Рабочая программа по русскому языку УМК В.Бабайцева


Место учебного предмета в учебном плане.
Рабочая программа учебного курса русский язык для 5 класса основной общеобразовательной школы  составлена в соответствии с  требованиями федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, на основе  примерных программ основного общего  образования по русскому языку (базовый уровень) и   рабочей программой. Русский язык. 5-9 классы: авт.-А.Ю.Купалова, А.П. Ереемеева, Г.К. Лидман – Орлова под редакцией А.Ю.Купаловой. – 2-е изд.,стереотип. – Дрофа,2015.
Рабочая программа составлена:
на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС: основное общее образование// ФГОС.М.; Просвещение, 2011)
Программы по русскому языку 5 – 9 классы к учебно-методическому комплексу В. В. Бабайцевой и др. ( М. : Дрофа, 2015).
«Рабочие программы.5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений» - М.: Дрофа ,2014..
Учебного плана МБОУ «Павловская СОШ» 2016 – 2017 уч. г.
Данная программа по русскому языку для основной школы обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в начальной школе и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:
программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;
программы развития универсальных учебных действий
Программа рассчитана на 5 часов в неделю согласно учебному плану. При 35 учебных неделях общее количество часов на изучение русского языка в 5 классе составит 175 часов.
Планируемые результаты освоения учебного предмета,курса.
Личностные результаты изучения русского языка. К ним относятся следующие убеждения и качества:
осознание своей идентичности как гражданина многонациональной страны, объединенной одним языком общения - русским ;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества через художественное слово русских писателей;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия своей страны и мира через тексты разных типов и стилей.
Метапредметные результаты изучения русского языка в основной школе:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать тексты разных стилей, составлять простой и развернутый планы, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и составлять собственный текст ), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные знания и умения:
речевая деятельность:
аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста;
чтение:
- владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух;
говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи;
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации;
письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменные высказывания разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры разных стилей);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать свое отношение к предмету речи; находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий тему и основную мысль текста;
- исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении;
фонетика и орфоэпия:
-выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы;
-использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарем;
графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова;
морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учетом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах;
лексикология и фразеология:
- объяснять лексическое значение слов и фразеологизмов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковыми словарями для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов, фразеологизмов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора;
морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки;
- уметь изменять части речи;
орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила;
синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- правильно интонировать предложения, различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, использовать повествовательные и вопросительные предложения как пункты плана высказывания, соблюдать верную интонацию конца предложений;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращениями, вводными словами; находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях, изученных синтаксических конструкциях и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
Содержание учебного предмета,курса.
Тема Содержание темы
Введение
(3 часа+1ч )
Знакомство с учебным комплексом по русскому языку. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Роль языка в жизни человека и общества. Речевое общение.
Орфография
(9+2==11)
Орфограмма. Орфограмма.
Правописание безударных гласных в корне слова, в приставках; и, а, у после шипящих; глухих и звонких согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова.
Морфология и орфография (27часов) Части речи. Самостоятельные и служебные части речи.
Имя существительное. Морфологические признаки существительного. Склонение. Имена существительные собственные.
Правописание падежных окончаний.
Имя прилагательное. Связь прилагательного с именем существительным.
Морфологические признаки прилагательных.
Правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных.
Глагол. Морфологические признаки глагола. Прошедшее, настоящее и будущее время. Спряжение глагола.
Правописание гласных перед суффиксом -л- и в окончании глаголов.
Буква ь в глаголе 2-го лица единственного числа.
Глаголы с -тся и -ться.
Наречие. Различение наречий по вопросу.
Правописание наиболее употребительных наречий по списку.
Местоимение. Личные я, ты, он и др. Притяжательные мой, твой, наш, ваш, свой. Вопросительные кто? что? какой? и др. Неопределённые кто-то, что-либо, какой-либо, кое-кто и др.
Раздельное написание местоимений с предлогами.
Дефис в неопределённых местоимениях.
Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Раздельное написание предлогов с именами существительными.
Союз. Союзы и, а, но между однородными членами и в сложных предложениях.
Частица. Частицы не, бы (б), ли (ль), же (ж) и др. Их значение в предложениях.
Раздельное написание частиц с другими словами.
Синтаксис и пунктуация (31 ч. + 9ч.= 40 часов)
Понятие о синтаксисе и пунктуации.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация конца предложения.
Виды предложений по цели высказывания. Невосклицательные и восклицательные предложения.
