Объяснительная записка к презентации : Повышение мотивации учащихся через СОТ.


«Повышение мотивации учащихся через современных образовательные технологии (СОТ) в урочное и внеурочное время » Учитель начальных классов МБОУ «Усть-Коксинская СОШ»
Гапоненко Татьяна Ивановна
(Слайд 1)
Бернард Шоу утверждал:
"Единственный путь, ведущий к знанию это деятельность".
Актуальность творческой темы: ( Слайд 2)
     
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики  хорошо учились, с интересом и желанием занимались  в школе. В  этом заинтересованы и родители. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать «не хочет учиться». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Формирование мотивации учения в школьном возрасте без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы, делом общественной важности. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у младших школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирования социальных компетентностей, активной жизненной позиции.
Как мотивировать учащихся начальной школы к процессу обучения? Этот вопрос особенно актуален для меня как учителя.
Поэтому стратегической целью представленного проекта является формирование положительных мотивов к изучению различных предметов в условиях общеобразовательной школы.(Слайд 3)
Школьники активно или пассивно сопротивляются обучению. Ученики не слушают и не видят того что говорит и показывает учитель. Не желают думать. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают программный материл.
Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоение знаний не произойдёт.  
Как же пробудить у ребят желание учиться ? В чём сущность потребности в знаниях? Как она возникает?  Как развивается?  Какие педагогические средства можно использовать для формирования у учащихся мотивации к получению знаний?
 Планируемые результаты
Повышение уровня учебной мотивации — это процесс длительный, кропотливый и целенаправленный.
Концепция модернизации российского образования предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», для чего необходима целенаправленная работа учителя и педагогического коллектива школы в целом.
Сегодня школьникам уже не достаточно овладеть суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает - научить их хотеть учиться.
Следовательно, актуальность темы обусловлена следующим:
Обучение в школе включает различные виды воздействия на мотивацию учения. Очень эффективным является путь воспитания мотивации через учебную деятельность. Многочисленные психологические исследования (П.Я.Гальперин и П.Голу, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.К.Маркова и др.) показали, что характер мотивации можно программировать через тип учения. Так, если содержание обучения строится не как готовое задание, а как система задач для учащихся, если ученики подводятся к самостоятельному обнаружению теоретических положений учебного курса, если у них отрабатывается учебная деятельность в единстве ее компонентов, то у школьников складывается внутренняя, достаточно устойчивая, обобщенная мотивация к учению.
Предполагаемый результат:
Учащиеся получат возможность для формирования
внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
адекватного понимания причин успешности/не успешности учебной деятельности;
положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».
     .
Цели и задачи
    Цель:
    поиск путей и средств формирования и повышения учебной     мотивации.
    Задачи:     
Изучить мотивационную сферу учащихся.
. Найти пути и средства формирования и повышения учебной мотивации.
. Проанализировать достигнутые результаты.
. Наметить дальнейшие пути достижения поставленной цели.
Формировать  у учащихся  положительные мотивы к изучению различных предметов   в условиях общеобразовательной школы.  
(Слайд 4)
     Задача учителя (и весьма непростая) заключается как раз в том, чтобы обеспечить возникновение, сохранение и преобладание в душе школьника именно мотивов учебно-познавательной деятельности.
С этой целью как раз и используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности школьника. Задача стимула  - вызвать и усилить полезные мотивы деятельности.
Очень важен для детей стимул: новизна учебного материала и характера познавательной деятельности. Новизна материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем.
Следующий стимул - практическая значимость и польза предлагаемых учителем знаний для самих школьников. Смысл познания - ориентация в мире, успех в деятельности, достижение целей, нахождение своего места в обществе. Практика часто ставит человека в тупик, а познание помогает выйти из тупика. Задача учителя: показать ученикам, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.
Противоречивость материала тоже является стимулом познавательной деятельности школьников. Когда человек встречается с противоречием, у него возникает эффект удивления и желание разобраться в проблеме, чтобы преодолеть противоречие.
Через какие образовательные технологии повышается мотивация учащихся? (Слайд 5)
Устойчивый интерес к учебной деятельности младших школьников формируется при проведении уроков-путешествий, игр, викторин, исследований, встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу, использование различных приёмов. Необходимо стремиться к организации и использованию в процессе обучения различных «обратных связей» между учителем и учащимися (взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия, групповые формы обучения и т. п.)
Продуманная организация обучения усиливает желание школьников слушать учителя, читать учебник, решать задачи, запоминать и применять изученный материал.(слайд 6)
формы и приемы обучения, которые я использую для того, чтобы школьники самостоятельно добывали знания и оперировали с ними:  научные дискуссии, мозговой штурм, ученическая исследовательская группа, придумывание  научно-фантастических рассказов, спектакли, выпуск газет, презентаций по изучаемым предметам, экскурсии, поездки.         
Такое многообразие форм и приемов организации обучения и возможность переключаться с одних видов деятельности на другие позволяют преодолеть тот однообразный ход уроков, который так не любят школьники
Примеры наиболее часто используемых  приёмов (Слайд 7)
Приём «Фантастические добавки».
Литература:
Учащимся предлагают представить себя прутиком ,при помощи которого  путешествовала лягушка из сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика.
Окружающий мир:
Мы попали на другую планету, где у инопланетян такие же буквы, но говорят они на непонятном для нас языке. Давайте расшифруем названия животных, которые там обитают.
РАСУСТ /страус/ДУЗЕМА /медуза/КУТИЛА /улитка/КРИКОЛ /кролик/
 
Ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу, как удивительное.
Приём “Удивляй!” (Слайд 9)
Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Учитель находит такой угол зрения, при котором даже хорошо известные факты становятся загадкой.
ПРИМЕР. Приём “Удивляй!”
Окружающий мир (А.Плешаков, 2 класс)
Тема: “Какие бывают животные?”
Учитель: Зоологи утверждают, что яблоки ежи не едят — они ведь насекомоядные! Тем более что на зиму никакое пропитание им и не требуется — в это время они спят, как медведи или барсуки. И наконец, было замечено, что из множества яблок ежи выбирают дички, то есть наиболее кислые яблоки. Зачем они ежам?
Ответ Ежи любят натыкать на иглы кислые и едкие продукты, дезинфицируя таким образом иглы. 
ПРИМЕР. Приём “Удивляй!”
“Три состояния воды” легко заставить ребят удивляться.
“Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! И самое интересное, что это был правдивый рассказ! А теперь посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так привыкли к воде. Что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств”.
Приём «Удивляй». ( Например, рассказать детям про пальмы, которые 8 метров в длину и 6 метров в ширину, их листьями можно накрыть волейбольную площадку, из них делают зонты, веера.)
Пример.
МАТЕМАТИКА
Дети с трудом запоминают состав числа 9. Что 4 и 4 это 8 или 5 и 5 это 10, легко запоминают. А 4 и 5 — плохо... Тогда я дала каждому по 9 счетных палочек в руки и предложила разложить их так, чтобы в каждой руке было поровну. Для многих открытием стало, что этого сделать не удается. И сами пришли к выводу, что поровну разделить нельзя, а на 4 и 5 можно. Вот теперь усвоили этот факт отлично!
ПРИЁМ: Перепутанные логические цепочки (Слайд 10)
Выбери признаки ненастной погоды:
солнечно, дождливо, сыро, ветрено, тепло, безоблачно, грязно
Для описания какого осеннего месяца подходят эти слова?
Расскажите по картинке о ноябре.
Почему его называют братом зимы?
(начиная с 1 класса)
Прием “Драматизации и театрализации»
Формирует воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов.
Очень важен для развития речи и эмоционального развития ребёнка.
Приём: « чтение с пометками» или «инсерт»( Слайд 11)
Учащиеся читают текст в учебнике, ставят на полях соответствующие знаки.
Пометки могут быть следующие:
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
? Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
+ Знаком « плюс» отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
(со 2,3 класса)
Приём “Нестандартный вход в урок” (Слайд 12)
Универсальный приём ТРИЗ, направленный на включение учащихся в активную мыслительную деятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с противоречивого факта, который трудно объяснить на основе имеющихся ПРИМЕР. “Нестандартный вход в урок”
Окружающий мир
Тема: “Невидимые нити”
Учитель: В давние времена люди вздумали навести порядок в одном лесу. Лесничий рассуждал так: “Лес – это деревья, всё остальное лишнее!” И по его приказу вырубили кустарники. Чисто и просторно стало в лесу… Прошёл год, другой, третий. И видит лесничий: в лесу что-то неладно. Везде торчат высохшие голые деревья. Призадумался лесничий: “Отчего деревья сохнут?”
Русский язык
Например, слова: сад, садовник, садовый. Корень сад (обучающиеся знают, что корень – одинаковая часть слова)
Свет, светить, светлый, свеча (корень отличается одной буквой. Проблема: корень свет, свеч или све?
Работа над кластером(Слайд 13)
Кластер к теме:
« Растения- живые существа»
Выбери слова из карточки, доказывающие, что растение - живые существа
Упражнение «От обратного» (Слайд14)
Продолжить размышление:
«Что было бы, если бы человек не мог иметь зрение и слух?»
Прием «Синквейн»
Прием «ХИМС»
Технология проведение: Этот метод позволяет учителю быстро выяснить впечатления учеников по следующим вопросам, начальные буквы которых составляют это не очень понятное название метода:
– Хорошо…
– Интересно…
– Мешало…
–С Собой возьму…
Каждый ученик должен, по - возможности, откровенно ответить на эти вопросы (написать на листочках), включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на уроке.
Дальтон-технология (Слайд 15)
(Слайд 16) В основе всех приемов лежат действия детей: действия с фигурами, с предметами, со словами, с числами. Ведь не зря гласит китайская мудрость: “Я слышу – я забываю, Я вижу – я запоминаю, Я делаю - я понимаю”. Познавательная деятельность ребенка не ограничивается лишь уроками, а продолжается в их внеурочной деятельности.
ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ (ТРИЗ) (слайд 17)
ТРИЗ разработана советским ученым и писателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером.
Основные функции ТРИЗ:
Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов.
Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений (в том числе и принципиально новых).
Развитие качеств творческой личности.
Английский путешественник Филеас Фогг и его слуга Паспарту не могут вовремя попасть в Англию — нет попутного корабля. А если они опоздают, то проиграют важный спор и много денег. Пришлось Фоггу нанять красивый пароход с деревянными надстройками и, ни минуты не медля, отправиться в плавание. До Англии было уже рукой подать, но, как назло, на пароходе кончился уголь — и пароходные машины встали. Как быть? Где взять топливо в море?
Подсказка.Есть хорошее изобретательское правило: «Используй то, что под рукою, — и не ищи себе другое». (Иногда решение трудной задачи — под самым носом...)
ОТВЕТ: Вместо угля в топке пароходного котла сожгли деревянные части парохода. Корабль пришел вовремя.
В море есть еще ветер — можно было бы сделать мачту с парусом. Или зацепиться за какого-нибудь кита, плывущего в нужную сторону.
(Слайд 19-20) Диаграммы положительной динамики качества знаний на протяжении моей работы с 2012 по 2015 учебные годы. В связи с внедрением в урочную и внеурочную деятельность современных методов и приёмов соответствующих ФГОС НОО.