НОД на тему Космическое путешествие.


Тема: «Космическое путешествие».
Программное содержание:
Образовательные задачи: Познакомить детей с новой геометрической фигурой - многоугольник; закрепить названия уже изученных геометрических форм, умения конструировать из них; закрепить математические знания и умения посредством игры – путешествия; продолжать учить детей решать логические задачи; развивать умение проводить ассоциации между цветом и словом, формой, цветом и словом в процессе запоминания; совершенствовать навыки прямого и обратного счёта; продолжать учить отвечать на вопросы сложными предложениями;
Коррекционные задачи: развивать правильное речевое дыхание; мелкую моторику рук; творческие способности; логику; мышление; воображение; внимание; зрительный гнозис.
Воспитательные задачи: воспитывать привычку к точности, аккуратности; умение контролировать свои действия; нравственно-волевые качества; умение пользоваться пособиями; приучать детей работать организованно.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Физическое развитие», «Музыка», «Социализация».
Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.
Активизация словаря: закрепление в речи детей слова «многоугольник»; активизация количественного и порядкового счета;
Материалы и оборудования: игрушка-комета, письмо, цветные геометрические фигуры, Су Джок, звезды с логическими задачами, мультимедиа, карточки с числовыми рядами, карточки с цифрами, музыкальное сопровождение, картинки с изображением планет, цветные ленточки, сюжетная картинка, очки, разрезная картинка динозавр.Предшествующая работа: д/и «Цветные слова», д/и «Разрезные картинки», д/и «Назови соседей», д/и «Назови пропущенные цифры», отработка прямого и обратного счета в пределах 15, массаж кистей рук упражнение «Су Джок», дыхательная гимнастика «Часики», логические задачи, гимнастика для глаз по ТРИЗу, рассматривание картин при помощи специальных очков.
Ход НОД:
Упражнение: «Хорошее настроение».
Учитель-дефектолог: Ребята, сегодня прекрасный день. У меня замечательное настроение. Я хочу дотронуться до каждого из вас и поделиться своим чудесным настроением (дотрагивается до детей). А теперь давайте улыбнемся друг другу. А еще, ребята сегодня к нам пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их! (дети здороваются с педагогами)
Падает комета.
Учитель-дефектолог: Дети, посмотрите это комета. Но она не обычная, в ней что-то лежит. Давайте посмотрим? (ДАВАЙТЕ) (достает из кометы письмо). Ой, посмотрите, в этом письме нет букв, а какие-то знаки. Сейчас я попробую расшифровать его.
«Маленькие жители Земли, мы живые разумные существа из математической галактики с планеты Альфа, приглашаем вас в космическое путешествие, где вам предстоит выполнить много интересных заданий. Мы надеемся на вас, потому что вы самые умные и образованные дети. Желаем удачи!!!»
Учитель-дефектолог: Ребята, вы представляете, нас приглашают в гости в математическую галактику. Как вы думаете, кто живет на планетах в математической галактике? (ответы детей).
Да, ребята, там живут цифры, числа, геометрические фигуры, задачи, примеры, знаки, часы, загадки, задания. И все жители этой галактики, там что-то считают, пересчитывают, составляют и решают задачи, отгадывают загадки, выполняют задания. Вы согласны туда полететь? (ДА). Но попасть в космос не так- то просто. Для этого нам нужно выполнить одно задание. И тогда мы сможем отправиться в космос. Готовы? (ДА). Ну, тогда начнем.
Игра «Цветные слова».
Детям по одной предъявляются цветные карточки разной формы и одновременно произносятся слова, которые нужно запомнить к каждой карточке. Затем снова предъявляются карточки, а дети называют слова, которые они запомнили.
Зеленый треугольник-елка;
Желтый круг - яблоко;
Красный квадрат - дом;
Синий прямоугольник-грузовик;
Белый овал – облако;
Черный ромб-телевизор;
А это новая фигура, которая называется многоугольник. Как вы думаете почему она так называется? (ПОТОМУ ЧТО У НЕЕ МНОГО УГЛОВ). Правильно. Давайте с вами вместе повторим названия новой фигуры. Молодцы!
К многоугольнику будит относится слово лёд.
Учитель-дефектолог : Молодцы, ребята! Ну что с заданием все справились, значит, можем смело отправляться в космическое путешествие в математическую галактику. Ребята, а на чем же мы полетим? (НА РАКЕТЕ). Но в одну ракету мы все не поместимся, я предлагаю распределиться на космические отряды и построить ракеты. (Деление на команды). У каждой команды на столе лежат геометрические фигуры, предлагаю из них построить ракеты.
Учитель-дефектолог: Из каких фигур построили ракеты? (Круги, прямоугольники, квадраты, треугольники и т.д.). Молодцы ребята, у вас получились интересные ракеты. Можно отправляться в путь. Садитесь поудобней. Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты.
Упражнение «СУ ДЖОК»: Дети берут в руки Су Джок и крутят его в руке, при этом считают до 15.
(Звучит космическая музыка)
Учитель-дефектолог с детьми “выходят” из ракеты и рассматривают планеты. (Слайд №1)
Вот мы и прибыли на первую планету. Давайте подышим этим воздухом.
(Дети выполняют дыхательное упражнение «Часики» по Б. Толкачеву: Стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить на выдохе «тик-так»)Космический голос(аудиозапись): “Добро пожаловать в математическую галактику. Здравствуйте, ребята. Я очень рад, что вы откликнулись на мое приглашение. Мы очень любим таких умных и сообразительных ребят”.
Дети подходят к планете №1.
Космический голос: Вы прибыли на планету загадок. Отгадайте их.
(На планете №1 закреплены звездочки с задачами).
Учитель-дефектолог: Ребята, какие интересные планеты в этой галактике. Ну что попробуем отгадать космические загадки?(ДА).
1. Что сушит, когда мокнет? (ПОЛОТЕНЦЕ)
2. Сколько всего стульев, чашек и тарелок в сказке «Три медведя?».(ВСЕГО ПО 3, А ВМЕСТЕ 9)
3. Ваня составил из палочек пятиугольник. Потом одну палочку убрал, а из остальных палочек составил другой многоугольник. Какой многоугольник получился у Вани? (ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК)
4. Ворона больше голубя, голубь больше воробья. В каком порядке следует расположить птиц в соответствии с их величиной?
Космический голос: Задание выполнено проследуйте к планете №2 Вы прибыли на планету цифр. На столах лежат карточки. Вам нужно в этих карточках вставить пропущенные цифры.
«1,2,3,…5,6…,8,9…,11,12,13,…,15», «…,2,3,4,…,6,7,…,9 ,10,…,12,13,14,15», «1,…,3,4,5,…,7,…,9,…11,…,13,14,15», «1,2,…4,…,6,…,8,…,10,11,12,…,14,15», «…,2,…,4…,5…7,8,9,10,11,12,13,…,15», «1,…,3,4,5,…,7,…,…,10,11,12,13,14…», Учитель-дефектолог: С этим, заданием вы справились ребята. Давайте выполним другое. Ваня, назови соседей числа 4 ( СОСЕДИ числа 4 ЭТО 3 И 5).Витя, скажи какое число стоит перед числом 12?(ПЕРЕД числом 12 СТОИТ число 11). Данил, какое число стоит после числа 13?(ПОСЛЕ числа 13 СТОИТ число 14) Вика, какое число стоит между числом 8 и 10?( МЕЖДУ числами 8 и 10 СТОИТ число 9). Тимофей, посчитай от 7 до 15. Владик посчитай от 14 до 10.
Учитель-дефектолог: Мы очень хорошо поработали, и я предлагаю немного поиграть
Физминутка(2 раза)
Над Землёю ночью поздней, Только руку протяни, Ты ухватишься за звёзды: Рядом кажутся они. Можно взять перо павлина,Тронуть стрелки на часах, Покататься на дельфине,Покачаться на весах.Над Землёю ночью поздней, Если бросить в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья, Там созвездия висят.
Космический голос: Проследуйте к планете №3. Вы прибыли на планету динозавров. Здесь живут динозавры. Но у них случилась беда. Динозавры потеряли детенышей. Помогите найти их.
Учитель-дефектолог: Но для того, чтобы вы смогли быстрее отыскать детенышей,мы с вами сделаем гимнастику для глаз. (Гимнастика для глаз по ТРИЗу). Для этого вам нужно лечь на ковер на спину. Проследите путь глазками от планеты Земля до Луны. Смотрим глазками, голова при этом не поворачивается. По какой дорожке мы пойдем? (ПО СИНИЙ). Правильно. А теперь от Луны до Солнца. От Солнца до Земли. От Марса до Луны и т.д. А теперь закройте глазки и спокойно полежали. Открыли глазки. Сели. И медленно встали. Молодцы!
Учитель-дефектолог: Ну, теперь давайте попробуем найти динозавриков. Кто-нибудь видит их? (НЕТ). Ой, ребята, тут лежат какие то очки, может быть они нам помогут? Для этого мы с вами снова разделимся на космические отряды. Первый отряд подходит к столу. На столе лежит разрезная картинка. Видимо на ней кто то изображён. Ваша задача собрать картинку и узнать кто на ней нарисован. А второй отряд надевает очки и ищет динозавриков. Ну что, видите динозавриков? Сколько же вы их нашли?(12). Молодцы! Присаживайтесь на свои места. Теперь посмотрим, кто же у ребят из первого отряда получился на картинке?(Динозавр) Молодцы!!! С этим заданием вы справились. Пройдите к доске и тоже попробуйте отыскать динозавриков, а дети из второго отряда тоже попробуют собрать картинку.
Учитель-дефектолог: Вы справились со всеми заданиями, но нам пора домой .А на какой планете мы живём? (МЫ ЖИВЕМ НА ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ)
Космический голос: Ребята, спасибо вам за помощь. Нам было очень приятно с вами познакомиться. До свидания. Прилетайте еще.
Учитель-дефектолог с детьми садятся в ракету, обратный счет от 15.
Упражнение СУ ДЖОК.
Звучит космическая музыка.
Учитель-дефектолог: Вот мы и дома. Ребята, где же мы сегодня с вами были? ( НА КОСМИЧЕСКОЙ ГАЛАКТИКЕ). Какие планеты посетили? (ПЛАНЕТУ ЗАГАДОК, ПЛАНЕТУ ЦИФР И ПЛАНЕТУ ДИНОЗАВРОВ). Что больше всего вам понравилось в нашем путешествии? (ИСКАТЬ ДИНОЗАВРОВ, ОТГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ и т.д.). Кому мы помогли? (ДИНОЗАВРАМ) Еще хотите полететь? (ДА).
СЮРПРИЗ: Смотрите, ребята, что это? Давайте посмотрим? (достает подарки «конфеты») Как вы думаете от кого они? (от жителей галактики). Правильно. Вы сегодня все отлично отвечали и справлялись со всеми заданиями. А теперь можете пройти со своим воспитателем в группу.