АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 7 вид 4 класс


«Согласовано»
Руководитель МО
_____/_Очирова Д.К._/
ФИО
Протокол № 1от
«23» августа2016г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по НМР МБОУ «СОСОШ № 1»
_____/М.Г.Степанова/
ФИО
«24» августа2016г.
«Согласовано»
Руководитель МБОУ «СОСОШ№1»
_____/ И.Ю.Тышкенова/
ФИО
Приказ №___659___
от «31» августа 2016г.
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
ФИО Цыренова Жаргалма ЦырендоржиевнаКатегория____высшая___________________
Предмет ___литературное чтение____________
Класс____4 __А_______________________
2016 - 2017 учебный год
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа по предмету «Литературное чтение» в 4 классе разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в РФ » от 21.12.2012 N273;
ФГОС НОО Зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 177856 октября 2009 г. № 373;
Программа по предмету «Литературное чтение для II-IV классов», созданная на основе ФГОС авторами Л.Ф.Климановой, В. Г. Горецким, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Основная образовательная программа МБОУ СОСОШ № 1;
Учебный план МБОУ СОСОШ № 1 на 2016-2017 учебный год;
Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность по другим предметам начальной школы.
Цели обучения
Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи:
развитие приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать и обобщать языковые явления;
выполнение заданий предваряется анализом материала, с целью предупреждения ошибок;
активизировать устную речь детей;
уточнять, пополнять словарный запас, постоянно соотнеся его с предметами, явлениями окружающего мира.
Требования для детей обучающихся по программе 7 вида
При обучении детей, имеющих особые образовательные потребности, необходимо выполнять следующие требования:
- находить любой повод для похвалы, отметить даже самые маленькие успехи. Успех формирует веру в себя, желание учиться, рождает энергию для преодоления трудностей.
-преподносить новый материал предельно развернуто и доступно
-значительное место занимает практическая часть: работа со схемами, таблицами…
-систематически повторять пройденный материал для изучения нового
-учитывать индивидуальный подход
Основное содержание авторской программы полностью нашло отражение в данной рабочей программе.
Место учебного предмета в учебном плане.
Индивидуальное обучение 34 часа в год (1 час в неделю, 34 учебные недели)
Программа скорректирована для учащегося 4 класса 7 вида. Учитывая, что дети испытывают сложности в понимании смысла прочитанного, много времени отводится на глубокий анализ произведений.
Программа рассчитана на формирование навыка беглого, выразительного, безошибочного чтения; формирование знаний и умений, необходимых для правильного восприятия произведений; формирования речевых умений.
На уроках литературного чтения решаются и специальные задачи:
преодоление пробелов в умениях и навыках правильного чтения;
формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения-сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребёнка;
преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.
Общая характеристика учебного процесса по предмету
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения.
Развитие навыка чтения предполагает: формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова (чтения целыми словами), интонационное объединение слов в словосочетания и предложения, увеличение скорости (беглое чтение).
Ценностные ориентиры курса
Содержания учебного материала по литературному чтению ориентировано на формирование базовых национальных ценностей.
Средствами предмета в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации.
Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Результаты изучения курса
Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;
6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;
10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;
6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;
12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Методы и приемы обучения:
-выделение и сравнение отдельных эпизодов произведения;
-реконструкция эпизодов картины сюжета, описание героев и т.п.;
-комментирование, анализ содержания и формы, выразительное чтение произведения;
-практическая работа: подчеркивание, пометы, перегруппировка текста;
-письмо: дописывание, списывание, сочинение;
-устная речь: составление высказываний, описание, сравнительная характеристика, пересказ.
Виды учебной деятельности:
восприятие на слух художественных произведений;
характеристика особенностей прослушанного художественного произведения: определение жанра, раскрытие последовательности развития сюжета, описание героев;
чтение текстов вслух;
чтение про себя;
сравнение произведений разных жанров;
пересказ текста художественного произведения;
работа с иллюстрациями;
В процессе обучения использую игровую технологию, где ведущим методом является игра (деловая, ролевая, дидактическая, сюжетная)
Тематическое планирование курса литературного чтения
с описанием основных видов учебной деятельности обучающихся
Виды речевой и читательской деятельности
Слушание (аудирование). Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи , умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям. Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение. Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков. Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы). Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста.
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура.
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная , художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение , книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей). Подробный пересказ текста (деление текста на части , определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным , учебными и другими текстами.
