Стихотворные упражнения как средство развития орфографического навыка на уроках обучения грамоте и русского языка.


Стихотворные упражнения как средство развития орфографического навыка на уроках обучения грамоте и русского языка
Работа по орфографии на уроках русского языка всегда доставляет немало хлопот учителю. Многие дети не очень охотно выполняют задания учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса к уроку. Хочу рассказать об использовании упражнений по орфографии, накопленных нами в практической работе с детьми.
Что собой представляют подобные упражнения? Условно их можно разделить на две группы. Первая группа- это так называемые запоминалки. Например:
Имена, фамилии, Начинает букв
клички,городаважные слова:
все с заглавной буквы Иванова Анна,
пишутся всегда.Шуя и Москва.
Назначение таких упражнений предельно просто. Они служат для выделения орфограммы и запоминания её правописания в стихотворной форме. Упражнения многократно читаются на уроке. Основное требование - не подменять ими правила учебника. К тому же предназначены они для пропедевтической работы и заучиваются детьми ещё в букварный период, одновременно с накапливанием опыта чтения по «Букварю» (в данном случае) имен людей, кличек животных, названий городов.
Вторая группа - рифмованные упражнения, которые используются нами для чтения и письма орфографически насыщенного словарного материала. Такие упражнения привлекают детей к орфограмме, расширяют их представления о несоответствии написания и произношения и используются для решения орфографических задач сначала в устной, а затем в письменной форме. Приведу одно из заданий такого типа, направленное на накопление зрительного восприятия орфограммы в именах и фамилиях людей, названиях городов:
Почему же мы с тобой
Пишем с буквы прописной:
Таня, Ваня, Мила, Нина,
Коля, Петя и Ирина.
Методика проведения подобных упражнений (как первой так и второй группы) несложная, однако имеет ряд специфических особенностей. Основная -многократное использование рифмованных текстов на разных этапах обучения в начальных классах. Причем работу с рифмованными упражнениями целесообразно начинать ка можно раньше. Рассмотрим возможности применения подобных упражнений и варианты заданий к ним на материале орфограммы жи и ши. На уроке обучения грамоте после знакомства с сочетаниями жи и ши дети вместе с учителем читают стишок-запоминалку:
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
Жирафы, мыши и моржи;
Кружи, дружи, служи, спеши-
Запомни слоги жи и ши.
В дальнейшем при работе с другими страницами «Букваря» или на уроках письма дети не раз читают текст запоминалок с плаката, оформленного учителем и периодически вывешиваемого им перед классом. Иногда эти незамысловатые рифмовки включаются как элементы речевой гимнастики в начале или в конце урока обучения грамоте:
Лыжи, мыши и ужи,
Шины, ёжики, чижи,
жи да ши, жи да ши,
с буквой и всегда пиши.
На уроках письма в этот период дети списывают с печатного или письменного текста:
Мыши, ёжики, чижи-Только с и всегда пиши.
Более сложные рифмовки, предназначенные для работы во 2,3 классах, тоже могут найти место на уроках обучения грамоте. Их удобно читать со средствами обратной сигнализации. К примеру, на доске печатается текст с пропущенными сочетаниями жи и ши. Дети вместе с учителем хором декламируют рифмованные строчки и показывают карточку с нужным сочетанием:
Чижи, ужи, ежи, стрижи,
жирафы, мыши и моржи,
шиповник, шины, камыши,
машины и карандаши,
кружить, служить, дружить и жить,
спешить, смешить, шипеть и шить.
Все сочетанья жи и ши
Ты только с буквой и пиши!
При кажущейся простоте ясно выступает дидактическая ценность подобных упражнений. Чтение текста с пропущенным слогом всегда очень полезно для формирования навыка чтения, поскольку тренирует ученика в антиципации- угадывании или предвосхищении читаемого слова. К тому же стихотворная форма словарного материала благотворно влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, развивает интерес к настоящей поэзии. Работа, одновременно ориентированная на формирование навыка чтения и письма, полезна для развития орфографической зоркости и культуры речи в целом. Кроме того, такие упражнения способствуют выработке самоконтроля, положительного отношения к учению. Чередование работы по текстам «Букваря» с тренировочными рифмованными заданиями не противоречит принципам организации учебного процесса в этот период: авторы «Букваря» не случайно побуждают педагогов использовать на уроке разнообразный дидактический материал в занимательной форме. Систематическое же применение подобных упражнений с первых уроков чтения и письма дает возможность учителю ориентироваться на завтрашний день младшего школьника, на устранение возможных орфографических трудностей, преодоление которых является задачей последующего обучения.
