Выпускная работа курсов КРИППО Актуализация познавательной деятельности на уроках истории.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ












Актуализация познавательной деятельности на уроках истории.



Выпускная работа
слушателя курсов повышения
квалификации - учителей истории
ГЛАДЧУКА Вячеслава Владимировича,
учителя истории ОШ
І-ІІІ ступеней № 11
г. Евпатории

Научный руководитель
Медведева А.А., старший преподаватель
кафедры экономики и управления
образования










Симферополь 2009 г.






Содержание

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc93225151" 14ВВЕДЕНИЕ 153
13 LINK \l "_Toc93225152" 14I.АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 155
13 LINK \l "_Toc93225153" 141.1. Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках истории. 155
13 LINK \l "_Toc93225154" 141.2. Ролевые игры, дискуссии, моделирование 157
II. ВНЕДРЕНИЕ ИГР И ДИСКУССИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ17
13 LINK \l "_Toc93225157" 142.1. Практические применение игр на уроках истории 15.17
13 LINK \l "_Toc93225158" 142.2. Дискуссии на уроках истории 1539
13 LINK \l "_Toc93225159" 14ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1544
13 LINK \l "_Toc93225160" 14ЛИТЕРАТУРА 1546

15
ВВЕДЕНИЕ

Поиск новых форм и приемов изучения истории в наше время- явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования обучение должно быть направлено на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире.
Новые интерактивные методы дают возможность понять взаимосвязь между событиями, анализировать, иметь свое мнение, уметь аргументировать и толерантно вести диспут. Новый подход в обучении не должен основываться на парадигме усвоения новых знаний, умений и навыков, а на парадигме развития, которая обеспечивает становление человека как субъекта жизни.
Актуальность данной темы обусловлена, педагогической значимостью интерактивных методов обучения, так же необходимостью всесторонне изучить и применить на уроке истории.
Целью данной работы является углубленное изучение интерактивных методов обучения.
Методологической основой работы является использование описательного метода, а так же сравнительного, который позволяет повести анализ изучения «старого» урока истории и «нового» с помощью инновационных технологий.
Источниковой базой послужил, как собственный опыт педагогической практики, так и исследование педагогов по данной теме.
В книге «Теория и методика преподавания истории» автор Вяземский Е.Е. особое внимание уделяет мировому опыту преподавания и изучению истории в школе.
Хуторский А.В. в книге «Практикум по дидактике и современным методикам обучения» представил различные методологические системы, конкретные методы и формы обучения, использовал новейшие технологии и примеры ведения занятий.
В книге «Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории» Короткова М.В. описывает два ведущих интерактивных метода- обучение с помощью игровой деятельности учащихся и дискуссии. Автор представляет различные сценарии игр и дискуссий.
В книге «Педагогика» Подласый И.П. раскрыл общие основы педагогики, теории воспитания с учетом достижения современных наук и педагогического опыта, рассмотрел принципы организации педагогического процесса в школе.
Прогресс в сфере образования происходит только за счет нововведений, инновационного поиска. В наше время, когда объем информации увеличивается, дидактическая функция учителя основывается не на преподавании знаний, а на формировании навыков находить их. Процесс обучения это не автоматическое преподавание программного материала ученикам, а подготовка ученика к жизни, вырабатывать способность познания мира, к творческой работе и взаимосвязи с другими людьми.
I. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬГОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.1. Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках истории.

В актуализации познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений.
В средних и старших классах этот прием служит действенным стимулом познавательной активности учащихся. Если учитель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, т. е. составить план изучаемого материала, это задание заставляет школьников глубже вникать в сущность новой темы, мысленно расчленять материал на важнейшие логические части.
Хороший эффект в актуализации познавательной деятельности при устном изложении дает прием, связанный с побуждением учащихся делать сравнения, сопоставлять новые факты, приемы и положения с тем, что ранее изучено. Прием сравнения требует от учащихся умение осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление.
Для понимания возможностей актуализации познавательной деятельности учащихся на лекции необходимо рассмотреть, что такое лекция и психологические особенности данной формы занятий. Лекция - это развернутое теоретическое рассуждение, сочетающее в себе элементы рассказа и объяснения.
Лекция должна отличаться содержательностью и научностью, логичностью и доказательностью, информативностью (новизной информации), доступностью. Лекция признана пробудить интерес к изучаемому предмету, помочь обучаемому сориентироваться в его основных проблемах, вооружить студента фундаментальными знаниями. Другими словами, лекция должна выполнить не только функцию сообщения знаний, но и учить мыслить, добывать знания, воспитывать личностные качества.
Современные требования к лекции предполагают, что она должна носить проблемный характер, отражать актуальные вопросы теории и практики, способствовать углубленной самостоятельной работе. Для лучших лекций характерна логичность их структуры, глубокое раскрытие преподавателем.
Мотивация- это как бы внутренняя движущая сила действий и поступков личности, педагоги стремятся возбуждать ее и управлять ею, учитывать ее в построении учебного процесса.
Поддержать атмосферу интеллектуального поиска преподаватель может путем акцентирования внимания на дискуссионных проблемах, показа альтернативных точек зрения, существующих в научном сообществе.
Не следует переполнять лекцию эмоциями. Усиление аргументации, обоснование положений, убеждение должны идти по двум направлениям: рациональному и эмоциональному.
Наглядные средства, обладая собственной научно-познавательной значимостью, являются эффективным способом переключения внимания за счет варьирования различных модальностей.
Одним из наиболее эффективных средств психологической разрядки является юмор.
Активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых в диалоговых формах лекционных занятий к которым можно приблизиться, используя "мозговой штурм".
«Мозговой штурм»- основная задача метода сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов. Начинается штурм с разминки быстрого поиска ответов на вопросы тренировочного характера. Затем еще раз уточняется поставленная задача, напоминаются правила обсуждениями и старт. Каждый может высказать свои идеи, дополнять и уточнять. К группам прикрепляется эксперт, задача которого -фиксировать на бумаге выдвигаемые идеи. Для «штурма» предлагаются вопросы, требующие нетрадиционного решения. Работа ведется в следующих группах: генерации идей, анализа проблемной ситуации и оценки идей, генерации контридей. Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки, непринужденная обстановка. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.
Знания, усвоенные "активно", прочнее запоминаются и легче актуализируются. Решение проблемных задач выступает своеобразным тренингом в развитии интеллекта. Знания, усвоенные "активно", более глубоки, систематизированы и обладают свойством переноса в другие ситуации эффект развития, творческого мышления. Наконец, подобного рода усвоение повышает интерес к усваиваемому содержанию и улучшает профессиональную подготовленность эффект психологической подготовки к профессиональной деятельности.
Программированная лекция-консультация. Эта форма занятий отличается от обычной групповой консультации тем, что преподаватель сам составляет и предлагает вопросы обучаемым. На подготовленные вопросы преподаватель сначала просит ответить обучаемых, а затем проводит анализ и обсуждение неправильных ответов.
Преимущество лекции-консультации перед другими формами проведения лекционного занятия в том, что она позволяет в большей степени приблизить содержание занятия к практическим интересам обучаемых.