Знаки препинания в конце предложения.
Главные члены предложения.
Тире между подлежащим и сказуемым (при их выражении именем существительные в именительном падеже).
Второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).
Словосочетание. Подчинительные и сочинительные словосочетания. Словосочетания в предложении.
Предложения с однородными членами. Обобщающее слово перед однородными членами.
Знаки препинания в предложении с однородными членами (соединёнными только интонацией, одиночными союзами и, а, но, а также повторяющимся союзом и) и обобщающим словом перед однородными членами.
Предложения с обращениями.
Знаки препинания в предложении с обращением.
Предложения с вводными словами (указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому).
Знаки препинания в предложениях с вводными словами.
Сложное предложение.
Сложносочинённые предложения.
Сложноподчинённые предложения.
Сложные бессоюзные предложения.
Запятая между частями сложного предложения.
Предложения с прямой речью (прямая речь после слов автора и перед ними).
Диалог.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью (в указанных выше случаях). Оформление диалога на письме.
Понятие о литературном языке
(1 час)
Литературный язык — основа русского национального языка. Нормы литературного языка (произносительные (орфоэпические), морфологические, синтаксические, стилистические, орфографические, пунктуационные и др.).
Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия
(5ч + 1ч=
6 часов)
Орфография
(10ч + 2ч=12часов.) Звуки речи. Звуки речи и буквы. Алфавит.
Элементы фонетической транскрипции.
Гласные и согласные звуки.
Слог.
Правила переноса слов.
Ударение, его особенности в русском языке. Гласные ударные и безударные.
Выразительные средства фонетики.
Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука.
Правописание безударных гласных в корне.
Звонкие и глухие согласные звуки. Сонорные согласные. Шипящие согласные.
Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слов перед согласными.
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
Обозначение мягкости согласных на письме с помощью ь.
Значение букв я, ю, е, ё.
Правописание разделительных ъ и ь.
Правописание гласных после шипящих.
Правописание мягкого знака после шипящих на конце слов.
Правописание гласных и и ы после ц.
Орфографический словарь.
Основные нормы литературного произношения. Допустимые варианты орфоэпической нормы. Орфоэпический словарь.
Морфемика. Словообразование. Орфография
(32ч + 10 =42 часа) Понятие о морфемике. Морфема — минимальная значимая единица языка. Основа слова и окончание. Корень слова. Однокоренные (родственные) слова. Приставки, суффиксы.
Словообразовательные и словоизменительные морфемы.
Словообразование. Основные способы образования слов. Богатство словообразовательной системы русского языка.
Элементы этимологического анализа слова.
Выразительные средства морфемики и словообразования.
Правописание сложных и сложносокращённых слов.
Чередование звуков в корне слова.
Правописание корней и приставок. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание корней с чередованием гласных а — о.
Правописание корней с чередованием гласных е — и.
Правописание согласных и гласных в приставках.
Правописание приставок, оканчивающихся на з (с).
Правописание приставок роз- (рос-) — раз- (рас-).
Буква ы после приставок, оканчивающихся на согласный.
Правописание приставок при- и пре-.
Словообразовательные и этимологические словари русского языка.
Лексикология и фразеология (17ч + 5ч=22часа.)
Понятие о лексикологии. Лексикология как раздел науки о языке. Лексика как словарный состав языка. Словарное богатство русского языка.
Лексическое значение слова. Основные способы его толкования.
Однозначные и многозначные слова.
Прямое и переносное значения слова. Основания для переноса значения.
Изобразительные средства языка, основанные на употреблении слова в переносном значении.
Омонимы. Синонимы. Антонимы. Текстообразующая роль синонимов и антонимов (в том числе и контекстуальных). Словари синонимов и антонимов.
Историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка.
Старославянизмы. Их стилистические функции.
Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования слов. Основные языки-источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычной речи. Словари иностранных слов и их использование.
Устаревшие слова и неологизмы. Основные причины появления устаревших слов и неологизмов в процессе развития языка. Два типа устаревших слов: историзмы и архаизмы. Общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы. Наблюдение за использованием устаревших слов и неологизмов в текстах.
Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Книжные слова и разговорные слова. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения уместности использования стилистически окрашенной лексики в различных ситуациях речевого общения.
Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления. Диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы. Неоправданное расширение сферы употребления жаргонизмов в разговорной речи.
Фразеологизмы. Их отличите от свободных сочетаний слов. Особенности употребления фразеологизмов в речи. Выразительность фразеологизмов.
