Презентация на тему: Требования к современному уроку


Современный урок. Какой он? ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ 1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе уроков.2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива и учет интересов.3. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.4. Обеспечение практической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения знаний. 5. Сочетание форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными.6. Осуществление дифференцированного подхода к учащимся с использованием диагностических приёмов обучения.7. Формирование у учащихся осознанного и активного отношения к учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.8. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности, опора в работе на коллектив. 9. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.10. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращался. 11. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке результатов и сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков. Гигиенические требования к уроку:- температурный режим; - освещенность; - критические точки усвояемости. Время 1-4 мин. 5-23 мин. 23-34 мин. 35-45 мин. Усвояемость 60 % 80 % 45-60 % 6 % Кризисы внимания:1 - на 14-18-ой минуте2 - через 11-14 минут3 - через 9-11 минут4 - через 8-9 минут Перечень структурных элементов учебного занятия (урока):1. Организация начала занятия.2. Проверка выполнения домашнего занятия.3. Подготовка к основному этапу занятия.4. Усвоение новых знаний и способов действий.5. Первичная проверка понимания.6. Закрепление знаний и способов действий.7. Обобщение и систематизация знаний.8. Контроль и самопроверка знаний.9. Подведение итогов занятия.10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. Классификация типов и видов уроков:1. Изучения и первичного закрепления новых знаний (лекция). 2. Закрепления новых знаний (практикум, семинар).3. Комплексного применения знаний (бинарный, интегрированный, практикум).4. Обобщения и систематизации знаний.5. Проверки, оценки и коррекции знаний (фронтальный опрос, контрольная работа, анализ итоговых работ). Методы обучения:объяснительно-иллюстративный;2. репродуктивный;3. метод проблемного изложения;4. частично - поисковый;5. исследовательский ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОМУМЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ:-интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения; -повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания; -подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения; -сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров; -демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов; -инструктаж учащихся ( по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. ); ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕРЕПРОДУКТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ:- задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач (алгоритм); - задание учащимся на раскодирование алгоритма; - организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора; - задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу; - задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.; - наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.   ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕМЕТОДУ ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ:- контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения; - раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем; - обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений; - членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты; - фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач; интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса; риторические вопросы учителя в ходе изложения. ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯвключение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы; наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней; задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли; организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы; задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности; показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником; задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем; выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы. ПРИЕМЫИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ- задание учащимся с не сформулированным вопросом;   - задание с избыточными данными;   - задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;   - задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов;   -задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ: 1. Фронтальная (коллективная)2. Групповая:2.1. дифференцированно – групповая.3. Парная.4. Индивидуальная:4.1. индивидуализированно-групповая. СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕНИЯ: 1. Поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию.2. Способствовать сокращению времени сообщения и объема готовых знаний и стимулированию проблемно-поисковой и самостоятельной учебно-профессиональной деятельности.3. Обеспечивать формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитию волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей, самооценки действий.4. Предоставлять возможность для коллективного делового общения.5. Способствовать созданию внутреннего комфорта.   Самостоятельная работа учащихся на уроке является ведущим средством достижения дидактической цели урока, активизации учения. Требования к самостоятельной работе (СР):1. Наличие конкретной цели.2. Наличие конкретного задания.3. Четкая форма выражения результата СР.4. Обязательность выполнения СР каждым учеником, получившим задание.5. Содержание заданий должно соответствовать конкретной цели урока.7. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом, творческом).8. Индивидуализированность заданий для обеспечения успешного выполнения СР.  Запланированное время Содержание урока (план) Фактически израсходованное время 2 мин.9 мин.2 мин.5 мин.15 мин.8 мин.3 мин.1 мин. Организация урока Проверка знаний:а) задания на доскеб) вопросы для устных ответов:Проверка заданий на доске.Обобщение.Изложение нового материала.Закрепление и отработка ЗУНов. Выводы.Задание на дом. 1,5 мин.7 мин.3 мин.1 мин.16 мин.9 мин.3 мин.4,5 мин. 45 минут ИТОГО: 45 минут РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИНА РАЗНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНАЛИЗА УРОКА1. Цель анализа сформулирована четко и осмысленно. Программа наблюдения поставлена путем расчленения цели. В ходе анализа имеет место движение к поставленной цели в соответствии с программой. 2. В процессе анализа выделяются составные части урока - этапы или дидактические моменты, определяются, какой из них в зависимости от цели урока является типообразующим, а какие будут условиями его эффективного осуществления. 3. Выполнение задач данного этапа связывается с выполнением цели урока. 4.Определяется конечный результат урока, и по нему оценивается эффективность