Урок окружающего мира в 1 классе по учебно-методическому комплекту «Начальная школа 21 века» Тема: «Звери- млекопитающие».


Урок окружающего мира в 1 классе по учебно-методическому комплекту «Начальная школа 21 века»


Учитель: Васильева Светлана Викторовна

Тема: «Звери- млекопитающие».
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с отличительными признаками зверей, их строением; сформировать умения сравнивать, выделять сходства, существенные различия и признаки группы зверей.
Ожидаемые результаты
Предметные: сформировать у детей понятие о млекопитающих как о части животного мира; научить выявлять существенный признак и отличительные признаки данного вида животных.

Метапредметные:
Познавательные: находят информацию из иллюстраций, текста; используют жизненный опыт; работают с, дополнительной литературой, сравнивают, находят сходства и различия, выделяют среди признаков существенный признак, объединяют (классифицируют) животных.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, выстраивают последовательность необходимых действий.

Коммуникативные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание, отвечают на вопросы, вступают в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществляют совместную деятельность в группах.

Личностные: сопереживают братьям нашим меньшим, анализируют собственную учебную деятельность.

Используемые педагогические технологии, методы и приёмы: ИКТ-технология, элементы проектно-исследовательской технологии, системно-деятельностный метод обучения, работа с дополнительными источниками информации.








Ход урока
Этапы урока

Деятельность учителя
Деятельность учащихся

1 Организационный момент





2.Актуализация знаний




Введение в тему.

- Ребята, самый первый шаг к познанию окружающего мира - наблюдательность и внимательность. Только наблюдательный человек может сделать открытия. Они очень интересны и поместились в этой коробке. Чтобы узнать, что в ней лежит, нам предстоит отправиться в удивительный мир животных.

Ученые, чтобы сделать открытия, проводят опыты, наблюдения .
Я предлагаю вам сегодня на уроке быть научными работниками. А какими, давайте прочитаем на доске. ТЕРИОЛОГИ
Как вы думаете, что обозначает это слово?

Давайте выполним задание и проверим ваши предположения, .
Работаем в парах. Откройте конверт и соберите картинку.

На интерактивной доске таблица.
-Прочитайте название граф в таблице.
-Как можно назвать одним словом?


-Найдите изображение животного, которого вы собрали в пазлах, определите в нужную графу.



-Какая группа оказалась заполненной?
Учитель подводит учащихся к выводу о том, что териологи -это учёные, которые изучают жизнь и повадки зверей.

-Давайте проверим. Куда нам нужно обратиться за помощью, если мы не знаем значение слова?
Учитель предлагает познакомиться с определением понятия «териолог» в толковом словаре.

-Попробуйте сформулировать тему урока.










1 ученик читает с доски. Териологи



Предположения детей
Работа в группах (Собирают пазлы зверей).
Учатся работать по инструкции, в групе

Читают :
насекомые
звери
птицы
рыбы

Животные
Учатся объединять понятия по признакам
С помощью стилуса перетягивают картинку (аналогичную своей ) с изображением зверей в нужную часть таблицы
Звери





Хорошо читающий ученик читает значение слова по слайду:
Териологи – это учёные, которые изучают жизнь и повадки зверей.

Тема урока «Звери»


3. Постановка проблемы, формулирование учебной задачи
Создание проблемной ситуации

Учитель предлагает прочитать тему урока на доске
«Звери- - питающие»
Как думаете, какая часть слова закрыта?
Верно, раньше молоко называлось млеко. Так как вы думаете, какое называние есть ещё у этой группы животных? (млекопитающие)

Что нам нужно узнать сегодня на уроке?
Читают: Звери -питающие

Есть загадка в теме.
Предположения



-Рассмотрим группу животных « звери».
-Проверим, чем отличаются звери от других животных.
-Посмотрите кто на экране? (крокодил и мышь)
-Как вы думаете, кто здесь зверь?
Давайте проголосуем.

-Чтобы правильно ответить на этот вопрос, надо точно знать признаки зверей.
Учитель знакомит с планом работы (на доске)
1. Строение тела млекопитающих
2. Чем покрыто тело
3. Чем питаются звери




Мышь и крокодил

Предположение детей.