Повторение (10 часов)
Орфография.
Орфограммы-гласные
Орфограммы-согласные
Правописание приставок. Разделительный Ъ
Синтаксис и пунктуация
Повторение по культуре речи
Резервные уроки
Тематическое планирование
с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
Название раздела Количество часов Тема урока Дата проведения
По плану Факти-
чески
Вводный курс 82
1+3часа 1. Введение. Лингвистика как наука о языке. Основные разделы лингвистики. Роль языка в жизни человека и общества. Речевое общение.  2. Формы функционирования современного русского языка: литературный язык.Литературный язык - язык русской художественной литературы. 3. Наука о русском языке и её основные  разделы. Язык как система.  Выдающиеся отечественные лингвисты. М.В. Ломоносов. 4. Р. Речь и речевое общение. Речевая ситуация.Условия, необходимые для речевого общения. Речь устная и письменная. Виды речевой деятельности: слушание – говорение, чтение-письмо. (9 ч. + 2 ч.) 5. Повторение: фонетика и графика. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Связь фонетики с графикой и орфографией. 6. Орфография. Орфограмма. Повторение: правописание безударных гласных в корне слова. Правописание гласных в составе морфем. 7. Повторение: Правописание безударных гласных в приставках. Словарный диктант. 8. Письмо. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы. Правописание звонких и глухих согласных в корне слова Повторениеправил переноса слов.   9. Правописание гласных И, А, У после шипящих. Правописание непроизносимых согласных в корне слова. 10. Правописание согласных в составе морфем. Удвоенные согласные.  Соблюдение основных орфографических норм.Словарный диктант. 11. Контрольная работа по итогам повторения материала начальной школы (диктант с грамматическим заданием). 12. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Орфографические словари и справочники. Использование орфографических словарей и справочников по правописанию. 13. Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Овладение орфографической и пунктуационной зоркостью. 14. Р. Речь диалогическая и монологическая. Монолог и его виды. Диалог и его виды. Культура речевого общения. 15 Р. Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность). Структура текста.. (22 ч. + 5 ч.)
1 16. Морфология как раздел грамматики. Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. 17. Самостоятельные (знаменательные) части речи. Имя существительное. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические свойства. 18. Имя существительное. Род и число существительных. Повторение: Ь после шипящих на конце имён существительных. 19. Имя существительное. Склонение существительного. Правописание безударных гласных е-и в окончаниях имен существительных (повторение). 20. Имена существительные собственные. Повторение: прописная и строчная буквы. Распознавание существительных по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. 21.Имя прилагательное. Грамматическое значение, морфологические  признаки, синтаксическая роль. Связь прилагательного с именем существительным. Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных (повторение). 22. Р. Тема текста. Микротема. Создание устных монологических высказываний на различные темы в соответствии с целями общения.  23. Р. Написание классное сочинение «Моё село». 24. Глагол. Грамматическое значение, морфологические  признаки, синтаксическая роль. Повторение: НЕ с глаголом. 25. Изменение глагола по временам. Прошедшее время. Повторение: правописание гласной перед суффиксом Л. Словарный диктант.  26. Настоящее и будущее время. Правописание Ь после шипящих на конце глаголов (повторение). 27. Спряжение глагола. Правописание личных окончаний глагола. 28. Орфографический практикум. Спряжение глагола. Правописание личных окончаний глагола. Повторение: правописание  –тся, -ться в конце глаголов. 29. Обобщение, систематизация знаний по теме «Самостоятельные части речи».Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. 30. Контрольная работа по теме «Самостоятельные части речи: существительное, прилагательное, глагол» 31. Анализ контрольной работы работа над ошибками. Наречие. Грамматическое значение, морфологические  признаки, синтаксическая роль. 32. Наречие. Правописание наиболее употребительных по списку наречий. 33. Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Правописание местоимений с предлогами (повторение). 34. Притяжательные, вопросительные и неопределённые местоимения. Употребление дефиса в неопределенных местоимениях. Словарный диктант. 35. Служебные части речи. Предлог. Разграничение предлогов и приставок. Правописание предлогов. 36. Союз. Союзы И, А, НО между однородными членами и в сложных предложениях. Пунктуация в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. 37. Частица. Значения частиц. Правописание частиц бы, ли, же. Повторение: правописание не с глаголами. 38. Повторение, обобщение изученного материала в разделе «Морфология и орфография». Применение морфологических знаний и умений в практике правописания. 39. Контрольная работа по теме «Морфология и орфография» (диктант с грамматическим заданием). 40. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Р. Текст. Идея. Основная мысль текста.
