Рабочая программа по русскому языку УМК В.Бабайцева


-594360-13589000
Пояснительная записка.
В основе программы обучения русскому языку в 9 классе лежит программа «Русский язык» 5 – 9 классы. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова (Сборник программно – методических материалов. Русский язык. 5 - 9 классы. М.: Дрофа,2014)
Данная программа рассчитана на 3 часа изучения предмета в неделю.
Программа по русскому языку включает в себя следующие разделы (темы):
«Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение», «Сложносочиненное предложение»,« Сложноподчиненное предложение»,«Сложные бессоюзные предложения», «Сложные предложения с различными видами связи», «Способы передачи чужой речи».
В связи с тем, что по учебному плану №2 на изучение русского языка в 9 классе отводится учебное время 102 часа, а программа рассчитана на 68 часов, производится увеличение часов на изучение отдельных тем. Курс русского языка в 9 классе является завершающим для среднего звена, здесь закрепляется материал, изученный в 5 – 8 классах, и изучается «Синтаксис и пунктуация сложного предложения». Поэтому для качественной подготовки к ГИА необходимо увеличить количество часов на изучение тем, направленных на формирование ЗУНов, необходимых для написания ЕМЭ. Опыт работы показывает, что девятиклассники испытывают затруднения при освоении таких тем, как «Сложносочиненное предложение», «Сложноподчиненное предложение», «Сложные бессоюзные предложения», «Сложные предложения с различными видами связи», на изучение которых необходимо увеличить количество уроков. Увеличение часов на повторение орфографии, изученной в 5 – 7 классах, на развитие речи обучающихся, на итоговое повторение и ряд других тем приведет к качественной подготовке школьников к итоговой аттестации. На развитие речи по типовой программе отводится 17 часов, этого недостаточно для обучения школьников сжатому изложению и сочинению на лингвистическую тему, поэтому на развитие речи отводится 25 часов, что поможет отработать умение создавать сокращенный текст на основе услышанного и строить сочинение на лингвистическую тему.
Цели курса: формирование у обучающихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке умений и навыков полноценно, грамотно пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике; воспитание бережного отношения к языку и речи, стремление к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.
Задачи курса:
дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;
формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
формировать умение анализировать речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;
формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.
Содержание тем учебного курса.
Вводный урок о русском языке – 1 ч.
Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.
Повторение изученного в 5-8 классах (4ч.)
Синтаксис словосочетания и простого предложения.
Опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.
Сложное предложение (1 ч.)
Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.
Сложносочиненное предложение (7+2 р.р.)
Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.
Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.
Сложноподчинённое предложение (24+10 р.р.)
Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.
Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.
СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.
Сложное бессоюзное предложение (10+6 р.р. )
Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.
Сложные предложения (СП) с разными видами связи (6 ч.+3р.р.)
Отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.
.
Предложения с чужой речью (7 ч.+2р.р.)
Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.
Общие сведения о языке (5 ч.+2р.р.)
Роль языка в жизни общества. Язык как развивающееся явление. Стили речи.
Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах (10ч.+2р.р.)
Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография.
Звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.
Учебно – тематический план.
№ Разделы темы Количество
часов В том числе практические,контрольные,
лабораторные работы
1 Вводный курс о русском языке 1 2 Повторение изученного в 5-8 классах 4 3 Сложное предложение. Основные виды сложных предложений 1 4 Сложносочинённое предложение 7 2р/р
5 Сложноподчинённое предложение 24 10р/р
6 Бессоюзное сложное предложение 10 6р/р
7 Сложное предложение с разными видами связи 6 6р/р
8 Способы передачи чужой речи 7 6р/р
9 Общие сведения о русском языке 5 2р/р
10 Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах 10 2р/р
Итого: 102часа Календарно – тематическое планирование.
Название темы/
раздела Количество
часов Тема урока Дата проведения
По плану Факти
чески
Введение 1 1.Вводный урок. «Язык мой – друг мой» Повторение изученного в VIII классе 3+1 р/р 1. Словосочетание. Способы подчинительной связи. Порядок слов в предложении. Односоставные и двусоставные предложения. 2. Предложения с обращениями и вводными словами. Обособление второстепенных членов. 3. Р.р.Язык и речь. Слово. Словари русского языка. Виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо и чтение. 4. Синтаксис простого предложения.Комплексный анализ текста. Сложное предложение 1 1.Сложное предложение. Основные виды сложных предложений. Наличие двух и более предикативных основ как признак сложного предложения. Сложносочинённое предложение 7+2р/р 1-2. ССП. Союзы и значения ССП. Знаки препинания в ССП и их функции: завершения, выделения, отделения. 3. Сочинительные союзы. 4-5. Трудные случаи пунктуации в сложносочинённом предложении (тире и отсутствие запятой при наличии общего второстепенного члена или общего придаточного предложения). 6-7. Р.р. Обучение сжатому изложению. Тема и основная мысль. Текст как предмет речевой деятельности.
