Доклад на семинар учителей русского языка и литературы «Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения»


Доклад на семинар учителей русского языка и литературы «Формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения»
Что нужно для счастья детям?
Чтоб солнце на всей планете,
Чтоб мячик и плюшевый мишка,
И добрая, добрая книжка!!!
Лана Аширова Хорошая книга - и воспитатель, и учитель, и друг. Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования одним из предметных результатов  изучения предмета «Литература» являются: - формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения.
Что такое чтение?
Это учебный предмет.
Это процесс освоения текста
Это общеучебное умение (компетенция).
«Сквозная цель образования – воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению и потребности в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с высшим уровнем языковой культуры, чувств и мышления.» Сегодня много говорят о чтении. Заставить читать нельзя, чтением надо увлечь! Пробудить интерес к чтению лучших книг и талантливо их прочесть – задача взрослых. Мы, учителя должны создать благоприятны условия для духовного становления юного читателя, приобщения его к чтению. Это создание единого читательского пространства при продуктивном взаимодействии школы, библиотеки, семьи. 
Социальная значимость книги в жизни любого человека и общества огромна. Книга – звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга – это путь познанию вещей и явлений. Книга – ключ к открытию мира и людей – добра и зла, силы и слабости, равнодушия и непримиримости. Открывая этот окружающий мир, впитывая опыт поколений, ребенок развивает свой ум и чувства, вырабатывает убеждения, познает, оценивает и воспитывает самого себя.
Уже на первых уроках литературы учитель старается сформировать у учеников понятие, что культура человека невозможна без культуры чтения.
Литературные потребности личности развиваются медленно, незаметно, так как требуют длительного, постоянного общения с литературой.
Уровень читательского интереса среди подростков и школьников среднего возраста значительно снижается. Чтение литературы рассматривается обучающимися как принудительное, неувлекательное домашнее задание. Задачей современной школы является возрождение интереса к сознательному чтению, которое не только является одной из основ учебной компетенции, но и служит важнейшим средством формирования и развития личности ученика. На причину отчуждения школьников от художественных произведений влияют следующие факторы:
‒ информационная загруженность в СМИ (искореняет творческую и интеллектуальную активность);
‒ воспитание детей в семье (большинство родителей современных учеников относятся к поколению «детей 90-х», когда школьному образованию и воспитанию уделялось гораздо меньше времени, чем в предыдущие десятилетия). Перед школой на современном этапе стоят сложные задачи. Школа должна готовить учащихся к динамичной, быстро меняющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. При этом нельзя забывать о базовых, непреходящих вещах — гуманитарной, воспитательной составляющей. Важно сохранить и передать новым поколениям духовное и культурное наследие: историю, русский язык, русскую литературу, достижения в гуманитарных областях. В связи с указанными задачами происходят постепенные изменения в структуре единого государственного экзамена, в частности, с 2017 года вводится обязательный устный экзамен по русскому языку . Интеграция русского языка и литературного чтения формирует навыки письма, чтения и говорения, улучшит не только активный запас слов, но и грамотность в целом . Таким образом, проблема формирования читательского интереса в средней школе приобретает большое значение, как для отдельной личности, так и для всего государства.
Преподавателю важно осмыслить своеобразие преподавания уроков словесности в современной школе, обратить внимание на такие аспекты как преобразование учебного процесса и развитие в школьниках читательской самостоятельности; дать понять, что книги нужно выбирать по их полезности и актуальности именно для себя. Ознакомление школьников с печатным словом во многом зависит от взрослых людей его окружающих. От педагога требуется результативность в формировании потребности, навыков и постоянной привычки читать литературу. Чтение способствует развитию коммуникативных и этических навыков, помогает в социализации, расширяет общий кругозор учащихся. Читая, человек переживает огромное количество жизней вместе с персонажами, что поможет школьникам в осознании себя и того, какой путь им предстоит выбрать. Для воспитания грамотных детей необходимо зародить в них интерес к книгам и показать, что чтение — это не только способ учиться, но и удовольствие. Среди множества способов, какие можно использовать на уроках литературы для формирования читательского интереса, лучше всего подойдут нетрадиционные уроки.