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом. Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни , художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи).
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения.
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика.
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся.
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Особенности организации контроля по литературному чтению.
Критерии оценок:
В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением.
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
– искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
–  неправильная постановка ударений (более 2);
–  чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
–  непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
–  неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
–  неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
–  нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
–  нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
–  монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
–  не более двух неправильных ударений;
–   отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
–  осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
–  неточности при формулировке основной мысли произведения;
–  нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.
 Нормы оценок по литературному чтению
Контрольная проверка навыка чтения проводится ежемесячно у каждого учащегося, оценка выставляется в классный журнал по следующим критериям :-  беглость, правильность, осознанность, выразительность.
Оценка "5" ставится, если выполнены все 4 требования.
Оценка "4" ставится, если выполняется норма чтения по беглости (в каждом классе и в каждой четверти она разная), но не выполнено одно из остальных требований.
Оценка "3" ставится, если выполняется норма по беглости, но не выполнено два других требования.
Оценка "2" ставится, если выполняется норма беглости, но не выполнены остальные три требования  или  не выполнена норма беглости, а остальные требования выдержаны. В индивидуальном порядке, когда учащийся прочитал правильно, выразительно, понял прочитанное, но не уложился в норму по беглости на небольшое количество слов, ставится положительная отметка.
Чтение наизусть
Оценка "5" -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.
Оценка "4" - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст
Выразительное чтение стихотворения
Требования к выразительному чтению:
1.    Правильная постановка логического ударения
2.    Соблюдение пауз
3.    Правильный выбор темпа
4.    Соблюдение нужной интонации
5.    Безошибочное чтение
Оценка "5" - выполнены правильно все требования
Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования
Оценка "3" - допущены ошибки по трем требованиям
Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям 
Чтение по ролям
Требования к чтению по ролям:
1.    Своевременно начинать читать свои слова
2.    Подбирать правильную интонацию
3.    Читать безошибочно
4.    Читать выразительно
Оценка "5" - выполнены все требования
Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию
Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям
Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям
Пересказ
Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.
Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их
Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.
Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу 4 класса
Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Темп чтения – 70-75 слов в минуту
Подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций
Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий; подкрепление правильных ответов на вопросы выборочным чтением
Самостоятельное деление текста на законченные смысловые части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом
Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам.
Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий
Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков
Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нем
Ориентировка в учебной книге
Планируемые образовательные результаты
Ученик обучается по программе VII вида, освоение теоретического материала учащемуся дается с трудом. Поэтому у данного обучающихся могут возникнуть проблемы с освоением курса на уровне стандарта. Предполагаемые результаты на конец года: освоение учебного материала на уровне стандарта – 80 - 100 %.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
1.Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
1.Концепция и программы для начальных классов «Школа России», ч.1, Москва: Просвещение, 2008г.
2.Учебник: Климанова Л. Р., Горецкий В. Т., Голованова М. В. Родная речь: 4 класс.1 и 2 ч. – Москва: Просвещение, 2014г.
3. Воробьева В.И., Тиквинова С.К. Сочинения по картинам в начальных классах.- «Родничок»,2012г.
4.«Учебная литература.Волшебный мир картины: Иллюстративный материал (компакт-диск). Самара:Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров». 2.Специфическое сопровождение (оборудование):
_ илюстрации к литературным произведениям;
_ портреты писателей;
_репродукции произведений живописи;
Календарно – тематическое планирование предмета «Литературное чтение» в 4 классе
( 1 час в неделю - 34 часа в год)
Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова, Л.А.Виноградская, М.В.БойкинаЛитературное чтение: Учебник для 4-го класса в 2-х частях. М.: «Просвещение», 2013 (Образовательная система «Школа России)
КЗУН- урок коррекции знаний, умений и навыков;
УЗСЗ- урок закрепления и совершенствования знаний;
УКЗУН- урок контроля знаний, умений и навыков;
УОСЗ- урок обобщения и систематизации знаний;
УФЗ- урок формирования новых знаний
№ урока
дата Тема
урока Тип
урока Планируемые результаты (предметные) Планируемые результаты
(личностные и метапредметныеСодержание урока
(ученик должен знать) Познавательные
УУД Регулятивные
УУД Коммуникативные УУД Личностные
УУД
1 Летописи.
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
УФЗ
Понимать значение слова «летопись».
