Конспект урока по литературному чтению по рассказу В.В.Бианки Хитрый лис и умная уточка


Тема урока: «Модель урока литературного чтения в контексте      
                         ФГОС».
Цель урока:
1.Познакомить учащихся с творчеством В.В. Бианки.
2.Развивать навыки выразительного чтения.
3. Учить делить текст на смысловые части и составлять план.
4. Учить подробно пересказывать художественный текст согласно
     составленному плану.
5.Воспитывать любовь к природе, бережное отношение  к животным.
6.Формировать навыки учебной деятельности учащихся, умение планировать свою деятельность, оценивать результат своей     деятельности, развитие коммуникативной культуры учащихся, формирование интереса к изучению литературного чтения.
Задачи урока:
Образовательные: 
Читать сообщение об авторе; находить в тексте сообщения известную и неизвестную информацию.
Дополнять информацию об авторе.
Читать художественный текст и делать его анализ (название, жанр, тема, герои).
Отвечать на вопросы учителя по содержанию текста.
Пересказывать текст на основе опорных слов.
Развивающие:
Развивать память, внимание, умения слушать товарищей, высказывать свои мысли и отстаивать свою точку зрения.  
Формировать у учащихся рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
Совершенствовать культуру речи учащихся.
Развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, умение выполнять  инструкции учителя, делать выводы.
        
Воспитательные: 
Воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность;
Формировать интерес к изучению литературного чтения.
                                                         Ход  урока
Организационный момент.
Учитель.  Пусть книги друзьями заходят в дома.
                  Читайте всю жизнь. Набирайтесь ума. (Слайд 1)
- Что мы должны узнать и чему должны научиться на уроках литературного чтения?
   (Ответы детей)        
- Какие правила будем соблюдать, работая на уроке?
 (Ответы детей)
- Кто пришёл на урок в отличном настроении. Покажите сигнальную карточку с восклицательным знаком.
У кого просто хорошее настроение – поднимите карточку с плюсом.
Кто не может определить, какое у него настроение, пусть поднимет карточку с вопросительным знаком.
-Желаю вам удачи и узнать много интересного на уроке.
Актуализация знаний. Постановка проблемы.
Учитель:  Внимание на экран! Сейчас мы проведём небольшую викторину. Я буду задавать вопросы. Вы – внимательно слушать и отвечать на них. За правильные ответы вы получите баллы.
 Вопросы викторины.
Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, то  
тише, то громче, то реже, то чаще. Трещотка трещит деревянная, да и только. Так разошёлся, что и про завтрак свой забыл.  
- О ком говорится? Как называется произведение? (об аисте «Кто чем поёт?»)
      2.   Одеяло убежало, улетела простыня.
            И подушка, как лягушка,
            Ускакала от меня…. (о грязнуле  «Мойдодыр»)
Мы пчелиный рой – друг за дружку горой. Кружим, жужжим, жалим, грозим большим и малым. ( о пчёлах «Теремок»)
Надоело щенку гонять кур по двору. «Пойду – ка, - думает,- на охоту за дикими зверями и птицами.» («Первая охота»)
Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий. Сильный. Я как шлёпну хвостом по воде, так меня и подбросит. (Рак «Хвосты»)
Закрутил, закрутил головой. Заскрипела его жёсткая шея – тоненький-тоненький писк послышался. (Жук – усач «Кто чем поёт»)
Учитель: Какое произведение было лишним? (Ответы детей. Одеяло убежало…. Потому что это произведение К. Чуковского, а остальные В. Бианки).Оценка деятельности.
Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на парте. Напишите своё имя. Если вы считаете, что правильно ответили на все вопросы викторины, то поставьте (!), если вы немного ошиблись, поставьте (+), если вы почти ничего не угадали (?).
 Определение темы урока.
 Учитель:   Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? (Ответы детей).
(Учитель открывает доску. На ней написано Виталий Валентинович Бианки).Учитель: Используя запись на доске, прочитайте фамилию, имя, отчество писателя.
(Другая часть закрыта.)  
Эту часть мы откроем в течении урока.
( Под надписью картинки с изображением деревьев, цветов, птиц, зверей.)
Учитель: Разделите эти картинки  на группы.  Сколько групп получилось?
 (два ученика выходят к доске). Какие группы можно объединить? (деревья и цветы-растения, птицы и звери – животные). А если объединить все эти картинки, какая группа получится? (Природа).  
Предположение: О чём писал Виталий Витальевич Бианки?
Оцените свою работу. Поставьте нужный знак в таблицу.
