Социализация детей со зрительной депривацией к обществу.


Социализация детей со зрительной депривацией к обществу.

Татьяна Николаевна Леонтьева
г. Нижневартовск

Депривация (от позднелат. deprivatio — потеря, лишение), сенсорная недостаточность или недогрузка системы анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции или при нарушении работы основных органов чувств [2, с. 49].
Сенсорная депривация – это длительное частичное лишение человека слуховых, зрительных ощущений, а также лишение подвижности, общения, эмоциональных всплесков [1, с. 14] .
Многолетний опыт работы с детьми, имеющими зрительные нарушения, анализ литературы о современных исследованиях, доказывающих отрицательное влияние зрительной депривации на становление психических процессов у детей, подтверждают положение о необходимости проведения специально организованной работы по развитию зрительного восприятия дошкольников с целью их социализации в современном обществе.
По мнению ведущих психологов, в том числе и А.Г. Литвака, нарушения зрения приводят не только к сенсорной депривации, но и к эмоциональной и социальной депривации. [3, с. 112].
Для того чтобы социализация детей с нарушениями зрения проходила успешнее наше дошкольное учреждение работает по трем направлениям:
коррекционно-развивающее;
лечебно-восстановительное и профилактическое;
образовательное.
Целью коррекционно-развивающей работы является всестороннее развитие ребенка и подготовка его к школе. Вся работа воспитателя ведется в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога, и тифлопедагога.
Каждый вид деятельности, каждое занятие имеют, помимо общеобразовательных задач, коррекционную направленность, вытекающую из совместного с тифлопедагогом плана перспективной работы.
Лечебно-восстановительная работа включает в себя специфическое лечение, восстановление, развитие и охрану, стимуляцию остаточного зрения у слепых и улучшение зрения у слабовидящих детей, осуществляется сестрами - ортоплеоптистками под руководством врача-офтальмолога.
В нашем дошкольном учреждении преодоление этой проблемы мы начали с изменения содержания и расположения развивающей среды, окружающей ребенка.
В кабинете психолога стены, двери, пол, потолок оформлены так, чтобы ребенок свободно двигался, работал стоя, сидя, лежа, расслаблялся зрительно и физически. Для расслабления и отдыха ребенка есть индивидуальные коврики с яркой красочной аппликацией. Во всех видах деятельности используются музыка, художественный образец в картине, слове. Все это дает возможность педагогу проводить игры и упражнения одновременно на развитие зрительных функций по современным традиционным и нетрадиционным методикам, развивать личность ребенка, его самостоятельность и творчество.
Все это дает возможность педагогу проводить игры и упражнения одновременно на развитие зрительных функций по современным традиционным и нетрадиционным методикам, развивать личность ребенка, его самостоятельность и творчество. Из нетрадиционных методик мы используем элементы методики зрительного переобучения по Бейтсу, основанные на релаксации зрительного аппарата и ума ребенка [4, с. 81].
Нас привлекают упражнения "быстрого взгляда", когда ребенок без напряженного всматривания, без элемента соревнования, т. е., в спокойном, pacслабленном состоянии, извлекает из своего зрения все возможности. В старших группах используем пальминг, частичную соляризацию, вырабатываем правильное дыхание, глубокое и ритмичное [6, с.16].
Работа идет по двум направлениям одновременно.
1. Формирование зрительного восприятия.
2. Овладение способами общения в разных видах деятельности.
Новым направлением в нашей работе является поиск путей реализации сформированных способов восприятия в реальную жизнь. Вот некоторые нетрадиционные формы нашей работы.
I. Совмещенные занятия специалистов (дефектолог- логопед, дефектолог- психолог, дефектолог -логопед -психолог) [приложение 1].
Их необходимость диктуется особенностью проявления поведения детей с нарушением зрения в присутствии новых лиц. В данном случае каждый специалист на занятии не посторонний наблюдатель, а непосредственный участник (объем его участия заранее планируется). Такие занятия благодатная почва для развития психических процессов.
Организация передвижных игровых зон. Новые настенные доски, фланелеграфы разной формы расширяют игровые и учебные возможности детей и педагога, дают простор для движения.
Примерный объем работы на вертикальном полотне (стена, двери):
упражнение по типу «Быстрые взгляды»;
обучение целенаправленному восприятию;
узнавание объектов на расстоянии. Выделение признаков узнавания (как узнал);
