Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ

Министерство образования Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 49 г.о. Тольятти

Ф.И. О. Романова Рива Ильинична
Должность учитель технологии
Стаж работы 28 лет
Тема самообразования Активизация познавательной деятельности
учащихся на уроках технологии с использованием ИКТ.


Информационно-коммуникационные технологии на уроках образовательной области «Технология» уместно применять при изучении отдельных тем и разделов программы технологии трудового обучения, т.к. данная образовательная область предусматривает, прежде всего, формирование и совершенствование практических умений, навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хранении продуктов, уходе за жилищем, в способах художественной обработки материалов, моделирования и пошива одежды. Соответственно, большее количество времени должно уделяться практической деятельности учащихся на уроке.
Для учащихся наибольший эффект мультимедийные технологии дают при их использовании в следующих случаях:
- для более глубокого восприятия учебного материала;
- в проектной деятельности;
- в презентационной деятельности;
- при работе в локальной и глобальной сети.

На уроке, как правило, практикуются выступления учителя или учеников с использованием компьютера, проектора, звуковых колонок. Чаще всего презентации носят линейный характер, что является нормальным явлением, так как большинство выступлений подразумевает именно линейный характер преподнесения материала.
Презентация должна быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на уроке задачи. Так, например, для решения обучающей задачи на уроке «Кулинария. 5 класс. Горячие напитки» использую презентацию, которая делает мой рассказ более насыщенным, иллюстративным. Презентация позволяет мне не просто читать лекцию, но вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам.
Согласно программе образовательной области «Технология» предусматривается выполнение учащимися каждый год не менее одного творческого проекта. Меня привлекает в этом методе возможность развития активности, самостоятельности, творчества, индивидуальности учащихся.
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов:
I этап – поисково-исследовательский. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике. Так учащихся 10-11 классов обучающихся по профилю « Дизайн» на этом этапе проводят подробное изучение особенностей различных видов рукоделия, способов обработки материалов, поиск иллюстраций к ним, поиск, обработка и распечатка схем, рисунков. Источником информации могут быть как классические (специальные книги по рукоделию), так и современные (медиадиски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации.
II этап – технологический. Это самый длительный этап по времени, в ходе которого учащиеся создают свой объект проекта (изделие). Если объект проекта – вещь, созданная своими руками, то использование компьютера на данном этапе проектной деятельности не предусматривается.
III этап – заключительный. На этом этапе проводится защита проекта. В зависимость от темы проекта, класса, уровня подготовки учащихся могут использоваться те или иные способы защиты проектов, в частности, учащиеся используют презентации как один из видов защиты своего проекта. При проведении итогового урока обязательно проводится выставка выполненных работ, а фоторепортаж с выставки размещается на сайте школы.