Нетрадиционное — значит новое, более лучшее, но в обучении главным остается не прогресс методики, а эффективность и конечный результат. Нетрадиционный урок строится на импровизации и фантазии педагога, даёт полёт педагогическому творчеству, такой урок может включать различные методы и приёмы, это апробация новых форм работы для достижения наиболее высоких результатов и повышения интереса школьников к изучаемому предмету. Кроме того, эти уроки привлекают внимание и активизируют деятельность учащихся (как на уроке, так и при домашней подготовке к таким урокам) больше, чем обыденные классические уроки литературы. Применение таких уроков ведёт к осуществлению основного закона педагогики в учебном и воспитательном процессе –закона об активном обучении. Регулярное проведение таких уроков и выполнение школьниками новых интересных заданий, позволит добиться успеха в развитии любви к книге, что приведёт к более высокому уровню читательского интереса и высокому творческому мышлению. На уроках свободно можно комбинировать разные методы, приемы и различные формы организации работы, возможно включение отдельных развивающих элементов, которые активизируют процесс обучения. Результат достигается в полной мере, если методы и приёмы подобраны лучшим образом и технично применяется в работе преподавателя. Это обогащает учебную работу, располагая учащихся к активному и результативному обучению.
Рассмотрим основные методы и приёмы:
‒ словесные (рассказ о биографии автора; объяснение основных черт литературных направлений; беседа с наводящими вопросами о смысловой нагрузке произведения; дискуссия; лекция; работа с книгой; прослушивание релевантной музыки или чтение стихов; комментированное чтение произведений);
‒ наглядные (показ ученикам портрета автора; таблица с периодами творчества; фотографии людей или мест, которые вдохновляли писателя; демонстрация кинофильмов по мотивам произведения);
‒ практические (учащиеся самостоятельно находят интересный материл об истории создания произведения или об интересных фактах из жизни писателя при подготовке к уроку; кейс-задания; тестирование; творческие задания по личным впечатлениям от прочтения; практические работы по нахождению тропов и стилистических фигур; тематический взаимоопрос учащихся; создание портфолио индивидуальных достижений; проектная работа) .
А.Эйнштейн когда-то сказал: « Где это только возможно обучение должно стать переживанием». Высказывание перекликается с требованием образовательного стандарта включающим умение применять приобретённые знания и навыки для решения различных типичных жизненных ситуаций, а также проблем, связанных с выполнением человеком типичных социальных ролей. Все эти умения можно развивать, используя кейс-метод. Кейс –многозначное понятие, которое в данном контексте трактуется как случай, казус. Следовательно, метод кейсов (кейс-технологии) предполагает рассмотрение предложенных случаев жизненных или профессиональных ситуации. Суть метода (применительно к обучению литературе) в том, что обучающимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию или взятую из художественной литературы ситуацию.  При этом сама проблема не имеет однозначных  решений. Акцент образования переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество ученика и учителя: демократия в процессе получения знаний, учащийся равноправен с другими в процессе обсуждения проблемы.
Как использовать на уроке элементы кейс-технологий? «Объясню, как смогу, но не буду говорить ничего окончательного и определенного, а укажу только правдоподобные предположения», – говорил  Цицерон. Эта  цитата  объяснит принцип действия элементов кейс-технологии на уроке.
Кейс (от англ. case – случай) – это описание некоторой ситуации, события, которое несет в себе проблему и предполагает возможные варианты её решения.
Использование кейсов сводится не столько к приобретению конкретных знаний, сколько к развитию способностей, умений и навыков, среди которых особое внимание уделяется умению перерабатывать и анализировать большие массивы информации.
Кейс-вопрос, кейс-задание, кейс-ситуация  не предполагают однозначного ответа, ответов может быть несколько, но все они будут по-своему правильными. Учащиеся должны проанализировать, обсудить, рассмотреть все варианты ответов.
 
Примеры кейс-заданий 
Кейс-вопрос: С каким литературным персонажем можно сравнить героя поэмы «Мцыри»?
Кейс-задание: Является ли Лермонтов прообразом своего героя?
Кейс-ситуация: Представьте себя на месте главного героя.  Нужно ли было убегать из монастыря из-за трех дней пребывания вне его стен?
На каждое задание нет и не может быть однозначного ответа.
Таким образом, кейс-технологии предлагают возможные варианты решений с вероятностным прогнозом их последствий.
Можно выделить следующие варианты нетрадиционных уроков:
‒урок-семинар;
‒урок-суд;
‒интегрированный урок.Урок-семинар предполагает глубокую подготовку учеников, включая самостоятельное изучение материала и обсуждение поставленных вопросов по выбранной теме. Данный вид урока позволит развивать ораторские и аналитические способности учащихся, активизирует их исследовательскую деятельность в работе с нужными источниками и даёт полную свободу творчества в том, как именно представить свой ответ. Преподаватель же, сформулировав правильные задания и задавая наводящие вопросы, может подвести класс к более эффективному результату в понимании темы. Возможные трудности связаны с тем, что количество вопросов или заданий будет ограничено, то проверить всех учащихся за урочное время будет трудно. Стоит это предучесть и организовать другую форму контроля, например, представление подготовленных заданий в письменном варианте. На уроках литературы семинары должны быть особенно актуальны, так как в большинстве случаев проблематика произведения, особенности жанра, авторская позиция и т. п. даётся большинством преподавателей уже в готовом виде, а важно активизировать работу учащихся с текстом произведения, его анализом. Литературное чтение — процесс особенно творческий, ни одна книга не была понята одинаково, каждый новый читатель представляет себе всё по-своему. Поэтому нужно лишь направлять учащихся и открывать с ними новые взгляды на произведение.
