Творческий отчет учителя начальных классов

ГОУ ЛНР «Селезневская школа №18»





ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
учителя начальных классов
Богдановой Татьяны Викторовны
по научно-методической проблеме
в межаттестационный период












2016 г.
ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ

Фамилия, имя, отчество
Богданова Татьяна Викторовна

Дата рождения
01.03.1981 г.

Место работы
ГОУ ЛНР
«Селезневская школа №18»

Образование
Высшее, Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко

Общий трудовой стаж
15 лет

Стаж педагогической работы
10 лет

Стаж работы в данном учреждении
6 лет

Категория и звание
Специалист

Предмет, который преподается, классы, классное руководство
начальные классы

Сведения о повышении квалификации
2016 г., Луганский государственный университет имени Тараса Шевченко














РАБОТА НАД НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Цель: создание условий для формирования и  развития ключевых и предметных компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности.
Задачи:  
использование на практике современных  педагогических технологий;
создание системы урочной и внеурочной деятельности для формирования ключевых компетентностей младших школьников;
обеспечение ресурсной базы для реализации  компетентностного подхода на уроках и во внеурочной деятельности (профессионализм учителя, учебно-методический комплект, учебный кабинет).  
Основные положения
Главный экзаменатор наших учеников - жизнь. Насколько они будут адаптированными к социальной среде, способными оперативно принимать правильное решение в нестандартных ситуациях, будут уметь анализировать и контролировать собственную деятельность, зависит прежде всего от школы.
В Государственном стандарте указано, что основной задачей начального обучения является овладение учащимися ключевыми компетентностями:
Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью:
видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем,
осознавать свою роль и предназначение,
уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков,
принимать решения.
При проведении урока учитель стремится к тому, чтобы ученик четко для себя представлял, что и как он изучает сегодня, на следующем занятии и каким образом он сможет использовать полученные знания в последующей жизни. Для развития этого вида компетентности применяются нестандартные занимательные задачи, создание проблемных ситуаций, проведение  мини-исследований на основе изучения материала.
Учебно-познавательные:
ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; 
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;
задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; 
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, описывать результаты, формулировать выводы;
выступать устно и письменно о результатах своего исследования;
 иметь опыт восприятия картины мира.
Информационные:
владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, Интернет;
самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;
овладеть навыками использования информационных устройств; 
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.
Коммуникативные:
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, письмо, поздравление;
уметь представлять свой класс, школу, страну, использовать для этого знание иностранного языка;
владеть способами взаимодействия с окружающими людьми; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.
Социально-трудовые:
владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;
определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеть эффективными способами организации свободного времени;
иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; 
действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;
владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя.
Компетенции личного самосовершенствования:
развитие индивидуальных способностей и талантов;
знание своих сильных и слабых сторон;
способность к рефлексии;
динамичность знаний.
Работа учителя на уроках по решению научно-методической проблемы
С целью формирования данной компетенции учителем на уроках применяются:
выполнение заданий с «лишними данными» (четвертый - лишний);
задания на развитие навыков самоконтроля.
Например, проведение проверки выполнения каких-либо упражнений. Такая проверка требует настойчивости и определенных волевых усилий. В результате у учащихся воспитываются ценнейшие качества – самостоятельность и решительность в действиях, чувство ответственности за них.
Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.
  Все эти компетенции формируются в комплексе и в разных предметных и «запредметных» областях. Чтобы перейти к формированию ключевых компетенций, необходимо задать компетенции в деятельностной форме.         Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса: технология проблемного и проектного обучения; развития критического мышления; когнитивного обучения; обучения в глобальном информационном сообществе.
Ключевые компетентности являются сквозными интегрированными образованиями, которые формируются средствами всех предметов, во взаимосвязи урочной и внеурочной работы, во взаимодействии с социумом.
Передо мной, как и перед школой встала важная задача: подготовить детей к взрослой жизни так, чтобы они не потеряли моральных ориентиров, нашли смысл жизни, смогли наиболее эффективно и полно реализовать свои способности и убеждения.
Важным фактором успешного формирования предметных и ключевых компетентностей младших школьников является отбор учителем наиболее эффективных средств, методов, приемов обучения и форм организации учебной деятельности.
Компетентностный подход в обучении требует, чтобы современные учебные средства выполняли не только информационную, но и мотивационную и развивающую функции.
Особого внимания требует мотивационный компонент умения самостоятельно учиться. Мы знаем, что невозможно достичь учебной самостоятельности ученика, без формирования устойчивых положительных мотивов учения. Как известно, мотивы направляют, организуют познание, придают ему личностного значения. Внутренняя мотивация возникает постепенно, у многих учеников она неустойчива и зависит от ситуации (интересные задачи, состязательность, поддержка учителя и др.).
Для формирования оценки уровня сформированности ключевых компетентностей я использую интерактивные технологии, которые основываются на диалоге, моделировании ситуации выбора, свободном обмене мнениями и тому подобное. Именно интерактивные методы («микрофон», «отметка», «сенкан», «незаконченное предложение», «ассоциативный куст» и др.) дают возможность во время проведения уроков в начальной школе создать такую учебную среду, в которой формируется социальная компетентность, развивается кругозор, связную речь, характер ребенка. Учебно-воспитательный процесс организуется так, что учащиеся имеют возможность учиться сотрудничать в парах, группах, формировать свои собственные идеи и мысли, учатся критически мыслить, спорить на заданную тему.
Я вижу себя только в сотрудничестве с учениками: я и они - деловые партнеры, я - координатор этого процесса. Моя сегодняшняя работа - создать в классе атмосферу интеллектуального поиска, творчества, учить детей понимать и решать проблемы; предоставить детям возможность ежедневно испытывать радость от познания и творческой деятельности.
Большое внимание уделяю организации детского коллектива, формированию у учащихся желания и умения добывать знания, относиться к обучению как к серьезной, ответственной и упорной дела. Радость и восторг вызывает у детей подготовка к различным событиям: поиск интересной информации, хороших песен, стихов. Эта работа помогает в самореализации каждому ребенку. Особенно нравится моим школьникам готовить различные мини-проекты. Мы готовили мини-проекты по естествознанию: «Сочини сказку о приключениях Капельки воды», «Сочини сказку о ветре». Запомнилась работа над мини-проектом по литературному чтению «Сказки о животных», защита которого провели в виде открытого урока внеклассного чтения.
Чтобы процесс обучения был более эмоциональным, результативным, обязательно должна быть обратная связь. Сотрудничество между учителем и учащимися, привлечение родителей к организации и проведению различных форм работы - залог успешной работы.
СИСТЕМА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ
НАД НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ
В первый год работы над проблемой я:
составила план работы, изучала литературу по формированию ключевых компетентностей младших школьников;
изучила новый государственный стандарт начального образования:
участвовала в школьных методических объединениях, делилась опытом работы на педсовете, выступая с докладом «Использование проектных технологий в начальной школе»;
посещала районные семинары учителей начальных классов; уроки учителей своей школы;
разработала и провела открытый урок литературного чтения во 2 классе на тему «Сказки о животных»;

