Статья Реализация технологии проблемного обучения на уроках географии


Министерство образования, науки и молодёжи Республики Крым
Управление образования администрации Симферопольского района РК
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ
Творческая работа
специалиста высшей категории,
учителя географии
МБОУ «Чистенская
школа – гимназия»
Симферопольского района РК
Рыбиной Ларисы Михайловны


Симферополь, 2015
Введение
Будучи многоликим – он целостен –
наш взаимосвязанный и
взаимозависимый мир.
В.Овчинников
Наше время предъявляет небывало высокие требования к тем, кто учится и к тем, кто учит. Главное, это эффективность урока, его качество, усвоение школьниками знаний и умений, прежде всего на учебных занятиях в школе. В зависимости от цели обучение может быть проблемным и не проблемным. Если вы ставите перед собой задачу развития мышления учащихся, их творческих способностей, то педагогически правильно организованное обучение не может быть не проблемным. Проблемность обучения это один из путей активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.
На протяжении последних 5 лет главной проблемой своей работы, считаю, формирование логического географического мышления и пространственной компетенции на основе проблемного и частично – поискового методов обучения на уроках географии.
Объект моего исследования: учащиеся 6 – 11 классов. Предмет исследования: процесс формирования логического географического мышления через проблемные и частично – поисковые методы обучения и формирование пространственной компетенции на уроках географии.
Цель эксперимента: Сформировать логическое географическое мышление и пространственную компетенцию учащихся на основе умения вести самостоятельный географический поиск с помощью картографических источников информации и находить решения проблемных ситуаций на уроках географии.
Задачи, которые перед собой ставила:
Изучить теоретические основы технологии проблемного обучения;
Изучить пути формирования логического географического мышления учащихся и пространственной компетенции учащихся;
Создать систему заданий по формированию умений характеризовать, анализировать причинно – следственные связи;
Создать систему заданий по формированию картографических умений и навыков учащихся;
Разработать алгоритмы ведения поисковой работы на учебной географической практике и учебных экскурсиях, а также с помощью картографических источников информации;
Исследовательская работа предусматривает использование следующих методов:
изучение результатов, продуктов деятельности участников эксперимента;
анкетирование;
тестирование;
проведение контрольных работ, срезов знаний;
метод системного анализа;
статистическое оформление результатов исследования.
Таким образом, в результате у учащихся формируется ключевая компетенция - умение учиться, которая предполагает формирование индивидуального опыта участия школьника в учебном процессе, умение и желание организовать свою работу для достижения успешного результата, овладение умениями и навыками саморазвития, самоанализа, самоконтроля и самооценки.
Раздел 1. Особенности формирования логического мышления
Формирование логического мышления
 Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и в практической деятельности.     Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой.[1]
Логика изучает познающее мышление и применяется как средство познания. Познание как процесс отражения объективного мира сознанием человека представляет собой единство чувственного и рационального познания. Чувственное познание протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.
Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости между явлениями. Однако, познавая окружающий мир, человек, стремится установить причины явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность в определенных логических формах. [1]
Основные особенности мышления
Мышление - процесс активного отражения действительности. Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде всего – мышления. Применяя обобщение, абстрагирование и другие мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах действительности.
Мышление способно обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее важные свойства, раскрывать существенные связи. Мышление является высшей по сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности. [4]
Логическое мышление не является врожденным, поэтому его можно и нужно развивать различными способами (методами). Необходимо сформировать у учащихся умение пользоваться различными логическими приёмами: анализом, синтезом, сравнением, абстрагированием. Анализ - это мысленное разложение предметов на его признаки. Синтез - мысленное соединение признаков предмета в одно целое. Сравнение - мысленное сопоставление одного предмета с другим, выявление признаков сходства и различия в том или ином отношении. Абстрагирование - мысленное сопоставление одного предмета с другими, выявление признаков сходства и различия. [ схема 1, приложение 1] [4]
Исходя из всего вышесказанного, следует, что логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая исследовательской работой.
Раздел 2. Особенности проблемного и частично – поискового методов обучения