Методика подготовки к написанию сжатого изложения. Приемы компрессии текста 8. Повторим орфографию. 9. Повторим пунктуацию. Сложноподчиненные предложения. 24+10р/р 1. Строение сложноподчинённых предложений. 2. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. 3. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. 4. Роль указательных слов в главном предложении. 5. Особенности присоединения придаточных предложений к главному. 6-7 Р.р. Сочинение-рассуждение о родном крае.. 8. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. 9. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными. 10. Виды придаточных предложений. 11-12. Р.р. Изложение с элементами сочинения. 13. Придаточные предложения подлежащные. 14. Придаточные предложения сказуемные 15. Придаточные предложения определительные. 16 .Придаточные дополнительные.. 17-18. Р.Р. Публицистический стиль. Рецензия на книгу. 19. Придаточные обстоятельственные 20. Придаточные образа действия и степени. 21. Придаточные сравнительные. 22-23. Придаточные причины, следствия. 24. Придаточные цели, условия. 25-26. Р.Р. Научный стиль. Аннотация. 27-28. Обобщение по теме «Сложноподчинённое предложение». 29. Урок-зачёт по теме «Сложноподчинённое предложение». 30. Повторение орфографии 31. Повторение пунктуации. 32. Диктант. 33-34. Р.Р. Изложение с элементами сочинения Бессоюзное сложное предложение. 10+6р.р. 1. Бессоюзное сложное предложение. 2. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. 3-4. Р.Р. Изложение с элементами сочинения. 5. Тире в бессоюзном сложном предложении. 6. Закрепление пунктогрммы. 7. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. 8. Закрепление пунктограммы 9-10. Р.р. Лексическое значение слова. Лексические средства выразительности. Синонимы, антонимы, омонимы, прямое и переносное значение слова 11. Урок-практикум «Сложное бессоюзное предложение». 12. Повторение орфографии. 13. Повторение пунктуации. 14. Диктант. 15-16. Р.Р. Портретный очерк Сложные предложения с разными видами связи. 6+3 р.р. 1. Сложные предложения с разными видами связи. 2. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. 3. Закрепление пунктограммы. 4. Р.р. Разговорный стиль. 5. Повторение орфографии. 6. Повторение пунктуации. 7-8. Р.р. Изложение с элементами сочинения. 9. Урок-зачёт по теме «Сложные предложения с разными видами связи». Предложения с чужой речью 7+2 р.р. 1. Предложения с прямой речью. Пунктуация в предложениях с прямой речью 2. Работа над заданием части «В» ГИА 3-4. Р.р. Последовательность работы над сочинением-рассуждением. Смысловая цельность, структурная связность, членимость сочинения – рассуждения.Классное сочинение. 5. Предложения с косвенной речью. Пунктуация в предложениях с косвенной речью. 6. Цитаты и способы цитирования. Пунктуация при цитировании 7. Обобщающий урок по теме «Предложения с чужой речью» 8-9. Контрольная работа по теме «Способы передачи чужой речи» в форме теста. Общие сведения о языке 5+2 р.р. 1. Общие сведения о языке. Роль языка в жизни общества. 2-3. Язык как развивающееся явление 4-5. Стили речи 6-7. Р.р. Сжатое изложение с элементами сочинения Систематизация и обобщение изученного в 5-9 классах 10+2 р.р. Систематизация знаний по фонетике
Систематизация знаний по морфемике 3.Морфология. Самостоятельные части речи. 4. Морфология. Служебные части речи. 5. . Контрольный диктант 6. Практическое занятие. Работа по выполнению заданий части «А» и «В» ГИА 7. Практическое занятие. Работа по выполнению заданий части «А», «В» 8. Последовательность работы над сочинением-рассуждением. Аргументация. 9. Повторение орфографии 10. Повторение пунктуации 11-12 .р/р. Комплексный анализ текста Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения русского языка в 9 классе учащийся должен
знать:
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
основные признаки научного, публицистического, официально-делового стилей, разговорной речи, языка художественной литературы;
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
основные единицы языка, их признаки;
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
речевая деятельность:
аудирование:
фиксировать на письме информацию исходного текста в виде тезисов, конспектов, резюме, полного или сжатого пересказа;
формулировать вопросы по содержанию текста;
замечать в собственной и чужой речи отступления от норм литературного языка;
чтение:
понимать коммуникативную тему, цель чтения текста и в соответствии с этим организовывать процесс чтения;
составлять конспект прочитанного текста;
оценивать степень понимания содержания прочитанного текста;
прогнозировать возможное развитие основной мысли до чтения лингвистического текста;
говорение:
- создавать устные монологические высказываниями: актуальные социально-культурные,
нравственно-этические, социально-бытовые, учебные темы;