1.2. Ролевые игры, дискуссии, моделирование

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно решить через технологию игровых форм обучения.
Игровая деятельность детей, возникая в дошкольном возрасте, проходит в своем развитии путь от элементарной подражательности к сложной ролевой игре. Она в начале отражает предметную деятельность людей, а затем - человеческие взаимоотношения, нормы и правила общественного поведения. Игровые ситуации обогащают эмоционально восприимчивость детей, обостряют их интерес, воображение и мышление, упражняют в подчинении желаний и настроений социальным требованиям.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность.Игра - это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях.
Игра представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.
Ребенок в игре, выполняет как бы две функции; с одной стороны он выполняет свою роль, а с другой - контролирует свое поведение. Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и наличием контроля за выполнением этого образца.
Игровая технология строиться, как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса, объединенное общим содержанием, сюжетом персонажем.
В сюжетно- ролевых играх моделируется ситуация отдаленного прошлого, и участники играют роли исторических деятелей и представителей социальных групп, причастных к тем или иным важным событиям.
Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше «почувствовать» изучаемую эпоху.
Метод разыгрывания ролей наиболее эффективен при решении таких отдельных, достаточно сложных управленческих и экономических задач, оптимальное решение которых не может быть достигнуто формулированными методами. Решение подобных задач является результатом компромисса между некоторыми участниками, интересы которых не идентичны
Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Выделены, в частности, имитационные, символические и исследовательские игры.
Семенов В.Г. выделяет несколько видов игр:
-интерактивные игры с опосредованным воздействием на ученика-
ребусы, кроссворды;
-интерактивные игры с непосредственным воздействием на ученика-
сюжетно-ролевые игры;
-неинтерактивные игры -индивидуальные игровые задания.
Рассмотрим подробную классификацию игр.
Деловая игра моделирует ситуацию более поздней эпохи по сравнению с изучаемой исторической обстановкой, ученик получает в ней роль нашего современника или потомка, исследующего исторические события (археолога, писателя, журналиста). При этом явно прослеживается два подвида такой игры.
Один из них - игра-обсуждение, в процессе которой воссоздается воображаемая ситуация современности со спором, дискуссией. Такая игра строится на учебном диалоге, но даже при определенной программе деятельности проводится с большой долей импровизации ребят.
Другая форма деловой игры - игра-исследование, которая строится на воображаемой ситуации современности, изучающей прошлое, но, в отличие от предыдущей формы, основана на индивидуальных действиях «героя», который пишет очерк, письмо, фрагмент книги, газетную статью, научный доклад о том или ином историческом событии.
Ретроспективная игра моделирует ситуацию, ставящую учащихся в позицию очевидцев и участников событий в прошлом, каждый ученик получает роль представителя определенной общественной группы или даже исторической личности. Главным признаком игры такого типа является «эффект присутствия» и принцип исторической беллетристики.
Ретроспективные игры помогают ученику «войти» в историческое время, почувствовать колорит эпохи, познать конкретных людей с их миропониманием и поступками в конкретной исторической ситуации определенного времени.
Ретроспективные игры можно разделить на ролевые и не ролевые.
Ролевые игры ретроспективного характера основаны на разыгрывании ролей - участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Они делятся на следующие подвиды: театрализованное представление, театрализованная игра и проблемно-дискуссионная игра.
Театрализованное представление имеет четко обозначенный и прописанный сценарий, по которому и разыгрывается, как на сцене театра, действие. Оно воссоздает различные образы и картины прошлого.
В театрализованной игре тексты персонажей составляют сами дети. Главным ее отличием является большая доля импровизации участников игры.
Создание театрализованных игр - один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство умственного развития. .
Деловая игра может сочетать в себе различных участников: современников, «очевидцев» событий, которые «встречаются» с потомками для обсуждения важных вопросов.
Неролевые игры очень близки играм с внешними правилами, но они воссоздают историческое прошлое, и действие игры происходит в далекую эпоху. К таким играм относятся конкурсные ретроспективные игры, когда искусственно моделируется ситуация прошлого, в которой люди определенной эпохи «демонстрируют» свое мастерство, достижения, смекалку в определенном историческом контексте.
Игра на уроке - дело серьезное. Методически верно организованная игра требует много времени для подготовки, максимальной активности учеников в деятельности не только на уровне воспроизведения и преобразования, но и на уровне творческого поиска, способствует сотрудничеству учителя и учащихся в процессе обучения.
Учитель истории может выступать в игре в следующих игровых ипостасях: - инструктора, который сводит свою роль к минимуму - объяснению правил игры и последствий игровых действий; судьи-рефери, который поддерживает ход игры, контролирует соблюдение игровых правил, оценивает деятельность ребят; тренера, который дает задания, делает подсказки, оказывает помощь по ходу игры, подбадривает детей и поддерживает игровую ситуацию; председателя-ведущего, который дает импульс к игре и регулирует весь ее ход, держит в своих руках все игровые действия участников, подводит итоги и сопоставляет моделируемую ситуацию с реальной обстановкой. .
Развитие игровой ситуации. Под таковым развитием мы понимаем изменение положения играющих, усложнение правил игры, смену обстановки, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. Участники игры социально активны постольку, поскольку никто из них не знает до конца всех способов и действий выполнения своих функциональных задач в игре. В этом заключен механизм обеспечения интереса и удовольствия от игры.
Учащиеся в игре выступают в следующих ролях: актеры, зрители, эксперты.
Актеры воссоздают в процессе игры образ созданного в их сознании персонажа, осуществляют осознанные и целенаправленные игровые действия в соответствии с целью игры, ее сюжетной линией и содержанием роли.
Зрители осмысливают игровую задачу и сюжетную линию игры, выражают свое отношение к происходящему с помощью мимики и жестов, репликами, вопросами, смехом.
Эксперты оценивают создаваемые в игре образы - содержание роли, ее убедительность, достоверность, артистические способности исполнителей.
Существует несколько этапов исторической игры. Первый этап - подготовительный, он проходит до проведения самого урока. В этот период обсуждаются общий замысел и стратегия игры, пишется план, сценарий, проводится инструктаж участников, подготавливаются необходимые для проведения занятия материалы. Учитель объясняет ребятам игровую задачу, распределяет роли, учитывая игровые интересы и способности, дает необходимую дополнительную литературу, составляет опережающие задания и знакомит с ними детей. При необходимости учитель проводит и индивидуальные консультации по подготовке к игре, обсуждает с участниками фрагменты сценария и корректирует его, руководит внешним оформлением занятия.
