Основной идеей моего исследования в действии было внедрение в практику новых подходов обучения и преподавания, способствующих познанию мира учащимися 4 класса.
С самого начала практики мне стало понятно, что легких путей не будет, придется упорно работать и доказывать состоятельность данной идеи. При проведении серии открытых уроков я проводила фотосъемку, видеосъемку, анкетирование учащихся, собирала их работы, для того чтобы проанализировать материал и сделать выводы: какие формы работы были наиболее эффективными.
Работа началась с того, что поменялось планирование уроков, добавилось среднесрочное планирование, которое помогает определиться с приоритетным направлением и целью последовательных уроков.
Одним из основных подходов в обучении и преподавании является групповая работа. На уроках познание мира, оказалось, легко образовать коллаборативную среду. Учащимся не нужно пространство для письма в тетрадях, в основном работают устно или выполняют совместное задание. Групповая работа позволяет активизировать работу учащихся, а активизация, в свою очередь, развивает мыслительную активность. Очень важно было определить, как работа в группах повышает мотивацию к изучению познания мира. В начале практики проводилось анкетирование для того, чтобы выявить мотивацию к изучению данного предмета. Такое же анкетирование было проведено после серии последовательных уроков.
Вопросы до ИВД После
Да Нет Да Нет
Нравится ли тебе урок познания мира 85% 15% 100% 0
Нравится ли тебе работать в группе 45% 55% 85% 15%
Хотели ли вы, чтобы такие уроки проводились чаще? 55% 45% 95% 5%
Трудно ли вам готовить домашнее задание после уроков познания мира? 75% 25% 35% 65%
Данные свидетельствуют о высоком уровне мотивации к изучению предмета познание мира в 4 классе, учащимся нравится работа в группе. Наблюдалась такая картина, что некоторые дети испытывают дискомфорт и была проблема с выбором спикера в группе. Не все учащиеся могут оценить степень ответственности при работе спикером. В начале работы начинали работать хорошо, следили за работой в группе, но потом некоторые забывали исполнять свои обязанности. Почти всегда спикера выбирали из «отличников», хотя к третьему уроку позиция изменилась, спикера стали выбирать по степени активности в группе. Важно наладить работу по распределению детей в группы, делать это различными способами. Когда я обучалась на курсах и работала в группе, на практике убедилась в том, что процесс взаимодействия в группе очень высокий. Так и дети учатся взаимодействовать в группе, развивается умение слушать своих товарищей, высказывать и доказывать свою точку зрения. Не совсем гладко проходило оценивание в группах, работа по оцениванию является для учащихся трудоемкой и не всегда понятной. Многие не могут оценить товарища объективно, оценивают его предвзято. Раньше в своей практике я использовала формативное оценивание, но не на каждом уроке и не на каждом этапе урока, поэтому детям было трудно ориентироваться. Я сделала вывод, что для правильного оценивания необходимо давать детям точные указания и рекомендации. Так же необходимо вырабатывать правильные критерии оценивания, чтобы объективно оценить работу учащихся на уроке, при этом не забыть о степени участия каждого ученика в работе. Так оценивая итоговый тест по познанию мира на четвертом уроке, учащиеся выставили оценки за тест по предложенной шкале перевода баллов в оценку.
Баллы по критерию 10-9 8-7 6-5 Менее 5
Процент достижения балла по критерию 90-100% 75-89% 51-74% 0-50%
Оценивание по пятибалльной шкале 5 4 3 2
Дети очень ответственно подошли к оцениванию. Им легко было ориентироваться в предложенной таблице и оценить работу товарищей, вопросов по оцениванию у них не возникло. Успеваемость составила 100%. Качество - 84%. Из этого следует, что материал детьми усвоен. Еще один пример можно привести с первого урока, когда учащиеся выполняли постер на тему «Парад планет». Каждая группа должна была оценить работу своих товарищей по предложенным критериям:
Ошибки 3-4 ошибки 1-2ошибки Нет ошибок
Критерии/ баллы 1 2 3
Правильность расположения планет по отношению к солнцу Выбор «планет» по размеру Выбор «планет» по цвету Оригинальность работы Аккуратность выполнения работы Защита постера спикером Таблица позволила детям правильно оценить выполненную работу.