Планируют совместно с учителем деятельность

4.Открытие новых знаний
Индивидуальная работа





















Фронтальная работа






















































Тематическая физминутка









Работа с научным текстом
Дифференцированная работа
























































Рефлексия
Итог урока





























Выполнение первого пункта плана.
-Посмотрите на слайд, назовите части тела животных.
-Какие части тела есть у всех животных?
-Какой сделаем вывод?
-Чем же звери отличаются от других животных?


-Вспомните, чем покрыто тело у рыб?
-А у птиц?
-А чем покрыто тело зверей?

Вывод: только у зверей тело покрыто шерстью.
Это первый отличительный признак зверей, который вы сразу можете увидеть.
Что такое шерсть?

- Дайте характеристику шерсти.
-Какая шерсть на ощупь?
-Рассмотрите из чего состоит шерсть.
-Прочитайте определение , что же такое шерсть.


-Как вы думаете, зачем нужна шерсть зверям?
-Количество шерсти у них может быть различным. От чего это зависит?
-У медведя, например, ее много, а у жирафа мало.
-Как вы думаете, почему?
чем прохладнее место где они живут тем мех длиннее и теплее.
Но не у всех зверей, мех пушистый и его видно.
Давайте посмотрим в учебнике чем покрыто тело у зверей. С 32
Нерпа. У них нет длинной и густой шерсти, она им не нужна, потому что им неудобно будет жить в воде с такой шерстью, но короткие волоски у дельфина и кита есть, а лапы у них просто видоизменены и выражены плавниками. Но они тоже являются зверями.
Ёж, дикобраз также относиться к группе зверей, их колючки это видоизменившиеся волосы.
- Зачем ему нужны иголки? (Они помогают ему защищаться)

-Крокодил и мышь - чье тело покрыто шерстью?
-Значит по первому признаку зверь – мышь.
-Исследуем дальше.

Поиграем с мячом. Игра называется « Ты- мне, я- тебе» Как называются детеныши у зверей?
У лисы – лисенок.
У собаки – ще
·нок. У слона – слоненок. У коровы – теленок. У тигра – тигренок. У лошади – жеребенок.
У курицы – (ловушка)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-Чем звери кормят детенышей?

На доске: Звери - млекопитающие




Вывод: Звери выкармливают своих детенышей молоком.
Это второй признак зверей и самый главный.
А выкармливает ли крокодил своих детенышей молоком?
Показ слайда 13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415
Проголосуем ещё раз : Кто же здесь зверь?
Вывод: крокодил не зверь

Звери – бегут.
Рыбы – плывут.
Насекомые – хлопают.
Птицы – летят.


Давайте сделаем вывод.
-Какие основные признаки зверей ?

Посмотрите на «Карту животного мира»и скажите где могут жить млекопитающие?

- Продолжим исследование. Выясним, чем питаются взрослые звери и к какой группе по питанию относятся? Откройте учебники
на 34. Рассмотрите первый рисунок. Чем питаются ёж, крот и муравьед?
- Кто знает, как называется эта группа?

- Чем питаются белка, лошадь и суслик?


- Как можно назвать эту группу?


- Перечислите следующих зверей.

- Чем они питаются?
- Эти животные - хищники.
- А медведь чем питается?

- Это животное ест всё, значит, оно относится к группе?

- Какой можно сделать вывод о питании разных зверей?