Второй этап уже происходит на самом уроке. Он называется вводным, именно на этом этапе учитель еще раз объясняет уже всему классу задачи и возможности игры, роль отдельных участников и дает общее направление игре, формулируя познавательные задания на весь урок. Именно на этом этапе учитель представляет участников. Школьники вводятся в игровое состояние, создается определенный настрой.
Игровой этап характеризуется эмоциональным вовлечением всех учеников класса в игровое действие. Происходит развертывание игрового сюжета. Учитель координирует игровые действия, осуществляет опосредствованное руководство действиями участников, то есть регулирует ход занятия. Наибольшее внимание учитель на этом этапе должен обращать не на деятельность актеров и экспертов, а на зрителей, то есть на весь класс.
На последнем, оценочном этапе после того, как игра закончена, проводится анализ занятия, выслушиваются оценки и самооценки участников, обсуждается сам ход и результативность игровых действий учеников. Степень соответствия игровой ситуации исторической реальности разбирается особо. Учитель предоставляет заключительное слово, раздает карточки для анализа игры, выслушивает экспертную группу. Кроме того, можно провести блиц-интервью и небольшое анкетирование для выяснения результатов игры.
Современный учитель истории практически на каждом занятии, особенно в старших классах, использует элементы дискуссии.
Дискуссионный метод обучения, основанный на обмене мнений по определенной проблеме. Точка зрения, высказывания учащимися в ходе дискуссий, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнение других лиц. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и развивающую ценность, учит более глубокому пониманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнением других.
На дискуссионных уроках каждый ищет свою истину, свое решение проблемы. При этом школьники овладевают важнейшими ораторскими умениями и искусством доказательной полемики, что уже само по себе является важным приобретением для взрослой жизни.
В самом общем виде, используя общепедагогические классификации, все дискуссии на исторические темы можно поделить на несколько групп и подгрупп в зависимости от принципов их проведения, задач и направленности обсуждения.
Первый тип - это структурированная, или регламентированная дискуссия.
На подобного рода занятии ученики имеют четкий план, структуру и регламент обсуждения. Смысл дискуссии такого типа заключается в том, что «малые» группы изучают какую-либо «частную» проблему вопрос, как часть какой-либо общей глобальной проблемы, которую предстоит решить классу.
В начале урока учитель формулирует общую проблему занятия перед всем классом и даже в ряде случаев выдвигает возможные гипотезы по ее решению.
Состав группы может быть примерно такой: ведущий, задача которого состоит в том, чтобы организовать обсуждение проблемы и привлечь всех членов группы; аналитик задает вопросы участникам в ходе обсуждения, подвергая сомнению высказываемые взгляды и идеи; протоколист фиксирует все, что относится к решению проблемы, он же представляет позицию группы в заключительной части урока; наблюдатель дает оценку участия каждого члена группы.
Другим типом дискуссии является дискуссия с элементами игрового моделирования. Смысл этого занятия, в отличие от предыдущего, заключается в том, чтобы взглянуть на поставленную проблему не просто с позиций современного человека, а под углом зрения представителей определенного социального лагеря.
Третий тип дискуссии - проектная. Она основана на методе подготовки и защиты проекта по определенной теме. За одну - две недели школьникам объявляется тема и модель анализа проблемы:
1. Исторический анализ проблемы.
2. Выявление трудностей, определяемых контекстом проблемы.
3. Разделение изучаемой проблемы на отдельные вопросы.
4. Поиск и разработка частных задач одной общей проблемы.
5. Предложение гипотезы по решению проблемы в определенных
исторических условиях.
Проект позволяет приобщить ученика к самостоятельной работе, научить говорить его перед аудиторией, что является жизненно полезным навыком для любого взрослого человека. Подготовка проекта ставит ученика на место учителя, наглядно демонстрируют некоторые особенности и трудности преподавательской работы.
Дискуссия требует специальной подготовки учащихся, выбирается очень острая тема, определяется авторитетный и эрудированный ведущий дискуссии, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы учащихся спорить.
Дискуссии классификацируются по формам проведения- дебаты на основе соперничающих команд. Эти команды ведут спор вокруг четко сформулированного тезиса, который опровергает одна команда и защищает другая.
От одной команды выделяются три «спикера» утверждающей стороны: один утверждает тезис, представляет аргументы утверждающей стороны, второй усиливает утверждающую линию в споре, представляет доказательства, третий представляет финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства утверждающей линии. Три «спикера» отрицающей стороны выдвигают все возможные отрицающие аргументы, опровергают аргументы противников, усиливают отрицающую линию в споре, третий готовит финальный ответ соперникам, опровергает их доводы, усиливает доказательства отрицающей стороны. Тайм-кипер следит за временем дискуссии.
Следующая модель дискуссии- вертушка , целью которой является вовлечение буквально всего класса в обсуждение. Дискуссия направлена на одновременное включение всех участников в активную полемику с разными партнерами по общению.
Стулья для участников расставляются в два больших круга. Внутренний круг заполняют ученики спиной к центру круга, во внешнем круге ученики располагаются лицом к центру круга. Таким образом, каждый ученик сидит напротив другого. Внутренний круг - неподвижный, внешний - подвижный. По сигналу педагога все ученики внешнего круга пересаживаются на стул вправо и оказываются перед новым партнером.
В данной дискуссии ученики внутреннего круга условно являются сторонниками одной точки зрения, а внешнего - другой. Школьники одновременно ведут в парах дискуссию. Встречаясь с новым партнером, они слышат новые доводы, аргументы, а, значит, и подбирают новые контраргументы. К концу круга ученики, как правило, оттачивают свою систему аргументов, а также приобретают опыт общения с разными партнерами.
Существуют и другие формы дискуссий, различающиеся по принципу их организации: уроки-митинги, уроки-суды, уроки-диспуты. Учитель, организуя дискуссионное занятие, должен помнить определенные правила. Он избегает неопределенных и двусмысленных вопросов; дает время на обдумывание ответов учеников; обращает внимание учащихся на каждый ответ; изменяет ход рассуждений ученика, по-иному сформулировав мысль или дав прямо противоположное мнение; уточняет и проясняет высказывания детей для всего класса; задает конкретизирующие вопросы.
При организации дискуссионного занятия учитель должен себе четко представлять его этапы и ход. Вводный этап заключается в подготовке и включении всего класса в дискуссию.