Внедряя в практику данный подход, я понимала, что каждый ученик – это индивидуальность и личность, и что у каждого есть свои коммуникативные потребности. Поэтому я продумала выбор трех учащихся из класса с разным уровнем мышления.
Характеристика Групповая работа

Ученик «А» Ученик «А» (Анатолий) очень общительный, легко вступает в диалог с учителем и товарищами, умеет отстоять свою точку зрения. Групповая работа внесла свои коррективы в работу учащихся. Анатолий очень активно работал в группе, но иногда его активность не давала возможности раскрыться другим детям, но в роли спикера он был неподражаем. Он четко определил роли в группе, руководил работой. Группа под его руководством сделала работу «Парад планет» лучше всех.

Ученик «В» К группе «В» я отнесла Игоря. У него широкий кругозор, он активен на уроке, но не всегда правильно и грамотно может выразить свою мысль и доказать свою гипотезу. При ответах он часто теряется, чувствуется волнение и некая зажатость. Игорь поразил меня своим сочинением про полюс. Он проявил себя как писатель –фантаст. Его сочинение было структурированным и с распространенными предложениями.

Ученик «С» Ученик «С», Станислав, имеет низкий уровень знаний, плохо развита речь, он редко готовится к урокам, мотивируя это нежеланием учиться в школе.
Больше всего меня поразила работа Стаса, он работал активно, помогал спикеру своей группы наклеивать планеты на постер, никто из присутствующих и предположить не мог, что я определила его в группу «С».
Я сделала вывод, что групповая работа помогает чувствовать себя комфортно любого ребенка, дает возможность раскрыть в каждом творческие способности и активизирует познавательную активность и деятельность. Для анализа работы трех учащихся я провела анкетирование до уроков, на которых использовала групповую работу и после:
.
Вопрос А В С А В С
Хотел бы ты бать спикером группы? Да Затрудняюсь ответить Нет Да Да Да
Тебе трудно оценивать своих товарищей? Нет Да Да Нет Нет Не знаю
Активно ли выполняешь задания в группе? да нет нет да да да
Невозможно представить работу в группе без беседы или диалога, дети активно общаются, делятся мнениями и впечатлениями. Анализируя работу на уроках в группах и работу в парах, сделала вывод, что кумулятивная беседа менее интересна учащимся, чем исследовательская. Удалось активизировать беседу по вопросам только с помощью кубика. Идея вопросов на кубике просто превосходна, дети в игре отвечают на вопросы высокого порядка без особых проблем. Можно сделать вывод, что любую скучную и неинтересную работу можно преобразовать в интересное занятие, которое при этом развивает мышление, речь и память. Анатолий задавал вопросы четко и по существу. Игорю не все удалось в ответе, как обычно он стушевался, а Стас не смог задать вопрос высокого порядка, но ответил на вопрос, который ему задали другие учащиеся. Я сделала вывод, что интерес к учебе и познанию мира пропадает у ребенка, когда он не может ответить на поставленный вопрос, либо не может спросить о чем-то, т.е задать правильно вопрос. Поэтому правильная организация беседы на уроке и постановка грамотных вопросов будет способствовать развитию познавательного интереса к предмету. Важно не забывать про развитие письменной речи учащихся. На уроках использовала написание мини-сочинения. Этот вид работы довольно трудоемкий и сложный. Сказать – это одно, а вот сформулировать правильно свои мысли на бумаге- это другое. Не все дети хорошо справились с этим заданием. Не хватает теоретических знаний, жизненного опыта, построение текста и предложений не всегда правильное. Необходимо проводить этот вид работы как можно чаще, чтобы совершенствовать навыки письменной речи. На уроках литературного чтения и русского языка рассказать о структуре письменного текста и о способах написания сочинений.
Детям нравится на уроке выполнять задания творческого характера. Я заметила, что ученик «А» больше руководит процессом работы, чем выполняет ее. Ученик «В» в большей степени исполнитель, как и ученик «С». Важно привлекать учеников «С» к творческой работе, потому что впервые за долгое время, Стас самостоятельно сделал работу, написал ассоциации со словом «солнце».
Самым важным итогом работы было то, что учащиеся чувствовали себя на уроках комфортно, интересные задания повысили интерес к предмету, к окружающему миру, расширяли кругозор учащихся. Отслеживая работу трех учеников можно сделать вывод:
Ученик А - инициатор в группе. Руководил работой своих товарищей, помогал более слабым справляться с заданиями. Проявлял активность при оценивании своих товарищей.