приближение к объекту (какие дополнительные признаки, детали замечены);
обводка объекта указкой (по контуру, не прикасаясь к нему, на расстоянии глазами, с использованием руки, мысленно в воображении с закрытыми глазами);
соединение объектов дорожкой (указка или рука, взглядом, мысленно):
а) по сюжету сказки;
б) по заданию педагога (например, "выведи" с поля лишний предмет);
в) отыскивание пары (по сенсорным эталонам, по понятию, по эмоциональному состоянию и т. д.);
рассказывание сказки или рассказа по объектам стенда;
работа по восприятию изобразительных средств
глубины пространства.
Широко используются объемные лабиринты, которые способствуют развитию целенаправленной ориентировки, воспитывают интерес и внимание, Некоторые виды работы с лабиринтом:
а) движение в лабиринте по правилу, плану-схеме;
б) движение по цветовому ориентиру-стрелке, соответствующей жетону ребенка;
в) прослеживание взглядом направления движения по лабиринту для поиска пары (ребенка, игрушки, предмета). Лабиринты составляем из шнура, веревки и крепим липучками [5, с. 78].
III. Драматизация сказок, фрагментов, упражнения на общение с использованием народного интерьера, деталей костюма, с участием взрослых персонажей.
IV. Включение в занятия родителей (соревнование в игре, упражнения).
V. Практика занятий смешанных возрастов.
VI. Введение нового типа «свободных» занятий, когда дети по своему желанию могут выбрать сказочную ситуацию, игрушку, набор объектов в их самостоятельное использование. Дефектолог, не вмешиваясь, наблюдает, определяет для себя уровень самостоятельности и творчества ребенка, общения с товарищами. Все это дает положительный результат в развитии зрительных возможностей детей, подготавливает их к умению использовать эти возможности в любых условиях окружающего ребенка мира.
Одним из важнейших направлений работы является систематическая и целенаправленная работа с семьями детей с нарушениями зрения [приложение 2].
Она включает в себя несколько направлений:
выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания и обучения, развития школьников с нарушениями зрения;
консультация для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;
индивидуальное консультирование родителей по вопросам, касающимися конкретного ребенка;
проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком, оказания ему действенной помощи в выполнении определенных видов деятельности;
выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога;
выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;
выставки детских работ, выполненных на занятиях тифлопедагога; задания на дом (на выходные дни, на лето).
В дошкольном учреждении созданы специальные условия для проведения групповой и индивидуальной работы для обеспечения чувства защищенности, где педагоги создают атмосферу психологического комфорта:
формируют навыки адаптивного поведения в новых социальных условиях, способствуют появлению возрастных психологических новообразований, предупреждению отклонений в развитии ребенка. К специальным условиям относятся:
присутствие родителей и включение их в игровую деятельность не только в роли помощников, но и в роли активных участников происходящего, формирующих у ребенка познавательные навыки;
обучение родителей адекватным способам общения с ребенком;
создание предметно-развивающей среды (с помощью дидактических пособий, материалов, игрушек);
материально-техническое обеспечение (создано специальное пространство, и применение полуфункционального оборудования сенсорной комнаты).
Подводя итог можно отметить, что комплексная работа всего педагогического коллектива, а именно взаимодействие воспитателей, профильных специалистов в коррекционно-образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения, способствует социализации детей с нарушениями зрения в современном обществе.
Приложение1Приложение2.
Литература:
1. Банщиков В. М., Столяров Г. В. Сенсорная изоляция: "Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова", № 9, 1966. – 40 с.
2. Макиртумов Б. Е. и др. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. - СПб., 2001. – 51с.
3. Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих. – изд. КАРО. Санкт-Петербург, 2006 – 211с.
4. Подколозина. Е.Н. Социально-бытовая ориентировка дошкольников с нарушениями зрения. – Москва, изд. Город детства, 2007 – 256с.
5. Л.И. Игнатова, О.И. Волик, В.Д. Кулакова, Г.А. Холюкова. Программа укрепление здоровья детей в коррекционных группах. – изд. Творческий центр Сфера, Москва, 2008 – 142с.
6. В.А. Феоктистова. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения СПб. Изд. Образование, 1995 – 143с.