II.ВНЕДРЕНИЕ ИГР И ДИСКУССИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.

2.1 Практическое применение игр на уроках истории.
Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, захватывающими, запоминающимися. Актуальной задачей школы становится предоставление учащимся возможностей для активного овладения знаниями, развития навыков самостоятельного отбора и оценки полученной информации. Одной из форм обучения, которая может развить подобные навыки является дидактическая игра.
Игра для ученика остаётся важной, понятной частью его жизненного опыта. Обучение в игре происходит незаметно для ребёнка, потому что всё его внимание направлено на игру, а не на усвоение знаний, как бывает во время обучения на уроках в школе. Учитель, передавая знания с помощью игры, учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Используя игру, учитель организует учебную деятельность, исходя из природных потребностей ребёнка, а не своего понимания удобства и порядка. Игра позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имён, дат, названий географических объектов, с которыми связано то или иное историческое событие. Она исключает нежелательное заучивание. В игре знания усваиваются через практику. Ученики не просто изучают материал, а рассматривают его с разных сторон, раскладывают на логические ряды. Много игр не требуют особенного реквизита и очень просты в выполнении. По времени они занимают в среднем от 10 до 30 минут, то есть часть, а не весь урок. Таким образом, учитель может использовать игру с другими видами работы.
Игра «Переводчик» имеет смысл при работе с терминами. Трудности усвоения разных дефиниций обусловлены сложностью научного языка. Чаще всего ученики зазубривают определение, не понимая полностью его смысла. В процессе игры школьникам предлагается перевести историческую фразу с научного языка на общедоступный. Наиболее интересные и лаконичные фразы можно записывать в специальный «разговорник».
Игра « Три предложения» начинается с того, что учитель зачитывает короткий рассказ или документ, ученики должны внимательно выслушать и передать содержание тремя простыми предложениями, побеждает тот у кого рассказ более короткий и при этом точно передаёт содержание, предложения можно записать в тетради. Эта игра помогает развивать очень важное умение – выделять главное.
Игра «Реставрация» формирует умение составлять конспект. Как известно, конспект – это короткое изложение материала. Во-первых, необходимо научится сокращать слова, выделять главное, во-вторых, необходимо уметь расшифровать конспект, то есть из короткой записи восстановить полный текст. Для игры на доске пишется короткий конспект с сокращениями, без точек, с пропуском общеупотребительных слов, ученикам нужно восстановить текст. Задание может выглядеть так: «Представьте себе, что вы работники архива и нашли древний документ, который почернел от влаги, чернила во многих местах размыты или зацвели. Вам нужно восстановить текст».
Игра « Найди ошибки» применяется при закреплении или повторении материала, но она успешно может быть использована при изучении нового материала, если прежде чем искать ошибки, школьники познакомились с тем же текстом, но без ошибок. Учитель заранее готовит по количеству групп или учеников листочки с текстом №1(без ошибок) и №2 (с ошибками) В течение 10 минут ученики знакомятся с текстом №1, если надо делают записи, через 10 минут получают текст №2. Побеждает та команда, которая быстрее найдёт наибольшее количество ошибок.
Игра «Из уст в уста» проводится со всем классом, вызываются 4 человека. Трое из них должны ненадолго выйти из класса, тот который остаётся, вместе со всем классом должен выслушать рассказ и пересказать его следующему участнику. Рассказ должен быть коротким интересным и содержать максимум собственных имён, дат, терминов, второй участник пересказывает третьему, третий - четвёртому Последний рассказывает классу, что он понял, важно, чтобы игра шла в быстром темпе и без пауз. После этого учитель медленно зачитывает первый вариант рассказа, а потом помогает разобрать, то что оказалось сложным.
Игра «Аукцион имён» проводится на уроках обобщения. На аукционе продаётся оценка «9». Каждый ученик может её купить, то есть рассказать о любой исторической личности, которая жила, например, во время правления
Ивана IV. Ученики называют имена современников царя, которые записываются на доске, малоизвестные имена комментируются. В момент угасания активности учитель медленно ударяет молотком три раза. Выигрывает тот, кто последним, до третьего удара молотка смог назвать имя ещё одного героя. Таким же способом можно провести аукцион дат или событий.