Учитель: Откройте читательские дневники и запишите тему урока.
    Работа в парах.
Учитель: Предлагаю поработать в парах. Нам надо составить план  урока. Возьмите конверты. Разложите карточки в нужном порядке.
(Учащиеся выполняют задание – составляют план урока, выбирают порядок  деятельности при помощи карточек с надписями: Знакомство с писателем. Знакомство с произведением. Составление плана. Пересказ. Закрепление нового материала.) два-три ученика читают получившийся план.Учитель: Вы хорошо потрудились, оцените свою работу. Поставьте в таблицу знак (!), если вы без ошибок составили план работы. Поставьте знак (+), если вы немного ошиблись. Если вы не смогли составить план урока, поставьте знак (?). Учитель: Предлагаю отдохнуть.
  3.Физкультминутка.    (Слайд)
  4. Учебно – познавательная деятельность.
Слово об авторе (знакомство с писателем). 
        Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки. Почему его называли не только писателем. Но и учёным, вы узнаете чуть позже.
Сообщения учащихся (индивидуальное домашнее задание). 
Учитель: Предлагаю послушать сообщения о писателе. (слайды)
1. Виталий Бианки родился в Петербурге. Певучая фамилия досталась ему от предков-итальянцев. Возможно, от них же он стал увлекающимся и артистичным человеком.  От отца он унаследовал талант исследователя и интерес ко всему, «что дышит, цветет и растет».
2.  Отец работал в Зоологическом музее Российской Академии наук. Квартира  находилась прямо напротив музея, и дети — трое сыновей — часто бывали в его залах. Там за стеклянными витринами замерли животные, привезенные со всего земного шара.
         Детям  хотелось найти волшебное слово, которое «оживило» бы музейных  зверей. Настоящие были дома: в квартире  расположился небольшой зоопарк.
Летом семья Бианки уезжала в деревню Лебяжье. Здесь Виталий  впервые отправился в настоящее лесное путешествие. Было ему тогда лет пять-шесть. С тех пор лес стал для него волшебной страной.
  Интерес к лесной жизни сделал его страстным охотником.  
      А еще он очень любил поэзию. Одно время увлекался  футболом.      Разными были интересы.  Но своим главным  учителем Бианки считал отца.
       Он приучил сына записывать все наблюдения. Через много лет они превратились  
       в  увлекательные рассказы и сказки.
5.За 35 лет творческой работы Виталий Валентинович  Бианки создал более 300 рассказов, сказок, повестей, очерков и статей. Всю жизнь он вел дневники и заметки о жизни животных, о природе. Читатели  ему писали много писем и он отвечал на них. Его произведения переводили  на многие языки мира.
Свои сообщения дети прикрепляют на доску на магниты.
Учитель: Вы уже обратили внимание на небольшую выставку книг.  Эти книги из нашей школьной  библиотеки. Я предлагаю вам их прочитать. Здесь книги не только В. Бинки, но и других авторов, которые пишут о природе для детей.
 Работа  с учебником стр. 105 
Учитель: Откройте учебник на стр. 105. Прочитайте самостоятельно жужжащим чтением  статью о писателе.  2-3 учащихся читают вслух.
Учитель: Вы послушали выступления ваших одноклассников, прочитали текст в учебнике. Что вам запомнилось из жизни писателя В.В. Бианки? Теперь вы сможете ответить на вопрос. Я его напомню.
- Как вы думаете, почему В.В. Бианки называют не только писателем, а ещё и учёным?
(Ответы детей: он не просто писал о природе, он её изучал. Записывал все свои наблюдения и потом писал рассказы и сказки).Учитель: Какой пункт плана мы уже выполнили? Что мы будем делать дальше?
(Знакомиться с произведением)
Учитель: Откройте учебник на стр. 106.
-Как можно узнать, о чём будет произведение?
(Ответы детей: можно догадаться по названию. Можно догадаться по иллюстрации).Учитель: На какие же мысли вас наводит название произведения и иллюстрация?
(Ответы детей)
Учитель: Допишите тему урока.(Открыть оставшуюся часть: Хитрый лис и умная уточка.)Физкультминутка. (слайд)
Продолжение учебно-познавательной деятельности.
Учитель: 
 Давайте прочитаем  произведение В.В. Бианки,  которое называется «Хитрый лис и Умная Уточка». Возьмите в руки простой карандаш, чтобы отметить точкой непонятные слова и выражения. Будьте внимательны!
- (утки в отлёт собрались, утятинкой раздобудусь,  поднялась на крыло,  ключ из-под земли бьёт, полынья,)Вопросы по тексту:
Учитель: Вы прослушали произведение «Хитрый лис и умная уточка».