Ученик В - способен самостоятельно делать выводы, активно работать и отвечать. Стал более внимательно слушать своих товарищей.
Ученик С – активно работал в группе, иногда проявлял инициативу, но ему трудно давалось оценивание, так как он не владеет прочными знаниями. Устные ответы даются ему легче, чем письменные.
Анализируя свою деятельность, я сделала вывод, что хороших результатов можно добиться только в тесном сотрудничестве с детьми. Новые подходы помогали мне выстраивать взаимодействие с детьми таким образом, чтобы постоянно развивалась познавательная активность, речь учащихся.
Анализируя отснятые видеоматериалы, заметила, что не всегда мне удается давать четкий алгоритм действий, у учащихся возникают вопросы по ходу работы, что отвлекает других учащихся. Допускала ошибки при опросе учащихся, не давала учащемуся высказаться и переводила свое внимание на другого учащегося. Не удалась таблица «ЗХУ». Дети не могли определиться с ответами, более сильные учащиеся заполняли анкеты самостоятельно, остальные списывали у них. Поэтому анализ таблиц получился необъективным, мне не удалось проследить истинное положение дел. Я не смогла определить, чему дети действительно научились, что нового узнали, ответы были одинаковыми. Удалось определить, что на уроках познания мира нужно чаще использовать данный вид работы, чтобы учащиеся научились самостоятельно заполнять анкеты, высказывать свою точку зрения. Наблюдались ограничения в задействование детей в малых группах, необходимо наладить работу спикеров в группах, правильно распределять роли в группах.
«Синквейн» дети выполняю более грамотно, этот вид работы мы используем не только на уроках познания мира, но и на литературном чтении и на уроках русского языка, значит, если метод эффективен на одном уроке, то его можно применить и для другого урока.
Не совсем гладко прошло оценивание. Мне самой нужно более тщательно ознакомиться с данным материалом. Раз за разом анализировать свои действия и совершенствовать работу. Подобрать дополнительную литературу по оцениванию, проштудировать ее.

Раздел 4: ограничения процесса проведения исследования в действии и последствия для последующей практики
На практике мне частично удалось внести запланированные изменения в практику. Лет десять я вынашивала идею изменений, но не знала с чего начать. Теперь мне стали понятны многие процессы обучения и преподавания. Удалось проследить и собрать доказательство того, что обучение направлено на всех учеников класса. Недочетом при выборе учеников с разным уровнем развития стало то, что я неверно определила ученика С. Анализируя свою работу, пришла к выводу, что учителю нужно более тщательно наблюдать за учащимися и привлекать их к работе. Методы сбора данных оказались в большей степени полезны для анализа и последующих выводов. Качество отснятого материала не всегда меня устраивало, так как съемкой занимался ученик 11 класса и ему было трудно определить нужную позицию для съемки. Но все же видеоматериалы помогли мне в анализе проведенной работы. На фото или видео были заметны ошибки.
Я научилась делать комплексный анализ своей работы, основанный на различных материалах. Мне никогда не удавались теоретические отчеты, теперь я хотя бы понимаю суть вопроса. Основываясь на наблюдениях, анализе проведенной работы, видео и фотоматериалов, можно стать рефлексирующим учителем, который способен видеть барьеры и находить пути для их преодоления.
В своей дальнейшей работе я обязательно учту все недочеты. Проблема нашей школы: «Формирование мотивационной сферы и познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и воспитания», поэтому тема моего исследования приобретает ценность в контексте решения данной проблемы. В ближайшее время мы планируем провести семинар на базе нашей школы по внедрению в обучение Программы семи модулей, так же планируем провести серию уроков Lesson study, моя первоочередная задача быть модератором в Lesson группе, где фокусом наблюдения будут новые подходы в обучении и преподавании.
Список литературы:
Назарбаев Интеллектуальные школы. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан второго (основного) уровня. Руководство для учителя.
Филиал АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Алматинской области». Исследование в школьной практике: проблемы и пути их решения (методическое пособие). Алматы, 2014год.
Назарбаев Интеллектуальные школы. Программа курсов повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан второго (основного) уровня. Задания для выполнения в период практики в школе.