Игра «Историческая цепочка». Задаётся тема, первый участник называет имя, любой личности, связанной с темой, следующий участник должен вначале повторить, а затем добавить новое имя или понятие, связанное с темой, можно всех игроков выстроить в линию у доски, тот кто не может продолжить цепь – садится на место, учитель записывает за их спинами цепочку на доске. Игра завершается беседой, в которой определяется связь понятий.
Игра «Историческая азбука» начинается с того, что задаётся буква. Ученикам предлагается за определённое время написать список, в котором слова начинаются на выбранную букву и связаны с изучаемой темой. Побеждает автор самого длинного списка.
Игра «Отгадай героя».Один из участников выходит из класса. Ученики загадывают имя исторического деятеля. Ведущий должен его угадать, ему разрешается задавать вопросы, ответами на которые могут быть «да», «нет», «частично», можно ограничить время между вопросами до 1 минуты и количество вопросов до 10.. Игру удобно проводить после «Аукциона», когда на доске записано много имён. Выигрывает тот, кто угадывает имя при наименьшем количестве вопросов. Игра приучает логично мыслить, правильно ставить вопросы, делать выводы.
Игра «Турнир», в этой игре две команды соревнуются в своих знаниях. Определяется тема, проводится жеребьёвка на право начать первым. Представитель первой команды задаёт вопрос по теме, а второй- отвечает, а потом сам задаёт вопрос. Беседа идёт до тех пор, пока кто-нибудь из участников даст неправильный ответ или не сможет поставить вопрос.
Игра «Продолжить предложение». В этой игре двое учеников по очереди, говоря по одному предложению, должны рассказать материал темы. Один начинает, другой заканчивает. Выигрывает тот кто скажет последнее предложение, а другой уже ничего не может добавить. Аналогичная игра проводилась в Царскосельском лицее.
Игра «Словесный теннис» проводится с целью закрепления материала и перехода к изучению нового, класс разбивается на пары и всем раздаётся тема. Цель упражнения – обеспечить как можно большую активность учеников в обсуждении в течение определённого времени. Первый ученик высказывает свою мысль, его партнёр сразу же свою. Это продолжается 1-2 минуты, мысли не должны повторяться. Ответы нужно давать немедленно. Вопросы могут быть такими: «Назовите основные черты», «Назовите людей которые принимали участие в » и т.д.
Игра «Слово по вертикали». В ней необходимо знать основной объём географических объектов, имён и т.д., например, города Междуречья. На доске записываются названия, в которых нарушен порядок букв. Необходимо восстановить порядок а лишние буквы выписать так, чтобы получилось новое слово.
КУВУР В
АШАГАЛ А
РЕВУДЕ В
ИРИАМ И
ШРУШАЛ Л
ИНЕЯВИНО О
НУР Н
Ролевая игра – это небольшая пьеса, которая ставится учениками, в основе которой лежит импровизация. Её цель инсценировать необычные для учеников ситуации. Ролевая игра способствует лучшему пониманию этих ситуаций, формированию сочувствия к героям ситуации.
Методика проведения:
- сформулировать проблему, которую проиллюстрирует игра;
- определиться по сценическим ситуациям, действующим лицам, их количеству;
- выбрать наблюдателей ролевой игры;
Убедить нерешительных учеников принять участие.
Сценарий ролевой игры :
Его можно составить в виде:
-рассказа, во время которого учитель вводит всех в курс дела, а несколько учеников озвучивают его;
- инсценировка, во время которой герои действуют спонтанно, без подготовки;
- имитация судебного процесса, выборов в парламент и т.д.
Ученикам нужно дать время для обдумывания ситуаций и своих ролей. Ученики выполняют ролевую игру. Иногда необходимо остановить игру в критический момент и спросить участников и наблюдателей про то что происходит на «сцене».
После ролевой игры важно, чтобы ученики задумались над тем, что именно происходило, чтобы они поняли, что это не только игра, но и жизненный урок. Для этого обязательно необходимо оставить время для обсуждения её цели и итогов. Если ролевая игра не достигла целей, нужно объяснить ученикам, что нужно делать, чтобы она была успешной. Ролевые игры имитируют реальную жизнь, поэтому они должны касаться вопросов, на которые нет однозначного ответа. Очень важно, чтобы ученики и учителя умели воспринимать разные точки зрения, как нормальное явление. Учитель не должен навязывать своё видение проблемы. Однако, он может остановиться на тех моментах, где не удалось достичь согласия, и оставить открытыми те, которые требуют дальнейшего обсуждения. Ролевые игры, на примере темы «Поднепровская Украина накануне реформы 1861 г. Крестьянская реформа»
ПОДНЕПРОВСКАЯ УКРАИНА НАКАНУНЕ РЕФОРМЫ 1861 г. КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ.