- Определите – это художественный текст или научный?
 (Ответы детей: художественный, потому что автор передаёт нам свои чувства. Эмоции).- Кто может определить, к какому жанру  относится произведение?
 (Ответы детей: сказка, потому что…. ) а какая это сказка? (авторская)
       Работа в группах:
  - А теперь пришло время вспомнить  про  непонятные слова и выражения, которые  вам встретились? Каждая группа получает конверты  с заданием – выяснить значение непонятных слов и выражений. Выбрать вариант ответа. Можно ответить по-своему.
     (Словарная работа) (Ответы детей).
   Учитель: Кто смог найти в тексте непонятные слова и выражения и выяснил их значение, поставьте в таблице (!). если у вас были затруднения – (+), если вам так и не удалось понять смысл этих слов и выражений- (?)
      Продолжение работы над текстом.
     - О чём эта сказка? 
 
      - Какой момент в сказке вам показался самым захватывающим?
     Найдите его в тексте    и прочитайте.
    - Кого в сказке можно считать положительным персонажем. А кого отрицательным?
    - Кому из героев вы больше всего сопереживали? Поделитесь своими чувствами.
    - Учитель: На странице 107 вопросы и задания к сказке.
Учитель: Давайте определим, какие пункты плана урока мы уже выполнили и что будем делать дальше.
          (Ответы детей: познакомились с писателем, познакомились с произведением.Теперь будем составлять план). Учитель: Вспомним как говорил Ива Иваныч Самоваров- составлять план – дело очень важное и ответственное. План помогает правильно и красиво пересказать  произведение.
      (На доске алгоритм составления плана «Шаги к умению»     - прочитать произведение.
    - определить смысловые части и опорные слова.
   - определить тему каждой части и озаглавить её.
   - выписать по порядку заголовки каждой части.
  - прочитать получившийся план.
  - сверить план с содержанием текста.
  - пересказать текст по плану.)
Учитель: Переходим к составлению плана.
     Чтение сказки – с каждого ряда по два человека.
 Вы заметили. Что сказка делится на части? Назовите опорные слова, по которым сказку можно поделить на части. (Осень, Зима, Весна).  
 Разделимся на группы. 1 ряд будет читать об Осени и составлять план. 2 ряд –о Зиме и составлять план. 3 ряд –о Весне и составлять план. Записывайте заголовки.  Приступаем к работе.
Учитель: Запишите в читательском дневнике слово «План».
- 1 ряд: сколько смысловых частей у вас получилось? (н-р, 3. Читают 2 ученика свои варианты. Наиболее удачные записываем на доске и в тетрадях).        1. Осень. Хитрый Лис мечтает поймать  уточку.
        2. Лис хватает уточку за крыло.
        3.  Уточка спряталась в камышах.
-2 ряд: 1. Зима. Хитрый Лис хочет найти уточку по следам.
             2. Тёплая полынья спасла уточку.
 - 3 ряд:  1. Весна. Хитрый лис снова мечтает поймать уточку.
                2. Лис хочет кинуться в воду.
                3. Уточка улетела.
Учитель: Вот и план готов.  Оцените свою работу в таблице. Напомните, что мы должны сделать дальше? (Пересказать текст). С каждого ряда по одному пересказу.
Оценивание пересказа.
Учитель: Оценим пересказ при помощи сигнальных карточек. (учащиеся оценивают пересказ-поднимают нужную карточку).
Учитель: Вот мы и с пересказом справились.  Что у нас дальше по плану?    
                   (Закрепление нового материала).
- С творчеством какого писателя вы сегодня познакомились?
- Что вы узнали о писателе?
- С каким его произведением вы познакомились на уроке?
- Чему вас научило это произведение? ( добро побеждает зло. На всякую хитрость найдётся ум, который её победит. И т.д.)- На какое произведение похожа сказка «Хитрый Лис и Умная Уточка?»
- Совсем скоро мы познакомимся с ещё одной сказкой В.В. Бианки.
6.Рефлексия.
Учитель:
Продолжите предложения:
Я оцениваю свою работу на уроке ….. (показать сигнальную карточку)
Больше всего мне понравилось как отвечал (отвечала)…..
Мне хочется сказать спасибо…..
Учитель: Сегодня  хорошо отвечали и получили оценки :…… Кто сегодня не получил оценку, получит на следующем уроке.
Домашнее задание.
- Стр. 106-107 . Составить план. Пересказ.
- Нарисовать обложку для сказки.