подготовила и провела открытое внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы - викторина «Юные натуралисты».







Во второй год работы я продолжала изучать литературу по своей проблеме, с помощью интернета знакомилась с опытом работы своих коллег, подготовила дидактический и раздаточный материал к урокам русского языка, литературного чтения, математики и окружающего мира для 3 класса.
Я выступала с докладами на школьном методическом объединении начальных классов, на педсоветах.
2015-2016 учебный год стал завершающим и самым насыщенным этапом моей работы над проблемой. Я:
все так же продолжаю изучать литературу по интересующей меня теме;
ознакомилась со ВГОСом начального общего образования и составила рабочую программу для 4 класса и рабочую программу по внеурочной деятельности «Умелые руки»;
создала свой персональный сайт, за что получила сертификат;

являюсь активным участником вебинаров: «Формирование регулятивных универсальных учебных действий средствами курса «Окружающий мир» УМК «Школа России»»; «Ресурсы УМК «Просвещение» для формирования информационных умений у младших школьников. Работа с текстом»;




оформила портфолио:
13EMBED PowerPoint.Slide.121415
выступала с докладами на школьном и районном методических объединениях;
делилась опытом с коллегами, выступая с докладом на педсовете «Повышение качества знаний учащихся» и давая открытые уроки и внеклассные мероприятия.












РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ В МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Формирование ключевых компетенций младших школьников предполагает высокую активность учащихся. Это позволяет мне добиться того, что каждый ученик на уроке имеет возможность высказаться, создаются благоприятные условия для диалога, мыслительной деятельности. Они позволяют каждому учащемуся свободно выбирать, ощущать успех, проводить рефлексию собственной деятельности. Учащиеся класса принимают активное участие в различных конкурсах («Кенгуру», «Колосок» и т.д.), мероприятиях классных, школьных, районных, и занимают призовые места.









Формирование ключевых компетенций привело к достижению следующих результатов.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Компетентностная модель обучения даёт высокий результат, но она рассчитана на учителя творческого, не жалеющего сил и времени для её реализации. На моих уроках учащиеся нестандартно и чётко мыслят, с удовольствием, обоснованно, аргументировано строят свою речь.  Обучение, всегда сочетающееся с напряжённой мыслительной деятельностью, поиском (дополнительная информация), творческой работой (проекты), - это то, что привлекает самого ученика к процессу учения и захватывает самого учителя. У учителя, работа которого ориентирована на личность каждого ребёнка, ученики по-другому относятся к тем предметам, освоение которых считали трудным.
Таким образом, в целом к концу обучения в начальной школе у учеников создается база для дальнейшего успешного обучения в основной школе.











Рисунок 2G:\Фото\Фото класса\ОТКР.УРОК 2 КЛ\PA246876.JPGРисунок 4E:\Мои достижения\Сертификат проекта infourok.ru № АA-273992.jpgRoot Entry