Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса к истории.

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса к истории.
Развитие у учащихся интереса к изучению истории.
Проблема интереса - одна из важнейших при обучении в школе. В переводе с латинского языка слово (interest) означает «имеет значение, важно». Это избирательная направленность личности, ее стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. Это отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному и привлекательному. Основы формирования познавательного интереса подробно разработаны педагогами, в частности Г.И. Щукиной. Нас же интересует эта проблема применительно к обучению истории.
Существует три основных фактора, влияющих на интерес:
а) содержание исторического материала, б) методы и приемы его подачи, в) межличностные отношения учителя и учащихся.
Чтобы поддержать на уроке интерес к новой теме, к менее интересному, но нужному материалу, можно подключить более интересный или тот, который ранее оставил у учеников глубокий след. Прежний эмоциональный фон поможет поддержать интерес к изучаемым фактам. Интерес связан с новизной, увлекательностью и занимательностью, неожиданными сравнениями, новыми аспектами подачи материала, со сменой приемов деятельности, с эмоциональным воздействием на учащихся.
Организационные факторы формирования познавательного интереса определяют методы, приемы и средства обучения истории. Интерес у учеников вызывает эвристическая беседа и дискуссия, участие в познавательных играх, решение проблемных задач, исследование новых для них документов.
Учителю необходимо знать причины отсутствия интереса к предмету. Можно выделить следующие из них: трудность понимания учебного материала из-за невысоких способностей, связанных с родовыми травмами и т.д., низкий уровень работы учащихся дома или ее отсутствие, преобладание внеучебных интересов над учебными, отсутствие индивидуального подхода к слабым и трудным учащимся, недостаточная организация самостоятельной работы на уроках, огромный информационный поток, не сложившиеся отношения между учителем и учеником, непонимание смысла изучения истории (зачем мне это нужно?).
Успешное изучение истории невозможно без развития познавательного интереса учащихся к предмету. А это, в свою очередь, требует использования активных форм, в том числе игровых.
Игровая деятельность.
Игра является одним из основных видов деятельности человека
По определению, игра- это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную деятельность вводится элемент соревнования; который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
В своей практике я использую игровые формы обучения как средство развития познавательного интереса на уроках и во внеклассной работе 5-8 классах.
При использовании игровых форм обучения я преследую следующие цели:
Образовательные
Расширение кругозора, исторических знаний через поиск.
Формирование образного представления об изучаемой эпохе.
Усвоение учащимися важнейших исторических понятий.
Формирование умений: общелогических (выделять главное, делать выводы, исследовать, анализировать, обобщать, работать с иллюстрациями, картой, умение составлять связный рассказ, связывая его с иллюстративным материалом, работать с источниками, сравнивать исторические факты); учебно-организационные (планировать деятельность, самоконтроль в ходе самостоятельной работы).
Мобилизовать знания необходимые для изучения нового материала.
Развивающие
Активизация мыслительной деятельности.
Развитие внимания, творческого воображения, эмоциональной сферы памяти.
Развитие устной речи.
Развитие познавательных способностей, устойчивого интереса к истории.
Самовыражение личности.
Воспитательные
Воспитание моральных качеств человека, уважения к истории и гордость за cвою историю, уважение к культуре, к богатым русским традициям, к человеческому труду, таланту, уму человека.
Воспитание личностных качеств (ответственности, самостоятельности, чувства сопереживания, воли).
Формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок.
Воспитание сотрудничества, общительности, коммуникабельности.

Использование игр во внеклассной работе по истории.
За время моей работы сложилась система использования игр по истории во внеклассной работе. Так по окончании курса истории проводится игра, которая закрепляет знания, расширяет их, прививает интерес к предмету.
класс
курс
Игра

5
История древнего мира
По краеведению
«Лабиринт»

«Наш северный край»

6
По истории средних веков
История России (с древности до конца 16 века)
«Морской бой» «Русский дом»


7
История России (17-18 вв.)
Новая история (16-18 вв.)
«Колесо истории»
«Историческое лото»

8
История России 18 век + обществознание
«Современный русский дом»

9
История России 20 в.
«Риск-версия»