Далее рассмотрим ролевой урок. У ролевого урока два варианта занятости:
‒ полная (охватывающая все время на уроке);
‒ частичная (несколько сжатых и упрощённых судебных разбирательств).
Характерной целью такого урока является выявление проблемы произведения, через характеристику героя. Основная задача не только судить, но и, возможно, оправдать персонажей, определить моральную сторону героев, вынести на суд поступки персонажей и подобраться ближе к самой сути произведения. Прежде всего, подобные ролевые уроки дают возможность ученикам учиться играя. Помимо подготовки нужного материала (анализ текста, обвинения, доказательства для защиты), формируются познавательные интересы учеников. Обучающиеся готовят соответствующие тому времени костюмы, стараются атмосферно передать манеры и речь персонажа. Трудность в проведении данного урока, заключается в том, что во время проведения судебного заседания дети были организованны, серьёзны, умели следовать плану и правилам. Такой урок стоит проводить в форме итогового контроля, когда ученики полностью ознакомлены со всем материалом.
Интегрированный урок — это результат объединения разобщённых долей в единое целое, слияние в одном уроке материалов из разных областей знаний. Главным преимуществом таких уроков является то, что дети не чувствуют усталости и переутомления, за счёт быстрых переключений на разные виды познавательной деятельности, так же интегрированные уроки повышают интерес к предметам за счёт необычного подхода, развивают творческое мышление, внимание, воображение, речевых навыков и памяти учеников. Уроки литературы могут проводиться совместно с другими преподавателями, например с учителями истории. Историк обратит внимание на даты, события, исторических личностей того времени, проанализирует исторические корни данного художественного направления. Учитель изобразительного искусства может представить репродукции полотен, связанных с произведением. Таким образом, школьный курс литературы способствует формированию эстетического вкуса и рождению неиссякаемого интереса к литературе, а главное воспитывает умного, наблюдательного читателя. Словесные, наглядные и практические методы и приёмы способствуют активному формированию читательских умений.
Представленные варианты нетрадиционных уроков (урок-семинар, урок-суд, интегрированный урок) раскрывают традиции и наследие русской и мировой культуры, художественной и эстетической памяти народа.
Система мероприятий, в которую включена деятельность детей, родителей, учителя:
1.Родительское собрание о важности чтения в образовании и жизни.
2. Оформление в классе читательского уголка, где есть рубрики:
как мы читаем;
лучший чтец;
темы для внеклассного чтения;
результаты читательских конкурсов
3.Развитие творческих способностей: письмо сказок, историй.
4.Оформление творческих работ детей с помощью средств ИКТ.
5. Уроки внеклассного чтения.
6. Экскурсии в городскую библиотеку.
7. Семейные уроки чтения.
Памятка для родителей
Для того чтобы Ваш ребенок любил книгу, НЕОБХОДИМО:
Начинать читать вслух с раннего возраста;
Дарить ребенку книги;
Оставлять печатные издания везде, где малыш может их увидеть;
Читать друг другу по очереди;
Определить, какие книжные персонажи нравятся или не нравятся;
Разрешить ребенку самому выбирать книги в магазине или библиотеке;
Не заставлять читать против воли, лучше предложить поиграть в настольные игры, связанные с чтением;
Собирать домашнюю детскую библиотеку;
После просмотра мультипликационного или художественного фильма предложить прочесть книгу, по которой он снят;
Обязательно слушать как малыш читает сам, он должен чувствовать интерес старших;
Читать ребенку перед сном;
Всегда следует останавливаться на самом интересном месте, задавать вопросы, помогающие «включить воображение, обращать внимание на иллюстрации
Итак, мы, педагоги, должны стремиться воспитать «человека читающего», который:
-владеет грамотной речью (точно формулирует, свободно пишет);
-имеет большой объем памяти;
-имеет активное творческое воображение;
-способен мыслить в категории проблем;
-выявляет противоречия взаимосвязи явлений;
-адекватно оценивает ситуацию и находит правильные решения;
-легко вступает в контакт и приятен в общении;
-обладает потребностью к внутренней свободе, более критичен и самостоятелен в суждениях и поведении.