Конспект урока по кубановедению в 3 классе на тему: Ты,Кубань,ты наша Родина!


План-конспект урока по кубановедению 3 класс
Учитель: Никогосян Лиана ГеворговнаТема: « Ты, Кубань, ты наша Родина!»
Цель: 
- привитие школьникам любви к малой Родине и сопричастности к истории Краснодарского края;
- расширение кругозора младших школьников, пополнение их словарного запаса;
- воспитание любви  к Родине, родному краю, толерантного отношения к людям разных национальностей.
Оборудование: мультимедийная презентация
Ход урока.
I. Организация класса.
II.Вводная беседа.
- Какой любимый ваш праздник? А кто любит свой день рождения?
- А знаете ли вы кому сегодня день рождения?
(Сегодня 13 сентября -  день рождения у нашей маленькой родины)
Ученик1:  Родина  - слова не знаю чудесней,
               В нем наши сказки и славные были,
               Дедов далекие грустные песни,
               Те, что и мы до сих пор не забыли.
               Родина – это земля у порога,
               Где ты впервые узнал свое имя.
               Родина – это большая дорога,
              Та, по которой пойдешь ты с другими!
 
- Так как называется наша малая родина?
       Кубань -  наша  малая родина.   
Кубань - это необыкновенный, чудесный край. Благодатная, тёплая и гостеприимная земля Кубани – жемчужина России – это наша малая Родина. Наш край называют житницей России, потому что на плодородном чернозёме здесь выращивается прекрасная пшеница, и здравницей страны, так как множество курортов рассыпано по побережьям Чёрного и Азовского морей.
Высокие горы, степные просторы,
Приморского берега грань,Леса и поляны, сады и лиманы –Всё это родная…Кубань
III. Сообщение темы и целей урока.
И сегодня, в день рождения края, мы в который раз будем говорить о нашей малой родине – вековом богатыре.
Проведём урок в форме путешествия-соревнования  по станциям.
(Класс разделён на две команды. За правильный ответ команда получает жетон в виде солнышка)IY. Станция «Кубань – житница России»
 Кубань – житница России. На Кубани выращивают много сельскохозяйственных культур. Это и сахарная свёкла, и кукуруза, и рассыпчатый рис. Но самые большие площади на кубанских полях занимает пшеница.   
Ученик 2 :  Стоит пшеница на Кубани
                 Среди натруженных полей,
                 И тает в хлебном океане
                 Зелёный парус тополей.
                 Шумят хлеба…
                 В страде горячей
                 Они земле поклоны бьют
                 За теплоту души казачьей,
                 За доблесть, мужество и труд!
Задания командам:
1.Пшеница, рожь, ячмень – общее название …(жито)
2.Деревянное строение для хранения муки (амбар)
3. Орудие труда, которым пахали землю ( борона)
4. «Солнечный»  цветок, завезённый в Россию в 18 веке (подсолнечник)
Y. Станция «Кубань – песенная»
     Ученик 3:  Кубань, Кубань -  души моей отрада,
                     Сияньем зорь налитые поля.
                     Мне в целом мире ничего не надо,
                     Твоя бы песня в вышине плыла.
Учитель:
Наш край славится богатым народным поэтическим и музыкальным наследием. Вся душа кубанского народа в песнях. Они из далёкого прошлого, от дедов и прадедов донесли до нас то, чем жил народ, во что верил, донесли тревоги и радости. В будни и праздники, в счастье и беде песня всегда была рядом с казаком. Душа народа живет в песнях. Песня- драгоценное богатство каждого народа.
 