Правильно, осознанно читать летописи, Находить необходимую информацию в книге. Читать возможные аннотации на книги. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. задавать вопросы, обращаться за помощью. Проявлять уважение к культуре своего народа и других народов,
2 «И вспомнил Олег коня своего»
УЗСЗ Понимать, что события летописи – основные события Древней Руси.
Обобщать полученную информацию по истории создания книги. Осмыслить значение книги для прошлого, настоящего и будущего. Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровня усвоения; Осуществлять взаимный контроль, оказывать взаимную помощь. Адекватная мотивация.
3 Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» УФЗ Самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения Сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников)
Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Строить монологичное высказывание;
- вести устный и письменный диалог в соответствии с нормами родного языка; - слушать собеседника; Адекватная мотивация.
Понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры.
4 П.П.Ершов «Конёк-
Горбунок» УЗСЗ Знать название и основное содержание изученного произведения.
Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами Поиск и выделение необходимой информации
Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
5 П.П. Ершов «Конёк-
Горбунок» УОСЗ Наблюдать над изобразительностью и выразительностью слова.
Сравнивать народную и литературную сказки находить ответы на вопросы в тексте
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; умение работать в малых группах; владение разными видами речевой деятельности. Проявлять:
интерес и ценностное отношение книге как к источнику знаний, мудрому наставнику и другу;
6 А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» УФЗ Читать стихотворные произведения наизусть (повыбору), определять
средства выразительности. Поиск и выделение необходимой информации
Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность
Высказывать и обосновывать свою точку зрения; Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
7 А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» УФЗ Знать название и
основное содержание
изученного произведения.
Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
8 М.Ю. Лермонтов «Дары Терека»
УФЗ Рассказывать о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
Различать жанры произведений.
Понимать прием изображения действительности в стихотворении «олицетворение Определять в тексте красочные яркие определения (эпитеты).
Установление аналогий; устанавление причинно-следственных связей;
- обобщение.
Самостоятельно формулировать тему и цели урока;
Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; - высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Появление интереса к жанру басни
Пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов
9 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» УФЗ оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.
Анализировать (выделять главное, составные части)
Находить информацию (в текстах Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Участвовать в работе группы, читать стихи друг другу, работая в паре, Проявлять положительную мотивацию и познавательный интерес к учению, активность при изучении нового материала.
10 М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» УЗСЗ Характеризовать поведение героев, объяснять своё и авторское отношение к событиям и персонажам Определить различные средства выразительности.
Наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки Строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления
11 Л.Н. Толстой «Детство» УФЗ Создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами Владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию Учиться работать по предложенному учителем плану
Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста) Объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей
в однозначных и неоднозначных ситуациях
12 Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» УФЗ Читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, Называть особенности басни Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения
Строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления
13 Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» УФЗ Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.
Отбирать средства художественной выразительности для создания картин природы. Устанавливать причины явлений и их следствия Использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определять силу голоса, выбрать тон и темп чтения). Потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции
14 А.А. Фет. «Весенний дождь»
«Бабочка» УФЗ Характеризовать картины природы в лирическом стихотворении.
Определять ритм, интонации (тон, паузы, темп) стихотворения Устанавливать аналогии (в т.ч. создавать модели объектов) с помощью учителя и самостоятельно Оценивать степень успешности достижения цели по критериям, причины успеха или неуспеха Высказывать и обосновывать свою точку зрения; Научатся определять различные средства выразительности сочинять свои стихотворения
15 И.А. Бунин «Листопад».
Тест УФЗ Называть произведения русских поэтов. Рассказывать о листьях, как о живых существах
Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
Работать по предложенному учителем плану
Читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное, задавать вопросы, уточняя непонятое. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
16 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» УФЗ Участвовать в анализе содержания, определять тему и главную мысль произведения.
Читать выразительно и осознанно текст сказки Ориентироваться в разнообразии способов решения задач;
Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;
Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;
17 В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» УЗСЗ Называть особенности данного литературного жанра.
Называть авторов, которые пишут литературные сказки. Строить рассуждения;
-осуществлять анализ и синтез;
Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой
18 П.П. Бажов «Серебряное копытце» УФЗ пределять мотивы народных сказок в авторском тексте.
Рассказывать об авторском отношении к героям произведения. Владеть разными видами смыслового чтения – вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Проявлять эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой
19 П.П. Бажов «Серебряное копытце» УЗСЗ Использовать средства художественной выразительности в устных высказываниях.