Алгоритм проведения игры
1 этап –подготовительный.
Разработка игры.
Формирование группы учащихся для подготовки игры. Группа учащихся формируется только по желанию. В подготовке и проведении игр для средних классов участвуют старшеклассники. Для проведения игр в старших классах выделяется группа ребят этого возраста. Существуют следующие инициативные группы:
- идеологов (занимаются разработкой сценария, вопросов, отбором содержания),
-оформителей (занимаются подготовкой реквизитов),
- актеров, ведущих (актеры играют в исторических сценах (например, игра «Колесо истории»), ведущие непосредственно проводят игру).
2. Работа с участниками (определение тем курса, рекомендация дополнительной литературы для проведения указанных тем).
3. Консультации по составлению сценария, проведению и отбору материала, оформлению с учителем. В ходе консультаций учитель дает инструктаж, оказывает помощь.
4. Работа групп, проведение репетиций с актерами и ведущими.
2 этап – проведение игры.
Введение в игру.
Постановка целей.
Представление участников.
Представление жюри, знакомство с ведущими и помощниками
Ход игры – в зависимости от формы.
3 этап – подведение итогов и рефлексия.
Анализ итогов, награждение. Учащимся предлагается закончить предложения:
«Для меня оказалось самым трудным»
«Оказалось, что самым интересным и доступным было»
«Главным для меня было»
«За работу я поставил себе»
Участникам игр предлагается 3 уровня сложности вопросов: 1 уровень предполагает владение уже имеющейся информацией (актуализация уже полученных знаний), на 2 уровне участник получают вопрос, на который они не знают ответа и должны его найти в различных источниках (энциклопедии, справочники, интернет, словари) за определенное время (умение пользоваться разными видами источников), 3 уровень предполагает анализ информации, умении делать выводы, решать проблемные задачи. Таким образом, учащиеся получают дополнительную информацию, не известную им ране, расширяют свой кругозор.
Учащиеся могут создавать игры самостоятельно. Так, например, ученики 8-го класс стали участниками игры «Русский дом», а уже на следующий год сами изъявили желание подготовить игру для сверстников «Современный русский дом» (разработав сложные и интересные задания), по этому же типу старшеклассники разработали и провели игру для пятиклассников «Наш северный край». А если речь идет о создании новых игр, сделанных и оформленных самими учащимися, то это уже труд творческий.
В играх для школьников не должно быть скуки и однообразия. Игра должна постоянно пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь интересным содержанием. Очень важно , что по желанию самих учеников происходит многократное повторение предметного материала в его различных сочетаниях и формах и пополнение исторических знаний и умений. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющего детей мобилизовать свои знания, умения по собственному желанию. Игра увлекает детей, но для того чтобы играть нужно знать историю и поэтому это хороший стимул окунуться с головой в мир истории не только на уроках, но и вне их.
Использование игровых форм на уроках истории.
В своей работе я использую игры на уроках, применяя их элементы, как на отдельных этапах урока, так и на протяжении всего урока (урок-игра).
Элементы игр или игровых заданий применяются при повторении и закреплении материала.
Примеры дидактических игр и заданий:
Вычеркните лишнее: холоп, рядович, тысяцкий, челядь, закуп.
Найди современников: князь Игорь
а) французский король Карл Великий
б) германский король Генрих 1
в) английский король Эдуард 1
3. Работа над ошибками. Найдите и исправьте все ошибки в тексте.
4. Жили ли они? Их предложенного списка имен, известных вам из истории древнего мира, выберите те, кто был историческим лицом: Ганнибал, Хеопс, Аполлон, Сет, Солон, Посейдон и т.д.
5. Люди и события. Предлагаются карточки с событиями и именами исторических деятелей. Необходимо найти пару и т.д. Это могут быть «квартет», «лото».
При изучении нового материала чаще всего я применяю такую модификацию деловых игр как ролевые игры. Ролевая игра может быть использована: при изучении отдельного вопроса, при изучении нового материала на протяжении всего урока, при обобщении знаний.
Деловые (ролевые) игры используются для решения комплексных задач, усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить материал с различных позиций.
Какие же результаты достигаются при использовании игры как формы обучения?
Учащиеся показывают умения делать выводы, давать оценку.
У учащихся развивается монологическая речь, способность высказывать свои мысли.
Развивается коммуникативные способности, сотрудничество, умение работать в команде, творческие и исследовательские умения и навыки.
Происходит рост самостоятельности на этапе получения новой информации и ее осмысления.
Формируется устойчивый интерес к предмету через урок и внеклассные занятия.
Условия, при которых достигается результат.
Сочетание словесных, наглядных, практических, исследовательских, эвристических, поисковых методов обучения.
Использование межпредметных связей (музыка, МХК, история и культура Санкт – Петербурга, литература, обществознание).
Отношения сотрудничества между учителем и учащимися, между учащимися.
Активная роль детей в процессе освоения нового материала.
Учитель отбирает интересный яркий материал, который используется в ролевых играх, организует поисковую деятельность, решение творческих и проблемных заданий.
Создание комфортных условий учащихся, доброжелательной обстановки.
Список литературы и использованных источников:
Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – М., 1988.
Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. – М., 1988.
3 . Короткова М. В., Студеникин М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. – М., 1999.
Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю., Уколова В. И. История для завтрашнего дня. – М., 1999.
Дайри Н. Г. Главное усвоить на уроке. – М., 1984.
Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. – М., 1972. С. 298.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://kursak.net/metody-priemy-i-sredstva-prepodavaniya-istorii