ЦЕЛЬ: доказать, что в середине Х1Х в. крепостная система находилась в критическом состоянии и что проведение крестьянской реформы было требованием времени; раскрыть основное содержание реформы
Александра 11 и ее результаты для Украины;
развивать умение работы с текстом учебника,
историческими документами, анализировать, делать выводы, отстаивать свою точку зрения, воспитывать уважение к историческому прошлому своего народа; воспитывать толерантность, демократизм; формировать гражданскую позицию по изменениям в государстве.
Методы: работа с текстом учебника, документом, ролевая игра, прогнозирование, групповая работа.
Понятия: временнообязанные крестьяне, отрезки, отработки, недоимки.
Даты: 1853 – 1856гг. – Крымская война.
1855г. – «Киевская казатчина».
1856 г. – поход «в Таврию за волей» 19февраля 1861 г. – ликвидация крепостного права в Российской империи.
Ход урока
1. Организация класса.
2. Актуализация опорных знаний.
Ученикам предлагается дать общую характеристику социально – экономического развития Надднепрянской Украины в 1 пол. X1X века. Учитель предлагает ученикам сформулировать задачу урока форме исторической теоремы. Ученики предлагают свой вариант и сравнивают его с эталоном на доске:
Доказать, что в середине Х1Х в. крепостная система окончательно исчерпала себя и уничтожение крепостничества - это требование всего украинского общества, требование времени.
Проанализировать содержание и значение крестьянской реформы 1861 г. Для экономического и социального развития Украины.
Проблема урока – выяснить, правда ли реформа оправдала надежды общества.
111. Решение основной задачи.
Экономическое положение Украины сер. Х1Х в. характеризуется стремительным распадом крепостнических отношений и формированием новых рыночных. Но сохранение крепостничества сделало невозможным дальнейшее развитие хозяйства. Помещичьи хозяйства давали 90% всего товарного хлеба, но возможности увеличение его производства были исчерпаны.
В чем же причины?
Прочитайте на с. 147-148 документ « Помещик В.Кошелев о необходимости отмены крепостного права (1858).»
Назовите причины, которые обуславливают необходимость ликвидации крепостного права.
(Определяются черты кризиса крепостнической системы, выделяются не только экономические причины, но и рост социального напряжения.)
Кризисные явления в экономической и социальной жизни усилила внешнеполитическая причина – Крымская война.
Откройте с.135 учебника, прочитайте и ответьте на вопросы :
Почему Крымская война стала катализатором и индикатором общественно-экономического кризиса в России?
Почему в Украине этот катализатор был более активный, чем в других регионах России?
Крымская война стала тяжелым грузом для Украины, появляются новые формы антикрепостнической борьбы – «Киевская козаччина» 1855 г. и поход «В Таврию за волей» 1856 г.
Итак, общество готово было взорваться снизу. Какую позицию занимает украинская элита?
Готова ли она была к открытой политической борьбе?
Откройте с. 140 проанализируйте фрагмент письма Н.Костомарова к издателю «Колокола».
Выводы:
Украинская интеллегенция всячески поддерживала реформу, но она не была готова к открытой политической борьбе.
Таким образом, мы убедились, что реформы были необходимы. Этого требовало украинское общество, украинская экономика,
этого требовало время.
1У. Анализ содержания и значения крестьянской реформы.
В группах подготовить собственные проекты освобождения крестьян (губернские комитеты).Сравним с возникшими в обществе проектами: консервативные помещики, В. Тарновский и Г.Галаган, статистик-экономист Д.Журавский, демократы.
19 февраля 1861 г. Александр11 подписал Манифест и «Положения о крестьянах». Положения касались важнейших вопросов: личной зависимости крестьян от помещика и поземельных отношений.
Для анализа реформы создадим специальные комиссии:
комиссия по правам человека;
земельная комиссия;
финансовая комиссия;
комиссия по реформе государственных крестьян.
Ознакомиться с материалом учебника с.142-146.Сделать выводы(последовательность реформы, спрогнозировать последствия, основные результаты).
У. Закрепление. Ролевая игра «Интервью»-журналист берет интервью у различных слоев населения: крестьяне, помещики, интеллегенция, буржуазия.
1.Какой образный символ отвечает крестьянской реформе в Российской империи?
2.Какие проблемы реформа решила?
3.Какие проблемы остались?
4.Какое значение имела реформа?
5.Почему ее называют великой?
6.Оправдала ли реформа надежды общества?
Выводы:
Осуществленная сверху ликвидация крепостного права, хоть и учитывала все интересы помещиков, стала гигантским шагом вперед. Ликвидация средневековых отношений создала условия для быстрого экономического прогресса, несмотря на ограниченность и половинчатость крестьянской реформы.
У11. Рефлексия, оценивание.
Решили ли мы главную проблему урока?
Каким путем мы достигли цели?
Какие формы работы использовались?
Кого можно назвать звездами урока?
Кто вас сегодня удивил?
У11. Домашнее задание. Обобщить особенности ликвидации крепостного права в Украине.