Читать выразительно и осознанно текст сказки. Анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Выражать свои мысли полно и точно Чувство прекрасного
– умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту
20 С.Т. Аксаков
«Аленький цветочек» УФЗ Анализировать характер, мотивы поведения героев;
выделять фантастические события, отвечать на вопросы Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Учиться работать по предложенному учителем плану
умение работать в малых группах; владение разными видами речевой деятельности.
Строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления
Делу время – потехе час
21 Е.Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени» УФЗ
Различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном Находить ответы на вопросы в тексте
Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя
Предотвращать и преодолевать конфликты – идти на взаимные уступки, уметь договариваться Отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои)
22 Е.Л. Шварц
«Сказка о потерянном времени» УФЗ Составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, Сравнивать по заданным основаниям факты, явления, абстрактные понятия Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели с помощью учителя и в группе Быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки Отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях
23 В.Ю. Драгунский
«Главные реки» УФЗ Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) Находить информацию (в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Участвовать в диалоге: слушать и слышать другого Отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои)
24 В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» УФЗ Объяснять авторское и собственное отношение к персонажам, Анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов и абстрактных понятий Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя и самостоятельно Задавать вопросы, - аргументировать свою позицию
Отделять оценку поступка от оценки человека, оценивать поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях
25 Б.С. Житков «Как я ловил человечков» УФЗ , составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст.
Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) поиск и выделение необходимой информации
Анализировать соответствие темы пословице; выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения. Высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст Быть готовым изменить свою точку зрения под воздействием контраргументов, критичной самооценки Объяснять, что связывает тебя как гражданина России с твоей Родиной
26 М.М. Зощенко «Елка».
Тест УФЗ Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), Классифицировать (группировать) по заданным основаниям факты, явления и абстрактные понятия Адекватно оценивать результат выполнения учебного задания. Излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами Объяснять, что связывает тебя как гражданина России с твоей Родиной
27 В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» УФЗ Называть произведения русских поэтов. Выразительно читать стихотворение, использовать интонацию. Находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения. Определять авторское отношение к изображаемому. Участвовать в диалоге: слушать и слышать другого Отмечать поступки, которые нельзя однозначно оценить как хорошие или плохие (в т.ч. свои)
28 С.А. Есенин «Бабушкины сказки» УФЗ Определять тему и главную мысль произведения, сравнивать стихотворения разных авторов на одну и ту же тему. Сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему. оценивать свои достижения Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста) Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели
29 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» УФЗ Определять тему и главную мысль произведения; выделять в тексте главное и второстепенное; ставить вопросы к прочитанному Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе
Проверять правильность высказывания, сверяя его с текстом, самостоятельно Понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕявном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста) Осознавать и называть свои личные качества и черты характера, мотивы, эмоции, цели
30 Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» УФЗ Пересказывать текст, показывая голосом, интонацией своё отношение к героям находить ответы на вопросы в тексте Планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно Создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью учителя и самостоятельно Объяснять, что связывает тебя как гражданина России с твоей Родиной
31 А.И. Куприн
«Барбос и Жулька» УФЗ Определять тему и главную мысль рассказа, участвовать в обсуждении прочитанного произведения, Представлять информацию в развернутом и сжатом виде (рисунок, текст, таблица, схема, план), в т.ч. используя ИКТ учиться работать по предложенному учителем плану Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей Строить отношения с людьми, не похожими на тебя, уважать иную культуру, не допускать оскорбления
32 А.И. Куприн
«Барбос и Жулька» УЗСЗ Создавать небольшой устный текст на заданную тему Находить информацию (в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) Определять цель, обнаруживать и формулировать проблему (урока, проекта) с помощью учителя и самостоятельно Работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения Пользоваться правилами поведения, общими для всех людей, в т.ч. для выхода из конфликтов
33 Н.М. Рубцов «Сентябрь» УФЗ читать осознанно текст художественного произведения Находить в произведениях средства художественной выразительности: олицетворения, эпитеты, сравнения. Планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно Работать в паре, группе в разных ролях (лидера, исполнителя, критика и т.п.), участвовать в выработке решения Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
34 С.А. Есенин «Лебедушка»
Проверка навыка чтения
УФЗ выразительно читать текст, использовать интонацию, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. Читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта, сравнивать стихи разных поэтов на одну тему, выбирать понравившееся, объяснять свой выбор. Работать по плану, сверяясь с целью; находить и исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении