Требования к современному уроку ИЗО в условиях введения ФГОС


Требования к современному уроку ИЗО в условиях введения ФГОС
 Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов
на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами
понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания впрактической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые
люди, которые могут:
• анализировать свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способным к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическоепроцветание.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго
поколения?
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно
преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь
хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко
сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается насотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем
и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность
учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль
класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогическойтехники:
• свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученикупредоставляется право выбора);
• открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкиватьученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
• деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно вформе деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
• идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания,интересы самих учащихся);
• обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитойсистемы приемов обратной связи).
 Как проходил обычный урок?
Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф,
прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
 Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить
мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что
школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот –
необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
 Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным
действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего
распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
 Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать
в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит
гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.
При посещении уроков необходимо акцентировать внимание на дидактическиетребования к современному уроку - четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами,
с учетом:
• требований к результатам освоения основной образовательной программы;
• требований к структуре основной образовательной программы начального общего
образования;
• требований к условиям реализации основной образовательной программы
начального общего образования.
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения:
1.Урок изучения нового
Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа,
учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний
2. Урок закрепления знаний
Это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет
целью выработку умений по применению знаний.
3. Урок комплексного применения знаний
Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений
самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
4. Урок обобщения и систематизации знаний
Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичныхзнаний в систему.
5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний
Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
 При реализации ФГОС учителю важно понять, какие принципиально новые
дидактические подходы к уроку регламентируют нормативные документы. Если
сравнивать цели и задачи с прежними стандартами, их формулировка изменилась мало.
Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной
программы начального общего образования. Они представлены в виде личностных,
метапредметных и предметных результатов. Можно, конечно, провести параллели собучающими, развивающими и воспитывающими целями урока, но они рассматриваютрезультат урока в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна
строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается
в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов
деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебногоматериала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие. В качестве примера можно привести задания традиционных учебников и учебников по ФГОС.
 ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается
такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя
обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:
• возраста ребенка;
• специфики учебного предмета;
• меры сформированности УУД учащихся.
Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:
• предъявить противоречивые факты, теории;
• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность». Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму посодержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику младшего класса или практическая работа и т.д.
 При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебнойситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции.
 Структура современных уроков должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Продуктивные задания – главное средство достижения результата образования:
• проблемы, с которыми столкнулись учителя начальных классов: неумение детей
самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, отсутствие творческогопотенциала, трудности в общении, заставили новый ФГОС существенно изменить
портрет выпускника начальной школы.
• если ученик будет обладать качествами, заложенными в ФГОС, то он, перейдя всреднее звено, сам сможет стать «архитектором и строителем» образовательногопроцесса, самостоятельно анализировать свою деятельность и вносить в нее коррективы.
• таким образом, в отличие от стандарта 2004 года новые ФГОС вносят существенные изменения в цели, содержание и организацию учебно-воспитательного процесса, которые влекут за собой необходимость перестройки всей образовательной деятельности и в первую очередь учителя, обеспечивающего её.
 Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его
желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
 Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.
Учителя могут реализовывать новые стандарты без проблем, в основном за счёт своего
умения быстро перестраиваться.