41. Р. Тема. Основная мысль (продолжение).Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли (использование текста региональной тематики). 42. Р. Структура текста. Смысловые части и основные средства связи между ними. Микротемы. Деление текста на смысловые части и составление плана.  (31 ч. + 9ч.)1 43. Синтаксис как раздел грамматики.  Пунктуация как система правил правописания. Пунктограмма. Знаки препинания и их функции.   44. Предложение. Предложение как основная единица синтаксиса,  признаки предложения. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. 45. Р. Основные виды информационной переработки текста: обучение составлению простого плана. Подготовка к изложению. 46. Р. Изложение, близкое к тексту. 47. Анализ изложения. Виды предложений по цели высказывания. Знаки препинания в конце предложения (повторение). 48. Виды предложений по эмоциональной окраске. Невосклицательные и восклицательные предложения. 49. Члены предложения. Главные члены предложения. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Предложения простые и сложные. 50. Главные члены предложения. Предложения односоставные и двусоставные. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксический разбор. 51. Второстепенные члены предложения и способы их выражения. Предложения распространённые и нераспространённые. 52. Определение. 53. Дополнение. 54. Обстоятельство.  55. Синтаксический разбор предложения. Обобщение материала. Подготовка к контрольной работе. 56. Контрольная работа по теме «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения» (тест). 57. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.
Р. Понятие о параллельной связи предложений в тексте. Определение средств и способов связи предложений в тексте.
58. Словосочетание как основная единица синтаксиса. Строение и типы словосочетания. 59. Словосочетания в предложении. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций. Словарный диктант. 60. Предложения с однородными членами. Знаки препинания в предложении с однородными членами. Пунктуационный разбор. 61. Предложения осложнённой структуры. Однородные члены предложения, пунктуация в них. Обобщающие слова при однородных членах предложения. 62. Р. Понятие о последовательной связи предложений в тексте. Определение средств и способов связи предложений в тексте. 63. Повторение, обобщение материала по теме «Словосочетание. Однородные члены предложения». Подготовка к контрольной работе. 64. Контрольная работа по теме «Словосочетание. Однородные члены предложения». 65. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Предложения с обращениями Обращение. Употребление обращений в речи. 66. Предложения с обращениями Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением. 67. Вводные слова. Предложения с вводными словами, указывающими на уверенность или неуверенность говорящего по отношению к высказываемому. 68. Предложения с вводными словами, указывающими на последовательность перечисления. Знаки препинания при вводных словах. Краткие сведения о выдающихся отечественных лингвистах (А.М.Пешковский). 69. Сложное предложение Понятие о сложном предложении. Виды сложного предложения. 70. Р. Текст и фрагменты текста. Композиция текста. Повторение: признаки текста. Подготовка к изложению. 71. Р. Изложение, близкое к тексту. 72. Анализ изложений. Систематизация и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация простого предложения». Подготовка к контрольной работе.   73. Контрольная работа по итогам первого полугодия по теме «Синтаксис и пунктуация»  (АКР) 74. Сложное союзное предложение.Сложносочиненное  предложение. Запятая между частями сложного предложения. 75. Союзы в сложном предложении.Сложноподчиненное предложение. Запятая между частями сложного предложения. 76. Сложное бессоюзное предложение. Запятая между частями сложного предложения. 77. Синтаксический разбор сложного предложения. Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания. 78. Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Знаки препинания  при прямой речи. Словарный диктант. 79. Диалог. Знаки препинания при диалоге. Оформление диалога на письме. Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка. 80. Р. Овладение практическими умениями просмотрового, ознакомительного, изучающего чтения. Выразительное чтение.Выразительные средства русской речи. 81. Р. Что изучает стилистика. Сферы и ситуации речевого общения. Восприятие устной и письменной речи в соответствии с ситуацией и сферой речевого общения. Функциональные разновидности языка. 82. Р. Стили речи. Разговорная и книжная речь. Разговорный стиль. Жанры разговорной речи (рассказ, беседа, спор). Основной курс
(83 часа) Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия (6ч + 1ч) 1.Русский язык – национальный язык русского народа, государственный язык. Российской Федерации и язык межнационального общения. Понятие о литературном языке. Нормы литературного языка.   2. Фонетика как раздел лингвистики. Звук как единица языка. Фонетическая транскрипция.Алфавит. Слог. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, SMS-сообщениях. 3. Система гласных и согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке.  Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация. 4. Ударение. Орфоэпия. Основные орфоэпические нормы русского литературного языка. Нормы произношения слов и интонирования предложений. Орфоэпические словари. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой. 5. Р. Основные выразительные средства фонетики: звукопись, аллитерация, ассонанс. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм. 6. Совершенствование навыков различения ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твёрдых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слов. 7. Контрольная работа по теме «Фонетика и орфоэпия» (тест). (10ч + 2ч) 8. Понятие об орфограмме. Сильная и слабая позиция звука. Орфограммы-гласные и орфограммы-согласные. 9. Правописание безударных гласных в корне слова. Словарный диктант.  10. Гласные буквы после шипящих. 11. Гласные буквы И-Ы, О-Е после Ц. 12. Р. Книжные стили. Характеристика научного стиля. Подготовка к изложению, близкому к тексту. 13. Р. Написание изложения, близкого к тексту. 14. Анализ изложения. Звонкие и глухие согласные звуки и их обозначение на письме. Непроизносимые согласные. 15. Удвоенные согласные и их обозначение на письме. 16.Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных на письме с помощью Ь. Способы обозначения [j’]Фонетическая транскрипция. 17. Правописание разделительных ъ и ь. Ь после шипящих. Орфографический словарь.Словарный диктант. 18. Орфографический практикум: повторение изученных  орфограмм. Подготовка к контрольной работе. 19. Контрольная работа по теме «Орфография» (диктант). (32ч + 10 ч) 20. Анализ контрольной работы. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – минимальная значимая единица языка. Словообразующие и формообразующие морфемы. 21. Основа слова. Окончание -формообразующая морфема Правописание падежных окончаний существительных (повторение). Чередование звуков в морфемах. 22. Р. Художественный стиль. Анализ текста с точки зрения его принадлежности к функциональной разновидности языка. 23. Р. Изобразительно-выразительные средства художественного стиля (метафора, олицетворение, сравнение, эпитет). Подготовка к домашнему сочинению по картине. 24. Виды морфем. Корень слова. Однокоренные  слова. 25. Приставка – словообразующая морфема. Роли морфем в процессах формо- и словообразовании. 26. Виды морфем: суффикс как словообразующая морфема. 27. Чередование гласных и согласных звуков в морфемах при изменении слова и образовании новых слов. Словарный диктант.  28. Р. Что такое типы речи. Функционально-смысловые типы речи. Описание, повествование, рассуждение. Их признаки (повторение). 29. Чередование согласных звуков в корне слова. Варианты морфем. Использование морфемного и словаря при решении  учебных задач. 30. Полногласные и неполногласные сочетания.Исторические изменения в составе слова. Русский язык как развивающееся явление. Этимологический анализ слова. Этимологические словари, их использование при решении  учебных задач. 31. Чередование звуков в корне. Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания.  32. Морфемный разбор слова. Порядок морфемного разбора слова. 33. Р. Повествовать – значит рассказывать.Повествование, его признаки. Строение текста типа повествование. Подготовка к изложению. 34. Р. Написание выборочного изложения (обучающее). 35. Анализ изложения. Правописание корней с чередованием гласных А-О: лаг//лож. 36. Правописание корней с чередованием гласных А-О: кас//кос. 37. Правописание корней с чередованием гласных А-О: раст//ращ//рос. 38. Правописание корней с чередованием гласных А-О: гар//гор, зар//зор. Словарный диктант (10 минут). 39. Орфографический практикум: «Правописание корней с чередованием А-О». Закрепление и обобщение материала.Соблюдение орфографических норм.  40. Самостоятельная работа по теме «Корни с чередованием А-О» (20 минут). Правописание корней с чередованием гласных Е-И. 41. Правописание корней с чередованием гласных Е-И: мер-мира, бер-бира, тер-тира и др. 42. Орфографический практикум: «Правописание корней с чередованием Е-И». Закрепление и обобщение материала.Соблюдение орфографических норм.  43. Контрольная работа по орфографии (диктант). 44. Анализ контрольной работы. Правописание корней с чередованием гласных И-Я(А)//ИМ,ИН. 45. Р. Как описать предмет? Описание, его признаки. Строение текста типа описание. 46. Р. Описание предмета. Подготовка кдомашнему сочинению «Ты, как душа у народа, красива» (описание филимоновской игрушки). 47. Р. Анализ сочинения. 48. Систематизация и обобщение изученного по теме «Правописание корней с чередованием» 49. Правописание согласных и гласных в приставках. 50. Правописание приставок, оканчивающихся на З(С). 51. Правописание приставок роз- (рос) – раз- (рас). 52. Буквы Ы после приставок, оканчивающихся на согласный. Повторение: правописание приставок. 53. Р. Описание. Как описать животное? Подготовка к классному сочинению-описанию «Мое любимое животное». 54. Р. Написание классного сочинения-описания «Мое любимое животное. 55. Анализ сочинения. Правописание приставок пре- и при-. 56. Правописание приставок пре- и при-. Повторение: правописание глаголов. 57. Практикум: «Правописание приставок пре- и при-». Повторение: правописание приставок 58. Самостоятельная работа «Правописание приставок» Словообразование. Основные способы образования слов. 59. Основные способы образования слов. Сложные и сложносокращённые слова, их правописание. Основные выразительные средства морфемики и  словообразования. 60. Повторение изученного в разделе «Морфемика и  словообразование. Орфография». Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания. 61. Контрольная работа по теме «Морфемика и  словообразование. Орфография» (17ч + 5ч) 62. Лексикология и фразеология
Анализ контрольной работы. Понятие о лексикологии. Лексика. Словарное богатство русского языка. Основные лексические нормы современного литературного языка.
