Исследовательская работа «Влияние разных жанров музыки на рост и развитие растений»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Никольская СОШ
Исследовательская работа
«Влияние разных жанров музыки
на рост и развитие растений»
Выполнил : Харсиев Артем 5 класс
Руководитель: Алёхина Ж.В.
.
2017г
Введение
В настоящее время в средствах массовой информации постоянно сообщают интересные факты, в которые сложно поверить. Один из таких фактов, который меня очень заинтересовал,  и который захотелось проверить, было влияние музыки на растения. Я никогда не подозревал, что растения могут реагировать на что-то кроме света, тепла, воды, минеральных веществ в почве. Я решил поподробнее изучить  вопрос влияния музыки на растения, провести свои исследования.
Тема « Влияние разных жанров музыки на рост и развитие растений»
Цель работы-   в ходе лабораторных исследований выяснить, какое влияние оказывает музыка на рост и развитие растений.
В соответствии с целью появились следующие задачи:
1) на основе анализа специализированной литературы выяснить, кто из ученых занимался изучением влияния музыки на растения и какие выводы были сделаны в результате исследований;
2) провести собственный эксперимент по изучению влияния музыки на рост и развитие пшеницы и овса.
3) сделать самостоятельные выводы о влиянии музыки на рост и развитие растений.
Гипотеза: классическая музыка ускоряет процессы роста и развития растения, рок-музыка подавляет и угнетает данные процессы.
Объект исследования -  пшеница и овес.
Предмет исследования - зависимость роста и развития растения от музыкального сопровождения.
Оборудование и материалы:  посадочный материал- семена пшеницы и овса, одноразовые стаканчики с грунтом, компьютер, сборники различной музыки.
Сроки проведения исследования:  с 18 ноября 2016 года -  10 декабря 2016 года
Основная часть
Есть одна неразрешенная и в то же время очень интересная проблема: каков же механизм воздействия музыки на растения? Вопрос в непосредственном физическом влиянии звуковых волн на растение или в каком-то другом действии самих музыкальных мелодий, тональностей, тембров, поскольку избирательность их действия на растения тоже четко показана?
Опыты указывают на то, что растения могут реагировать на действие звука, на звуковые волны определённой частоты. Растения реагируют на свет, температурные изменения, подвержены стрессу, способны к акклиматизации и адаптации. У них происходит обмен веществ, который совершается с помощью особых активных белков-ферментов. А.А. Замятин кандидат физико-математических наук, сравнил числа оборотов ферментов в некоторых биохимических реакциях, и оказалось, что они соответствуют частоте музыкальных звуков. Таким образом, в растительных клетках есть колебательные процессы и резонирующие структуры, которые лежат в основе биологического действия музыки на растение. Данный процесс получил название резонансный механизм.
Биофизики Романов С.Н., Мужеев Е.А., проводя исследования с растениями и модельные опыты с ферментами, установили связь музыки с живым веществом через молекулярные механизмы ферментных реакций, происходящие в растительных клетках.
Ход моей работы: для исследования были взяты семена пшеницы и овса. Семена, в количестве 21 штуки, были посажены в три одинаковых одноразовых стаканчика, по 7 штук в каждый, в одинаковый грунт. На стаканчиках я сделал пометки Р, К и один без пометки. В течение 23 дней я ухаживал за посаженными растениями одинаково, создавая  одинаковые условия, соблюдая все агротехнические приемы выращивания.

При выращивании пшеницы и овса я ежедневно в течение 30 минут на протяжении всего времени  использовал музыкальное сопровождение для растений, посаженных в три разных стаканчика следующим образом:
1) Стаканчик с буквой «К» слушал классическую музыку Чайковского, Моцарта, Шопена, Баха
2) Стаканчик с буквой «Р» слушал   рок – музыку группы Rammstein и Ленинград.
3)  Стаканчик без буквы – контроль ( без прослушивания музыки)
Результаты эксперимента
Наблюдая за растениями, я установил, что растения с пометкой «Р» взошли раньше, чем остальные -21 ноября, растения с пометкой «К»- взошли утром 22 ноября, а растения без пометки- 22 ноября после обеда. Всхожесть у «рока» была больше, из семи посаженных семян взошли все, в стаканчике с пометкой «К» взошли шесть семян, а вот в стаканчике без пометки всходов было только три.

Выводы.
Я изучил различную литературу по вопросу влияния музыки на растения и выяснил, что данный вопрос интересовал людей уже достаточно давно. Выяснилось, что растения , которые слушают классическую музыку, растут и развиваются быстрее , я тоже был в этом уверен, но при проведении собственного исследования я получил немного иные результаты,  растения слушавшие рок и классику, каждую  неделю прибавляли в росте в среднем на  6 см. К концу проведения опыта растения с пометкой «Р»  достигли 36 см , а растения с пометкой «К» -  29 см., без пометки– 27 см.
После проведённого исследования я сделал вывод, что любая музыка положительно влияет на физиологию растения, способствует его активному росту и развитию, ускоряет обмен веществ в растительных клетках, а гипотеза о том что, классическая музыка ускоряет процессы роста и развития растения, а рок-музыка подавляет и угнетает данные процессы, в моем исследовании не подтвердилась.Используемая литература: интернет-ресурсы