Конспект урока по музыке По следам русского романса


Цель урока:
Формировать'музыкальную культуру учащихся;
Прививать любовь к русской музыке;
Знакомство с жанром «романса».
Оборудование:
Портреты композиторов (М. Глинка, А. Варламов).
Свечи
На доске висит плакат.
«Этот жанр (романс) может пробить тонкую как паутинка, едва заметную, но глубокою, как горное ущелье, тропинку «От сердца к сердцу».
Современники А.С. Пушкина.
Иллюстрация с надписью «Русский романс».
Ход урока.
Затемненная обстановка кабинета, на рояле стоят свечи.
Два путника (мальчика) во фраках.
Романсы звучат в исполнении солистов или всех ребят.
Урок начинается с входа ребят под музыку «Жаворонка» М. Глинки.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Усаживайтесь поудобнее, постарайтесь представить, что вы находитесь в концертном зале старого русского театра. А какова будет наша программа, скажите вы мне сами! Какой жанр музыки прозвучал в начале нашего концерта?
Дети: Романс «Жаворонок» М.И. Глинки (портрет композитора).
Учитель: Действительно, этот жанр «романс». И концерт наш называется «По следам русского романса».
Какие чувства вызвала у вас музыка.
Дети: Грустная, песенная, печальная, напевная.
Учитель: Да, и сегодня мы с вами попали на концерт русского романса. Сквозь века мы проследим за историей этого жанра и узнаем какую роль играет романс в нашем современном мире. А отправимся мы в месте с нашими двумя путниками из XIX века знатоками романса. В путь друзья!
ый путник (на фоне музыки): Прекрасная Испания и именно здесь в XVII веке зародился жанр романса, обозначавший первоначально светскую песню на испанском языке. Сборники таких песен носили название «романсеро». «Романс» стал обозначать с одной стороны поэтический жанр: особо напевное лирическое стихотворение, а с другой - жанр вокальной музыки.
ой путник: В России «романсы» первоначально носили вокальные произведения, написанные на французский текст. Романсы подразделяются на баллады, элегии, баркаролы и т.д.
(Звучит романс «Утро туманное» в исполнении ребят)
Учитель: Романс был неотъемлемой частью отечественного русского музыкального искусства. Вспомните, какие русские композиторы писали романсы?
Дети: А. Варламов, П. Булахов, А. Гурилев, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов.
1-ый путник: На слова русских поэтов: М. Лермонтова, А. Пушкина, В. Жуковского, А. Кольцова и д.р.
(Звучит романс «Колокольчик» Гурилева; по вступлению ребята определяют название музыки и композитора)
iУчитель: Определите чувства и настроение героя?
Дети: Лирический герой одержим беспричинной тоской, грустью. Здесь и монотонность и ощущение высокой печали.
Учитель: Как по-вашему, что отличает русский романс от другой музыки.
Дети: Здесь и распевные окончания фраз и напевность, создающие эффект разлуки. Учитель: Отправимся мы с вами вместе дальше по бескрайним просторам родной земли. Смотрите, а вот и наша русская деревня. Пожалуй, мы здесь и остановимся.
ой путник: При кажущейся удаленности интонационного склада русского романса от мелодии крестьянской песни, в нем проявляется родство с этим жанром народного творчества.
ой путник: А сейчас продолжим наш концерт.
Звучат романсы «Ночь светла», «Отговорила роща золотая» М. Шишкина.
Учитель; Выделите особенности характера русского романса?
Дети: Главное - это задушевность, лирический характер. Это рассказ самого автора о собственных радостях и муках.
1-ый путник: Романс XIX века обращен не к публике, а к каждому отдельному слушателю. И так как романс назначался для узкого круга слушателей, то его принято не петь, а напевать.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какую роль играет сопровождение в романсе?
Дети: Сопровождение очень простое.
Учитель: Инструментальное сопровождение в романсе выступает как равноправный участник. Исполняли обычно романсы под гитару.
2 путник: Лирический герой русского романса многолик. Нередко в одном романсе раскрывается целая судьба человека и драматическое состояние его души.
(Звучит романс «В лунном сиянии»)
Учитель: Ребята, назовите основные темы романсов.
Дети: Тема любви.
Учитель: Часто это воспоминание о пережитом чувстве героя.
Дети: Обращение к внутреннему миру человека.
Учитель: Ребята, а где мы встречаемся с романсом в наше время?
Дети: Часто мы слышим этот жанр в кинофильмах («Жестокий романс», «О бедном гусаре замолвите слово»), И многие певцы обращаются к романсу (Сергей Захаров, Александр Малинин).
(Исполняется романс «Очарована, околдована).
Учитель: Почему же жанр романса остается любим и популярен в наши дни?
Дети: Звучат излюбленные русским человеком интонации знакомые с детства, словно взятые из колыбельных песен.
Благодаря романсу оттаивают ледяные сердца, пробуждаются добрые чувства.
1-ый путник: Их мелодии всегда напоминают о чем-то близком, знакомом, много раз слышанном, и ни на что не похожем.
Учитель: Сегодня мы с вами остановимся в XX веке и, надеюсь, вы будете слушать и петь всеми любимый жанр и дальше. И пусть не оборвется этот путь по которому мы сегодня с вами прошли.
Но к сожалению нам придется попрощаться со сказкой и балетом «Конек-Горбунок» (закрепить кто написал сказку и балет) и отправиться домой. А выведет нас из сказки сказочный герой - добрый Доктор Айболит?
(исполняется песня «Айболит»)
Ребята, скажите, если бы не было литературы, смогли бы существовать такие жанры в музыке как песня и балет?
Вывод: литература и музыка очень связаны друг с другом.