2.2 Дискуссии на уроках истории.
Дискуссии в классе, презентации и подобные виды деятельности проходят успешно, если каждый понимает правила проведения дискуссии и придерживается их. Правила помогают ученикам и взрослым пользоваться своими правами и чувствовать ответственность. Для проведения дискуссии в классе полезны такие правила:
1.Умейте слушать друг друга. Это достигается, если вы постоянно держите докладчика в поле зрения и не разговариваете в это время. Когда первый докладчик закончил речь, то задача следующего – сделать небольшой обзор сказанного предшественником и поделиться своими размышлениями.
2. Одновременно говорит только один. Во время дискуссии говорят по очереди. Можно использовать микрофон, который держит докладчик во время речи, а затем передаёт следующему оратору.
3. Придерживайтесь темы. Иногда ученики могут отходить от главной темы дискуссии. Но вместо критики учитель может сказать: « Я не уверен, что это касается темы, ты не поможешь мне?» Это даёт шанс прояснить, что имел ввиду ученик.
4. Учеников необходимо заинтересовывать обмениваться мнениями. Каждый ученик имеет свою точку зрения и должен иметь условия для свободного высказывания. Необходимо дать понять, что их точку зрения уважают и ценят.
5. Содействие воспитания чувства собственного достоинства. Необходимо заинтересовать всех учеников в активном участии в проведении урока и дискуссии. Но ученику нужно дать право отказа от участия в них, если они не приемлемы.
6 Не допускайте осуждений. Необходимо выработать у учеников правильное понимание самовыражения: они должны знать, что целиком приемлемо согласиться или нет с точкой зрения, но нельзя осуждать взгляды людей.
7. Проявлять уважение к всем своим ученикам, нет напрасных вопросов. Каждый вопрос имеет значение.
Можно заготовить листочки с основными правилами:
Все открыто высказывают мнение.
Все точки зрения принимаются во внимание.
Слушайте других, не перебивая.
Не говорите слишком много и часто.
Говорит только один человек, остальные – слушают.
Добивайтесь позитивных идей и отношений.
Не критикуйте себя и других.
Несогласие и конфликты из-за идей нельзя направлять на конкретного человека.
В последнее время модель обучения в дискуссии претерпела изменения, направленные на её технологизацию с целью совершенствования системы оценивания участия учеников в дискуссии. За каждое высказывание во время дискуссии ученик получает поощрительные баллы, которые заносятся в специальный листок. Учитель назначает поощрительные баллы за высказывание личного мнения к вопросу, за предоставление информации, которая строится на фактах или получена во время изучения темы. Баллы за привлечение в дискуссию другого ученика гарантируют активность участников.
Ученики могут получать дополнительные баллы за уточнение вопроса, за продвижение дискуссии вперёд, за умение слушать, за проведение аналогий, которые свидетельствуют о более высоком уровне мышления. Баллы снимаются, когда один из участников дискуссии прерывает, мешает высказываться другим, пытается навязать собственные идеи, за невнимательность, за повторение информации, за высказывание не по теме. Не допускается монополия одного ученика. После окончания дискуссии учитель подсчитывает баллы каждого. Система оценивания может быть такой :
0-3 балла = 1
4-9 баллов =2-4
10-14 баллов =5-7
15-19 баллов = 8-10
20-24 балла = 11
25 баллов = 12
Вместе с созданием системы оценивания активности учащихся разумно усилить контроль за овладением учениками учебным материалом во время выполнения заданий. Для этого каждая группа может подготовить тестовые задания, чтобы проверить, усвоили другие эту часть учебного материала, и делать это как можно чаще.
Можно организовывать на уроке дискуссию, только если ученики хорошо знают тему, имели достаточно времени для анализа, проявляют интерес к обсуждаемой проблеме. Стремясь применить метод обсуждения при участии всего класса, необходимо уделить первоочередное внимание подготовительной работе.
Среди возможных форм дискуссии «Дерево решений», дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, структурированные дебаты.
«Дерево решений» (метод всех возможных вариантов) применяется при анализе ситуаций и помогает достичь определённого понимания причин, которые привели к принятию того или иного важного в прошлом решения. Ученики понимают механизм принятия решения, а преподаватель тщательно фиксирует в колонки преимущества и недостатки каждого из них. Во время обсуждения заполняется таблица
ПРОБЛЕМА