Накопив на уроках обучения грамоте достаточный опыт выполнения таких упражнений, как правило, в устной форме, дети к концу букварного периода запоминают многие из них. Значительно обогащаются их представления о лексическом разнообразии трудных в орфографическом плане слов. Так, способом запоминания рифмовок устанавливается запас порядка 15-20 слов на жи и ши. Однако знание правил и примеров на эти правила еще не есть гарантия грамотного письма. Эта истина хорошо известна каждому учителю. Поэтому методика работы с рифмованными упражнениями на уроках русского языка усложняется. «Старый» материал, прочитанный в период обучения грамоте, становится надежным помощником в трудном деле овладения прочными знаниями. Диапазон методических приемов работы с данными упражнениями довольно широк. Так, приведенную выше первую рифмовку(чижи, ужи, ежи, стрижи, жирафы, мыши и моржи…) можно предлагать детям в различных вариантах, например:
Полное или частичное списывание с карточки или с доски вставкой пропущенных сочетаний жи и ши;
Письмо по памяти с опорой на схемы, регулирующие постепенное нарастание трудности задания. Зрительные, зрительно-слуховые или слуховые предупредительные диктанты обучающего характера; выборочное письмо на основе диктовки, списывания или письма по памяти; составление словосочетаний и предложений с одним из орфографически трудных слов рифмовки по выбору учащихся.
Как правило, эта работа совпадает с периодом формирования навыка по написанию данной орфограммы. Поэтому предложенные выше упражнения разнообразят виды работы на уроке, чередуются с заданиями учебника, способствуют овладению прочными знаниями.
Во 2-4 классах работа с рифмовками продолжается. Главная ее особенность заключается в том, что орфографически насыщенные рифмованные упражнения становятся как бы фоном для более сложной грамматической работы учащихся. Так, по той же рифмовке (чижи, ужи, ежи, стрижи, жирафы…) можно рекомендовать следующие задания: поставить имена существительные в единственном числе, определив род понаблюдать за особенностями существительных, оканчивающихся на шипящие; выписать в один столбик существительные, в другой – глаголы; поставить глаголы, данные в четверостишии, в неопределенную форму; придумать с этими же глаголами предложения, поставив их в 3-м лице единственного числа; подобрать пословицы с данными глаголами и т.д. Естественно и справедливо встают вопросы: как часто можно использовать одно и то же упражнение в практике работы? Стоит ли один и тот же материал давать детям на разных этапах обучения? Отвечая на первый вопрос, мы можем руководствоваться общим положением методики о том, что для прочности навыков правописания трудные в орфографическом смысле слова должны включаться в работу учащихся на уроке не менее восьми раз. Пользуясь этой рекомендацией , мы рассредоточили свой дидактический материал во времени, неоднократно возвращались к нему, изменяя задания по мере совершенствования навыка. Что касается ответа на второй вопрос, то, по нашим наблюдениям, неоднократное возвращение к уже знакомым упражнениям, особенно на разных этапах обучения, вызвало у детей положительную реакцию. Им всегда нравилась встреча с ними, а прочное усвоение орфограмм в запоминалках и рифмованных заданиях, как правило, переносилось ими на незнакомые слова, регулируемые тем же орфографическим правилом правописания.
Показав возможный диапазон заданий, а также последовательность работы с одной из орфограмм (жи и ши), приведу дидактический материал для отработки некоторых других правил правописания:
Имена, фамилии людей, клички животных
Таня,Ваня, Петя, Галя,
Лена, Нина, Мила, Валя,
Коля, Ира, Алексей,
И Сережа, и Андрей.
Никогда не забывайте-
Имя буквой выделяйте.
Кошка - Маришка,
Котенок - Тишка,
Щенок - Дружок,
Цыпленок - Пушок,
Корова - Буренка,
Коза - Найденка,
Поросенок - ХрюшаИ бычок - Гаврюша.
Все их клички до одной
Пишутся с буквы прописной!
Кошка - Пушинка,
Собака - Смешинка,
Петух - Крикун,
Козел - Бодун,
Воробей-Тишка,
Поросенок - Гришка.
Красотка - синичка,
Как напишешь клички?
Правописание чк и чнКозочка, горочка,
33 пригорочка.
Ой чк! чк! чк!
Кочка, почка, звездочка.
Елочка и белочка,
Тучка, щучка, стрелочка,
Бочка, почка, спичка,
Речка, ручка, птичка,
Шуточка, минуточка,
Дочка, прибауточка,
Булочка и строчка,
свечка, печка, точка!
Мягкий знак (ь) – показатель мягкости
Мягкий знак, мягкий знак-
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, двадцать, десять, пять.
Вместо «шесть» получим шест,
Вместо «есть» напишем ест,
Станут пенками «пеньки»,
Уголками - «угольки»,
«банька» в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
День, динь, сон, тень,
сыр, сок, лось, лень,
нос, нес, рыть, ныть,
кон, конь, шум, шить.
Подчеркни, в каких словах
Не напишешь мягкий знак.
Разделительный мягкий знак (ь)
Перед е, ё, и, ю, я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья, и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
При изучении разделительного мягкого знака (ь) в букварный период вторую строчку следует читать так: «Я в словах стою, друзья».
Разделительный твердый знак (ъ)
Было «сели»,
Стало «съели»,
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник?
-Твердый знак.
Твердый знак нам нужен тоже,
Без него писать не сможем:
Съезд, съедобный, объясненье,
И подъезд, и объявленье.
Для письма по памяти
Р.чной, л.сной, г.ристый,
М.рской, р.дной, л.систый.
Проверь слова, да не сп.ши,
Красиво, грамотно сп.ши.
Естественно, что не все из приведенных выше рифмовок обязательно читались детьми в период обучения грамоте. Основная часть упражнений проводилась на уроках русского языка или на уроках литературного чтения.