- Прочтём вывод в учебнике на с.35 и сравним свой вывод и вывод в учебнике.
- А теперь посмотрим видеоролик о млекопитающих
Млекопитающие – самые совершенные животные. Сейчас на земле обитает примерно 3500 видов млекопитающих. Многие из них занесены в Красную книгу.
-Понравилось ли вам быть научными работниками, териологами?
-Тогда давайте проверим как вы поняли и запомнили существенные признаки млекопитающих
- Пришло время узнать , что за чудо в чёрном ящике.
В нём то, что превращает беспомощного детёныша в сильного могучего, здорового, отчасти умного зверя.
- Что за чудо в чёрном ящике?
-Да, это обычное, но вместе с тем чудесное молоко. Молоко, которое можно купить в магазине, на базаре и т.д. – это чудо. На первый взгляд эта белая жидкость, но если посмотреть в микроскоп, в молоке обнаружишь много питательных веществ. Вот почему молоко обладает такой силой. В молоке содержатся следующие химические элементы:
- кальций – при его недостатке разрушаются зубы, кости;
-железо – при его недостатке кровь не разносит кислород;
магний – при его недостатке сердце плохо перекачивает кровь;
витамин А – роста;
витамин С – защищает от болезней; витамин В – зрения;
витамин Д – твёрдость и прочность мышц; витамин Е – молодость.
-Вы действительно – замечательные териологи. Вы умеете играть в игры, соблюдая правила. Вы хорошие помощники и верные друзья.
- Что узнали нового?
- Что вас удивило?
- Как узнать млекопитающего?
- Почему молоко называют чудом?

-Посмотрите, какая замечательная поляна с животными. Только солнышко плохо их греет. Поможем животным согреться.
-На слайде два цветных лучика: желтый и оранжевый. Выберите желтый лучик, если вам на уроке было все понятно и интересно или оранжевый, если вы что-то не поняли. Подойдите к доске и прикрепите лучик к солнышку.
Теперь солнышко светит ярко и всем стало тепло.
-У вас на парте картинка со зверем. Возьмите картинку, подойдите к доске и разместите под лучиком солнца.


– У нас получился замечательный питомник. И я думаю, что вы удивлены разнообразием мира зверей и понимаете, что их необходимо беречь, многих видов зверей очень мало на планете. А наше солнышко будет освещать и согревать наш питомник. Если мы будем по-настоящему, серьезно заботится о природе, мы станем добрее.


-Какого животного вам захотелось
нарисовать?
Рекомендовать: родителям рассказать о пользе молока; узнать, какими продуктами можно заменить чудесное молоко, содержащие такие же витамины, как в молоке.




Дети рассматривают и выделяют части тела мыши, крокодила и волка (туловище, лапы, голова, хвост)

Делают вывод о том, что строение тела зверей не отличается от строения тела других животных

У рыб - чешуя
У птиц- перья
У зверей - шерсть





Рассматривают пучки шерсти на столах (исследовательская работа)

Шерсть мягкая, пушистая
Из волосков, ворсинок
Хорошо читающий ученик зачитывается определение из толкового словаря
Ше
·рсть  волосяной покров кожи у зверей.


Предположения детей


Это зависит от места проживания

















Мыши











Молоком

.







Предположения учащихся.







Выполняют физминутку




Тело покрыто шерстью.
Все звери – млекопитающие.
По слайду «Карта животного мира» учащиеся делают вывод о том, что звери могут жить везде.






-Насекомыми.

- Эта группа называется насекомоядными.
- Пшеницей, овсом, земляными орехами, т.е. растениями.
- Их можно назвать растительноядными.
- Лисица, тигр, выдра.
- Животными.

- ягодами, рыбой, насекомыми, овсом.
- Это животное - всеядное.




Просмотр видеоролика

Расширение кругозора учащихся, экологическое воспитание




Таблица: кол-во ног, тело покрыто, кормят детёнышей
























Отвечают на вопросы по впечатлениям от урока,



Оценка психологического состояния и удовлетворённости учебной деятельностью учащихся на конец урока.



Если останется время можно:

-Проверьте свои знания с помощью игры «Поймай ошибку». (можно сигнальные круги)
Если в моем высказывании есть ошибка- хлопните в ладоши 1 раз. Потом обоснуйте свой ответ.
Все представители животного мира- млекопитающие.(нет, только звери)
Среди зверей есть дикие и домашние.
Тело всех зверей покрыто густой шерстью. (нет, у дельфина и кита густая шерсть отсутствует )
Все звери обитают в лесу. (нет)
Кит и дельфин- рыбы, т.к. живут в воде.(нет)












13PAGE 15


13PAGE 141315








15