63. Слово – основная единица языка. Лексическое значение слова. Способы его толкования. Толковый словарь.              В.И. Даль и его деятельность. 64. Р. Типы речи. Рассуждение, его признаки Строение текста типа рассуждение-доказательство. 65. Р. Подготовка к домашнему сочинению-рассуждению. 66. Лексическое значение слова. Отражение в языке культуры и истории народа. История  Курского края в его лексике. 67. Русский речевой этикет. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
68. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слова. Основные выразительные средства лексики (метафора, олицетворение, эпитет).  69. Омонимы, омографы, омофоны. Основные выразительные средства лексики. Повторение: орфограммы корня. 70 Синонимы. Текстообразующая роль синонимов. Словари синонимов и антонимов. Повторение: правописание корней с чередованием. 71. Антонимы. Текстообразующая роль антонимов. Для чего нужны синонимы и антонимы? Употребление синонимов и антонимов в речи. Словарный диктант 72. Систематизация и обобщение изученного в курсе русского языка 5 класса. Подготовка к итоговой контрольной работе. 73. Административная итоговая контрольная работа (диктант с грамматическим заданием). 74. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. 75. Лексика общеупотребительная и ограниченная в употреблении. Диалектные слова. Профессиональные слова, жаргонизмы. Стилистически окрашенная лексика русского языка. 76. Историзмы, архаизмы и неологизмы. Устаревшие слова. Отражение в языке культуры и истории народа. Старославянизмы. Их стилистические функции. 77. Происхождение лексики русского языка.Исконно русские и заимствованные слова.Как пополняется словарный состав языка. Причины заимствований. Словари иностранных слов и их использование. 78. Фразеологизмы. Их отличие от свободных сочетаний слов. Значение и употребление фразеологизмов. Основные выразительные средства фразеологии. Пословицы и поговорки о Курске. 79. Почему мы так говорим? Происхождение, употребление фразеологизмов речи. Фразеологический словарь. Извлечение необходимой информации из словарей.Лексические и фразеологические новации последних лет.   80. Понятие об этимологии как о науке о происхождении слов и фразеологизмов. Этимологические словари. Курская ономастика. Этимология и правописание топонимов Курского края. 81. Р. Повторение и систематизация по теме «Речь».Овладение различными видами аудирования. 82. Р. Контрольное изложение. 83. Р. Анализ изложений. Повторение и систематизация по теме «Речь». Повторение (10ч) 1.Повторение, обобщение знаний по орфографии: правописание гласных в корне. Корни с чередованием. 2. Орфографический практикум.  Подготовка к контрольному словарному диктанту. 3. Контрольный словарный диктант (15 минут). Повторение, обобщение знаний по орфографии: правописание гласных после шипящих и ц. 4. Повторение, обобщение знаний по орфографии: правописание согласных в корне (проверяемые, непроверяемые, удвоенные, непроизносимые). 5. Повторение изученного по морфологии и синтаксису. Правописание самостоятельных речи. 6. Пунктуационный практикум по (по тексту региональной тематики). 7. Повторение изученных видов грамматических разборов. 8. Лингвистическая викторина «Приключения запятой и точки». 9. Резерв 10. Резерв