Программа краткосрочных курсов по развитию речи «Чудесные превращения слов» 3 – 4 класс


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №28
Программа краткосрочных курсов по развитию речи «Чудесные превращения слов»
3 – 4 класс
Нигомаева М.Г.,
учитель начальных классов
Березники, 2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 
                                                     Речь - это канал развития интеллекта...
Чем раньше будет усвоен язык,
                                          тем легче и полнее будут усваиваться знания.
                                                                                                           Н.И. Жинкин
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах.
В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов  и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, разнообразия. Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий на краткосрочных курсах. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа «Чудесные превращения слов» составлена с учетом  имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения (анаграммы, метаграммы, шарады, логогрифы, составление слов из одного слова, логические сетки, логические цепочки, ребусы, «найди общее»). Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Специфика изучения курса «Чудесные превращения слов» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 8часов.

Задачи курса:
Обучающие:
• приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
• пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
• совершенствование общего языкового развития учащихся;
• обучение организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Развивающие:
• развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету; •
развитие смекалки и сообразительности;
•приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
• развитие мотивации к изучению русского языка;
Воспитательные:
• формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
• воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Основные методы и технологии
• информационно-коммуникативные;
• инновационные технологии;
• технология обучения в сотрудничестве.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
· субъектно-деятельностный подход;
· научность, доступность;
· сознательность и активность;
· наглядность;
· занимательность;
· связь теории с практикой.
Основные принципы:
• принцип взаимодействия (ученик - учитель, ученик-ученик);
• принцип личностно-ориентированного подхода;
• принцип позитивного восприятия образовательной среды;
• коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
• этико – эстетический (осознание детьми изобразительных средств языка, культуры речевого поведения);
• концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
• обучать алгоритму и последовательности действий решения учебной проблемы совместно с учителем;
• формировать умение объективно оценивать свою работу в диалоге с учителем и одноклассниками;
• формирование волевой саморегуляции, как способности к преодолению препятствий.
Познавательные УУД:
• осуществлять анализ и синтез;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• составление слов путём логического осмысления и жизненного опыта;
• структурирование знаний.
Коммуникативные УУД:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных речевых задач;
• высказывать и обосновывать свою точку зрения;
• задавать вопросы,
• создавать атмосферу эмоционально-позитивного отношения к процессу сотрудничества;
• слушать собеседника, ориентироваться на его позицию, отличную от собственной, уважать иную точку зрения, уметь обосновывать собственную.
Личностные УУД (регулятивный компонент):
•формировать способность адекватно судить о причинах успеха или неуспеха своей работы, связывая это с усилиями, трудолюбием и стараниями;
• формировать познавательный мотив - интерес к новому;
• формировать чувство прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с нестандартными речевыми заданиями.
Уровень образования школьников: 3 - 4 классы
Форма учебной работы: факультативная.
Ожидаемые результаты
а) конкретные ожидаемые результаты: • повышение уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных ее параметров;
•психологическое благополучие и здоровьесбережение детей в учебной деятельности;
• получение нестандартных знаний по развитию речи;
• овладение нормами речевой грамотности.
б) результаты детской продуктивной деятельности:
• словотворчество учащихся;
• использование знаний по данному материалу в домашних заданиях по русскому языку, по литературному чтению, во внеклассной работе, участие в межрегиональных играх «Русский медвежонок», играх интеллектуального направления.
Дальнейшее развитие программы
В дальнейшем идеи программы будут реализовываться, и развиваться в направлении наработки опыта социального партнерства и опыта программ и методик по развитию речи учащихся.
Календарно- тематическое планирование
№ Тема Содержание
Анаграммы. Понятие «анаграмма», работа по алгоритму. Коллективная работа, работа в парах. Самостоятельная работа. Подведение итогов. Рефлексия.
Шарады. Понятие «шарада», работа по алгоритму. Коллективная работа, работа в парах. Самостоятельная работа. Подведение итогов. Рефлексия.
Метаграммы. Понятие «метаграмма», работа поалгоритму. Коллективная работа, работа в парах. Самостоятельная работа. Подведение итогов. Рефлексия.
Логогрифы. Понятие «логогрифы», работа по алгоритму. Коллективная работа, работа в парах. Подведение итогов. Рефлексия.
Составление слов из одного слова. «Найди общее». Объяснение задания «Составь слово». Коллективная работа, индивидуальная работа. Устанавливать причинно-следственные связи заданий «Найди общее», работа с модулями. Подведение итогов. Рефлексия.
Логические цепочки.
Логические сетки. Понятие «логические цепочки», «логические сетки», работа по алгоритму. Коллективная работа, работа в парах. Самостоятельная работа. Подведение итогов. Рефлексия.
Ребусы. Понятие «ребус», знакомство с теорией, знаковыми моделями. Коллективная работа, работа в парах. Самостоятельная работа. Подведение итогов. Рефлексия.
Командная игра
«Своя игра» Применение знаний, умений работы со словом в нестандартных речевых заданиях. Практическое занятие.