Преимущества
Недостатки

Методика проведения обсуждения:
Учитель ставит задачу для обсуждения.
Ученикам предоставляется основная информация по проблеме, исторические факты, события ( это может быть частью домашнего задания).
Учитель делит класс на группы по 4-6 человек. Каждой группе раздаётся таблица и яркие фломастеры, время на выполнение работы определяется 10-15 минут.
Ученики заполняют таблицу и принимают решение по оглашению проблемы.
Представители каждой группы рассказывают о результатах. Учитель сравнивает результаты групп и отвечает на вопросы учеников.
Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу соединяет в себе преимущества лекции и дискуссии в группах. Группа в 3-5 человек ведет дискуссию по теме, определённой загодя, в присутствии аудитории. Зрители вступают в обсуждение позже: они высказывают своё мнение или ставят вопросы участникам беседы. Ток-шоу даёт возможность четко выразить разные точки зрения по теме, но для этого основные участники обсуждения должны быть хорошо подготовлены. Для всех одинаковые условия – 3-5 минут. Ведущий должен следить, чтобы участники не отклонялись от темы. Ток-шоу может проводиться на сдвоенных уроках.
Методика проведения:
Ведущий определяет тему, приглашает основных участников, оглашает порядок проведения дискуссии, регламент выступлений.
Участников дискуссии необходимо рассадить так, чтобы зрители были вокруг стола основных действующих лиц.
Ведущий начинает дискуссию: представляет основных участников и называет тему.
Первыми выступают основные участники ( 20 минут), после чего ведущий приглашает зрителей принять участие в обсуждении.
По окончанию дискуссии ведущий подводит итоги, даёт короткий анализ обсуждения основных участников.
Структурированные дебаты используют британские парламентарии, цель участников дебатов – убедить других, что его подход к решению проблемы правильный. Проведение дебатов является эффективным способом формирования у учеников умения понятно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и аргументы в свою поддержку.
Участники дебатов:
- сторона, которая поддерживает предположение, называется поддерживающей стороной, а другая – отрицающей;
- каждая команда должна готовить тщательно свои аргументы, решить какие пункты должен предъявлять каждый участник, консультироваться с книгами, готовить пометки или карты и быть готовым опровергнуть оппонентов;
- речь каждого участника должна быть хорошим примером качественной речи.
Порядок проведения дебатов
Председатель объявляет тему, представляет выступающих, поясняет термины и рамки выступления, оглашает решение судьи.
Участники дебатов говорят в таком порядке:
Первый утверждающий
Первый отрицающий
Второй утверждающий
Второй отрицающий
Третий утверждающий
Третий отрицающий.
Победа отдаётся той стороне, которая приводила наиболее убедительные аргументы и отвергала аргументы оппонента.
При использовании интерактивных методик важным является обращение к мнению ученика как на этапе определения цели урока, так и во время подведения итогов. Также важно знать, достигли ли ученики ожидаемых результатов урока.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Общей социальной функцией обучения является передача от человека к человеку, от поколения к поколению знаний, умений, идей.
Проблема повышения качества и эффективности учебно-воспитательного процесса имеет множество аспектов. Необходимо повышать производительность обучения, совершенствовать методику преподавания, максимально использовать мыслительные возможности учащихся, активизировать самостоятельность творческого мышления. Учитель должен постоянно пополнять свои знания, расширять культурный кругозор. Он обязан следить за последним словом в науке, технике, литературе, искусстве, за каждым новым явлением в жизни.
Для учителя основным звеном является развитие у учащихся навыков понимание сути явлений, необходимость научить их вскрывать причинно-следственные связи, всегда и во всем выяснять три извечных вопроса - откуда? как? куда? Поэтому на уроке ни одной потерянной минуты, высокий темп, напряженный труд, немая занятость всего класса. Непременное условие успеха: увлеченность учителя и умение пробудить интерес и любовь к предмету истории у учащихся.
Интерес к учебе возможен лишь тогда, когда учащиеся являются не только объектом, но и субъектом познавательного процесса. Иными словами, когда им не просто преподносят знания, а помогают мыслить, приучать к активной самостоятельной работе.
Весьма желательно и полезно найти для каждого урока свою "изюминку" - интересный пример, способный оживить рассказ учителя, причем не только в развлекательном плане, но и несущий смысловую нагрузку, уточняющую или углубляющую то или иное фундаментальное положение. Наряду с глубиной особое значение имеет яркость сообщаемой учащимся информации, воздействующей как на интеллектуальную, так и на эмоциональную сферу их восприятия.
Важно сообщить учащимся не только необходимые для обобщения факты, но и использовать их опорные знания, умения, навыки, обсуждения, жизненный опыт. Таким образом, воспроизведение и творчество выступают как две стороны единого целостного процесса познавания.
Главная цель обучения истории - формирование развитой социально активной личности, приобщившиеся к общечеловеческим ценностям и достижениям мировой культуры, личности творческой и самостоятельной. Содержание курсов истории позволяет показать весь многовековый путь человечества, взаимоотношения общества и личности, опыт нравственного совершенствования человека, элементы социальной психологии разных народов в разные эпохи.
История это - наука о человеке и его деятельности во времени и пространстве; она помогает каждому человеку понять прошлое и настоящее, лучше осознать себя и свою роль в обществе.
Изучение истории формирует у учащихся методические знания, важные для изучения других предметов. Тем самым создается важная предпосылка для целостного восприятия мира в его единстве и многообразии.
В задачу обучения истории входит формирование понимания не только разносторонности исторического процесса, но и его закономерностей, раскрывающих сущность исторических фактов и связей между ними. Это находит свое выражение в системе понятий и законов, в том числе важнейших законов общественного развития. Их изучение предполагает выявление сущности исторического процесса и показ его личности, повторяемости.
Примеры из практики передовых учителей позволяют сделать вывод, что одним из путей повышение эффективности школьного обучения истории является овладение, по возможности каждым учителем научно-методиче -скими знаниями, умением творчески применять приобретенные знания в каждодневной школьной практике, систематически анализировать свою работу, накапливая и развивая все положительное, что она дает на уроках и внеурочном общении с учениками.
Актуальной задачей школы становится предоставление учащимся возможностей для активного овладения знаниями, развития навыков самостоятельного отбора и оценки полученной информации.







ЛИТЕРАТУРА
1..Баранова С.П. Педагогика.- М.: Просвещение, 1976.- 359с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- 143с.
3. Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавания истории.- М.: Владос, 2003.- 384с.
4. Дичківська І.М. Інноваційні педагогічні технології. – К.: Академвидав., 2004. - 147 с.
5. Кулагина Г.А. Сто игр по истории.- М.: Просвещение, 1983.-С.7.
6. Кулюткин Ю.К. Эвристические методы в структуре решений.- М.: Педагогика, 1970.- 257с.
7.Короткова М.В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории.- М.: Владос- Пресс, 2001.- 172с.
8.Освітні технології: Навч.-метод.посіб./ О.М. Пєхота, А.З. Кіктенко, О.М. Любарська та ін.; За ред. О.М. Пєхоти. – К.: А.С.К., 2004. – 256 с.
9..Подласый И.П. Педагогика.- М.: Владос, 1999.- 576с.
10. Смирнова С.А. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии.- М.: Академия, 1999.- 470с.
11.Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- К.: Радянська школа, 1972.- 253с.
12. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Высшая школа, 1990.- 342с.
13.Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методам обучения.- СПб.: Питер, 2004.- 541с.












 Вяземский Е.Е. Теория и методика преподавании истории.- М.: Владос, 2003.- 384с.
 Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методам обучения.- СПб.: Питер, 2004.- 541с.
 Короткова М.В. Проведение игр и дискуссий на уроке истории.- М.: Владос- Пресс, 2001.- 172с.
 Подласый И.П. Педагогика.- М.: Владос, 1999.- 576с.
 Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Высшая школа, 1990.- С.206.
 Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения.- СПб.: Питер, 2004.-С.463.
 Баранова С.П. Педагогика.- М.: Просвещение, 1976.- С.182.
 Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.- С.73.
 Кукушина В.С. Педагогические технологии.- Ростов на Дону.: Март, 2002.- С.92.
 Смирнова С.А. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии.- М.: Академия,1999.-С.190.
 Кукушина В.С. Педагогические технологии.- Ростов на Дону.: Март, 2002.- С.104.
 Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории.- М.: Владос-Пресс, 2001.-С.6.






 Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям.- К.: Радянська школа, 1972.- С.157.
 Кулагина Г.А. Сто игр по истории.- М.: Просвещение, 1983.-С.7.
 Смирнова С.А. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии.- М.: Академия, 1999.- С.196.
 Смирнова А.С. Педагогика, педагогические теории, системы, технологии.- М.: Академия, 1999.- С.317.









13PAGE 15


13PAGE 142415




Заголовок 415