2.1. Сущность проблемного и частично – поискового методов обучения
Главный труд детей – учение. А чтобы оно приносило радость и вело к успеху, надо учить их самостоятельно рационально добывать знания, вооружать общеучебными и специальными навыками. Проблема развития мышления в процессе обучения занимает видное место в исследованиях многих педагогов и психологов. На основе этих исследований были сделаны выводы о взаимосвязи процессов обучения и развития мышления, было показано, что развитие творческого мышления школьников возможно только с помощью проблемного обучения.
Согласно положениям дидактики проблемное обучение реализуется с помощью следующих методов: частично-поискового или эвристического, проблемного и исследовательского.
Цель проблемного типа обучения не только усвоение результатов научного познания, системы знаний, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самодеятельности ученика и развития его творческих способностей. [8]
Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно-познавательной деятельности учащихся и управление ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельности учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами, методами и техническими средствами обучения и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам. Сегодня процесс преподавания - это искусство, искусство увлечь детей своим предметом, удивить красотой мысли, знания, побудить к самостоятельным мыслительным действиям. [3]
Цель активизации путем проблемного обучения состоит  в том, чтобы понять уровень усвоения понятий и обучить не отдельным мыслительным операциям в случайном, стихийно складывающемся порядке, а системе умственных действий для решения не стереотипных задач. Эта активность заключается в том, чтобы ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получил из него новую информацию. Другими словами, это расширение углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения. [9]
При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он, довел в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факторы и организует (проблемные ситуации) их учебно-познавательную деятельность, так что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы. В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение. [8]
Способы организации проблемного обучения
Первый способ - побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность учеников и проводит к активному усвоению новых знаний.
Второй способ - использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или в ходе наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.
Третий способ - расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа учащихся .
Четвертый способ побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными понятиями об этих фактах.
Пятый способ выдвижение предположения (гипотез) формулировка выводов и их опытная проверка.
Шестой способ - побуждение учащихся к сравнению , сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.
Седьмой способ - побуждения учащихся к предварительному обобщению новых фактов. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.
Восьмой способ - ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведенными в истории науки к постановке научной проблемы.
Девятый способ - организация межпредметных связей. Часто материал учебного предмета не обеспечивает создание проблемной ситуации (при обработке навыков, повторения пройденного и тому подобное). В этом случае следует использовать факты и данные наук имеющие связь с изучаемым материалом. [9]
Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть настолько сложным, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Задача учителя в этом случае состоит в побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.
Методы проблемного обучения
В целом можно говорить о  шести дидактических способах организации процесса проблемного обучения (то есть общих методах), представляющих собой три вида изложения учебного материала учителем и три вида организации им самостоятельной учебной деятельности учащихся:
1) монологическом;
2) рассуждающем;
3) диалогическом;
4) эвристическом;
5) исследовательском;
6) методе программированных заданий.
Метод монологического изложения.
При монологическом методе учитель сам объясняет сущность новых понятий, фактов, дает учащимся готовые выводы науки, но это делается в условиях проблемной ситуации. Форма изложения - рассказ, лекция.
Методы рассуждающего изложения.
Первый вариант - создав проблемную ситуацию, учитель анализирует фактический материал, делает выводы и обобщения. Второй вариант - излагая тему, учитель пытается путем поиска и открытия ученого, то есть он как бы создает искусственную логику научного поиска путем построения суждений и умозаключений на основе логики познавательного процесса. Форма – беседа, лекция.
Метод диалогического изложения.                               
Представляет диалог учителя с коллективом учащихся. Учитель  в созданной им проблемной ситуации сам ставит проблему и решает её, но с помощью учащихся, то есть они активно участвуют в постановке проблемы, выдвижении предположений, и доказательстве гипотез. Деятельности учащихся присуще сочетание репродуктивного и частично-поискового методов обучения. Основные формы преподавания - поисковая беседа, рассказ.
Метод эвристических заданий.
Суть эвристического метода заключается в том, что открытие нового закона, правила и тому подобное совершается не учителем, при участии учащихся, а самими учащимися под руководством и с помощью учителя. Формой реализации этого метода является сочетание эвристической беседы с
решением проблемных задач и заданий.
Метод исследовательских заданий.
Организуется учителем путем постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий имеющие высокий уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность нового понятия и нового способа действия. По форме организации исследовательские работы могут быть разнообразны: ученический эксперимент, экскурсия и сбор фактов, беседы с населением, подготовка доклада, конструирование и модулирование.
Метод программированных заданий.
Это метод, при котором учащиеся с помощью, особым образом, подготовленных дидактических средств может приобретать новые знания и
новые действия. [8]
Таким образом, мы пришли к выводу, что на данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как проблемное обучение формирует творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.