Анализ проблем неуспешности на ЕГЭ по математике


Анализ проблем неуспешности на ЕГЭ и пути выхода.
Мои ученики сдавали ЕГЭ в 2011, 2012, 2013, 2014 годах. Из восьмидесяти трёх выпускников за эти годы только один ученик в 2013 году не прошёл пороговый балл. Повторный экзамен он сдал в 2015 году. Результаты по всем показателям выше, чем в среднем по району. В настоящее время они продолжают учёбу и получают профессиональное образование.
Можно выделить следующие причины неуспешности на ЕГЭ по математике:
наличие только отдельных фрагментарных знаний по предмету; отсутствие систематической базовой подготовки, обучающимся не освоено даже и половины планируемых результатов, которые осваивает большинство обучающихся, имеются значительные пробелы в знаниях;
обучающийся может выполнять отдельные задания базового уровня; слабая способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена;
непонимание логической связи в заданиях, отсутствие умения концентрироваться на задаче при работе с цифрами и текстами;
тревожность ребенка, не помогает уделять больше внимания решению задач и принятию решений; неумение концентрироваться на задаче при отсутствии умения четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, все делать вовремя.
Одной из самых распространённых школьных проблем, связанных с тревожностью, является проблема перегрузки. Переутомление ведёт к неудачам, а опыт неудач, накапливаясь, рождает страх, неуверенность, эмоциональную нестабильность и новые неудачи. К таким проблемам относится и сдача ЕГЭ. При рассмотрении проблемы подготовке к ЕГЭ необходимо напомнить о важности психологического тренинга и психологической поддержки выпускников, их родителей и учителей выпускных классов. Вопросы, связанные с психологической подготовкой старшеклассников, продолжают оставаться актуальными, а помощь соответствующих специалистов, чрезвычайно востребованной. Поэтому представляется необходимым искать возможные пути поддержки выпускников. Важнейшими задачами, стоящими перед старшеклассниками, являются самоопределение, принятие решения, от которого зависит будущее, соотнесение жизненных целей, планов и желаний со своими особенностями, раскрытие в себе качеств, позволяющих получить максимально хороший результат на экзаменах с целью последующего профессионального обучения. Мотивация успеха, несомненно, способствует получению высокого результата на любом экзамене. Однако в полной мере это происходит при средней сложности задания и при адекватной оценке своих возможностей. В ситуации заданий повышенной сложности (что вполне естественно для экзамена, тем более ЕГЭ) у учащихся может происходить явление перемотивации, связанное с чрезмерным сосредоточением и желанием достичь успеха в любом случае, что может повлечь за собой снижение результата деятельности, т.к. происходит сдвиг с процесса деятельности на ее итог, это влечет за собой различные ошибки. Требует специальной диагностики затруднений в обучении, пробелов в системе знаний и оказании целенаправленной помощи в достижении базового уровня обучающиеся с низкой самооценкой. Заниженная самооценка влечет за собой обесценивание результата деятельности («У меня все равно ничего не получится!»). Учащиеся с соревновательной самооценкой (быть самым лучшим не смотря ни на что) рискуют снизить результаты деятельности вследствие перемотивации. Учащиеся с конфликтной самооценкой (низкая самооценка при высоком уровне притязаний) на недостаточно высоком уровне реализуют свои возможности, т.к. не верят в свои силы и достижения.
К любому тестированию нужно готовиться. Комплексы упражнений, которые выполняет учащийся в процессе подготовки к экзамену и сопровождаемые пояснениями их психологического смысла, создадут условия готовности учащегося к тестированию, укрепят его уверенность в собственных силах, подготовят его к напряженным ситуациям тестирования. Необходимо научить выпускника работать с различной информацией, что предполагает наличие высокого уровня внимания, развитой логики и памяти. Внимание крайне важно при выполнении письменных заданий, тем более в тестовой форме. Логика помогает не только связанно выражать мысли в вопросах, требующих развернутого ответа, но и может помочь в случае затруднений при выборе тестовых ответов (выбрать наиболее вероятный ответ, если не знаешь правильного). Память в большей степени помогает в подготовке к экзамену, когда ребенок усваивает материал, а также помогает оперировать информацией, полученной непосредственно на экзамене.
Зачастую на успешность сдачи ЕГЭ старшеклассниками влияют тревожность, страх, стресс. Психическое состояние тревожности в процессе обучения человека характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями напряжения, беспокойства тревоги, озабоченности, нервозности, которые сопровождаются различными вегетативными реакциями и возникают в сложных, стрессовых ситуациях, таких, например, как экзамены. Среди психических функций, играющих важную роль в преодолении этих трудностей, выделяются высокая мобильность, переключаемость, хорошая организация деятельности и устойчивая работоспособность, высокий уровень концентрации и произвольности внимания, четкость мышления и сформированный план действий. Обучающимся, которые демонстрируют низкий уровень достижений, требуется специальная помощь не только по учебному предмету, но и по формированию мотивации к обучению, развитию интереса к изучаемой предметной области, пониманию значимости предмета для жизни. Только наличие положительной мотивации может стать основой ликвидации пробелов в обучении для данной группы обучающихся.
Успешность сдачи экзамена повышается, если выпускник
знает, какая процедура его ожидает;
внимателен;
умеет логически мыслить;
умеет собранно и самостоятельно работать с информацией и письменно излагать ответы;
рассчитывает только на свои силы;
умеет справляться с волнением или экзамен не вызывает у него тревоги, т.е. он уверен в себе, своих способностях;
выбирает верные стратегии планирования времени.
Успешность сдачи экзамена обучающимися повышается, если учитель
повышает познавательную активность обучающихся;
отрабатывает с обучающимися задания базового уровня;
регулярно проводит проверочные работы и анализирует результаты;
обращает внимание на обучающихся с низкой самооценкой, ориентирует их на успех, проводит с ними дополнительные занятия;
знакомит обучающихся с процедурой проведения экзамена и правилами заполнения бланков;
постоянно повышает свой профессиональный уровень.
При выполнении этих условий обучающиеся успешно сдают экзамены.