знать основные нормы построения устного высказывания: соответствие теме и основной мысли, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывания содержания по плану), наличие грамматической связи предложений в тексте, владение правильной и выразительной интонацией, уместное использование невербальных средств (жестов, мимики);
строить научное рассуждение по сложным вопросам школьного курса русского языка;
письмо:
знать основные нормы построения письменного высказывания: соответствие теме и основной мысли высказывания, полнота раскрытия темы, достоверность фактического материала, последовательность изложения (развертывание содержания по плану, правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи предложений в тексте, владение нормами правописания);
писать изложения по публицистическим, художественным текстам, сохраняя композиционную форму, типологическое строение, характерные языковые средства;
вводить в текст изложения элементы сочинения (рассуждения, описания, повествования);
писать небольшие по объему сочинения на основе прочитанного или прослушанного текста;
составлять тезисы и конспект небольшой статьи (или фрагмента из большой статьи);
совершенствовать написанное, исправляя недочеты в построении и содержании высказывания, речевые недочеты и грамматические ошибки;
текст:
проводить текстоведческий анализ текстов разных стилей и типов речи (тема, основная мысль,тип речи, стиль, языковые и речевые средства, средства связи предложений, строение текста);
фонетика и орфоэпия:
правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов их произношения;
анализировать и оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм;
морфемика и словообразование:
владеть приемом морфемного разбора: от значения слова и способа его образования к морфемной структуре;
толковать значение слова, исходя из его морфемного состава (в том числе и слов с иноязычными элементами типа -ЛОГ, ПОЛИ-, -ФОН и т.п.);
пользоваться разными видами морфемных, словообразовательных и этимологических словарей;
опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических признаков слов.
лексикология и фразеология:
разъяснять значение слов общественно-политической и морально-этической тематики, правильно их определять;
пользоваться разными видами толковых словарей;
верно использовать термины в текстах научного стиля;
оценивать свою и чужую речь с точки зрения уместного и выразительного словоупотребления;
проводить элементарный анализ художественного текста, обнаруживая в нем изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка;
морфология:
распознавать части речи и их формы в трудных случаях;
правильно образовывать формы слов с использованием словаря грамматических трудностей;
определять синтаксическую роль слов разных частей речи;
опираться на морфологическую характеристику слова при проведении орфографического и пунктуационного анализа;
орфография:
применять орфографические правила, объяснять правописание слов с трудно проверяемыми орфограммами;
пользоваться этимологической справкой при объяснении написания слов;
проводить орфографический анализ текста;
синтаксис и пунктуация:
различать изученные виды простых и сложных предложений;
интонационно выразительно читать предложения изученных видов;
составлять схемы простых и сложных предложений разных видов и конструировать предложения по заданным схемам;
уместно пользоваться синтаксическими синонимами;
правильно употреблять в тексте прямую речь и цитаты, заменять прямую речь косвенной;
проводить синтаксический и интонационный анализ сложного предложения;
устанавливать взаимосвязь смысловой, интонационной, грамматической и пунктуационной характеристики предложения;
использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
применять пунктуационные правила, объяснять постановку знаков препинания в простом и сложном предложениях, используя на письме специальные графические обозначения;
строить пунктуационные схемы простых и сложных предложений;
самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила;
проводить пунктуационный анализ текста;
аргументировать тезис о системном характере русской пунктуации.
Перечень учебно – методического обеспечения
для учащихся:
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2015
Русский язык. Практика. 9 класс,/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2015
Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2015
для учителя:
Д.Э.Розенталь «.Лексика и стилистика.» «Орфография и морфология». «Синтаксис и пунктуация». «Оникс»2014г.
А.Ю.Купалова. «Изучение синтаксиса и пунктуации в школе». «Дрофа»2012 г.
С.И.Райский. «Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях».
О.В.Григоренко. «Нормы русского литературного языка». Воронеж 2014 г.
Сенина Н.А. Русский язык. ГИА, 2016
Оборудование и приборы
ПК.
Дидактический материал.
Тексты контрольных и самостоятельных работ, тесты.
Раздаточный материал