Задания командам: исполнить песню ( «Кубань –отчий дом», «Ой, да Краснодарский край»)
YI.Станция «Кубань – мастеровая»
Учитель :  Люди  всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что окружало  их в труде и в быту. Главным учителем на пути постижения  прекрасного  была кубанская  природа. Она же представляла простейшие материалы – глину, дерево, камень, лён, шерсть. В зависимости от условий жизни, наличия природного материала,  спроса на изделия тем или иным мастерством овладевали целые семьи. Так рождались народные ремесла.   
 Задание командам:
1. Назовите известные вам ремёсла .
2. Собрать изображение кубанского  флага ( в технике мозаики)
( у каждой команды на парте разрезанный на кусочки флаг)
YII. Станция «Кубань – спортивная»
Много замечательных спортсменов, прославляющих нашу малую родину своими достижениями,живёт на Кубани
Василий Николаевич Мачуга — советский спортсмен и российский государственный деятель. Мачуга Василий Николаевич – заслуженный мастер спорта по спортивной акробатике, неоднократный чемпион мира и Европы, обладатель Кубка мира 
Александр Николаевич Москале?нко  — российский прыгун на батуте. Первый олимпийский чемпион в этом виде спорта (2000). Заслуженный мастер спорта СССР (1991). Москаленко Александр Николаевич – заслуженный мастер спорта по прыжкам  на батуте, олимпийский чемпион XXVII Олимпийских игр 2000 года в г. Сиднее, неоднократный чемпион мира, Европы, обладатель Кубка мира, самый титулованный батутист планеты 
ФИЗМИНУТКА
YIII. Станция «Кубань – многонациональная»
 Ученик 4 :   Кубанская природа, родные нам места.                     Живёт здесь сто народов,                     А может, больше ста.                     Кубанец  я, ты тоже.                     Мы вместе, мы дружны.                    Мы делать всё, что можем,                    Для Родины должны!
Ученик 5:  В чудесном краю, где растет виноград,
                   Хлеба колосятся и реки шумят,
                   Где солнце над морем лазурным встает,
                   Тепло земле дарит почти круглый год,
                   Дружной семьею народы живут,
                   Кубань  хлебосольную  « мамой» зовут.
Учитель: На сегодняшний день у нас в крае проживают свыше 100 народов.Я хочу познакомить вас с китайской притчей:
 «Ладная семья»
         Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
       Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь,   прощение, терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение,   сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
-  И мира тоже.
Задание командам:
(Командам раздаются разрезанные карточки, на которых записаны слова-названия народов, проживающих  на территории Кубани. Кто быстрее соберёт эти слова)Слова: рус-ски-е, бе-ло-ру-сы, у-кра-ин-цы, гре-ки, уз-бе-ки, гру-зи-ны, ар-мя-не, та-та-рыIX. Станция «Кубань – поэтическая»
Учитель:  Каждый из нас не раз признавался в любви своей Отчизне, дарил ей добрые и светлые слова. Но, наверное, никто не сумел так тонко подметить и воспеть красоту нашей Кубани, как поэты.
Самые заветные, проникновенные строки посвящают они родной земле. Прочтите эти строки и перед вами предстанет яркий, неповторимый образ нашего чудесного края.
                       Отчий край!
                       Вишнёвые рассветы,
                       Двух морей и неба синева.
                       Для тебя кубанские поэты
                       Сохранили лучшие слова.  (Кронид Обойщиков)
Задание командам:
Разгадать кроссворд «Кубанские поэты»
X. Итог
Учитель : Закончить наш урок мне хотелось бы строками из стихотворения Виталия Бакалдина:
В жизни нам данаРодина одна
У меня она – вишня у окна,
Прямо у дверей золото полей,
Дума вековая стройных тополей.
Здесь моя тропа пролегла в хлеба,
Здесь моя судьба – радость и борьба,
Здесь мои друзья,
Здесь моя семья,
Большего не скажешь – здесь земля моя.
       Любите свой край, уважайте людей, живущих рядом с вами!
Какой бы вы ни были национальности, представителем какого бы народа не являлись, вы  всегда можете с гордостью сказать «Я – кубанец!»
XI. Рефлексия.
Продолжите фразу:
-Сегодня на уроке мне …
 - О чём  из услышанного и увиденного на уроке вы расскажете своим родителям дома?