Программа элективного курса Подготовка к ЕГЭ по обществознанию


Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию"
Томская область Первомайский район
МБОУ Комсомольская СОШ
Сапогова Алла Анатольевна
учитель истории и обществознания
Пояснительная записка
Курс «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию» предназначен для учащихся 11 классов, готовящихся к Единому государственному экзамену по обществознанию. В чем его особенности?
        Данный курс будет являться для учащихся своего рода «путеводителем» по той работе, с которой им предстоит встретиться на госэкзамене. В центре внимания – методика выполнения экзаменационных заданий всех типов и видов, включенных в ЕГЭ по обществознанию. Основной задачей программы не является систематическое изложение школьного курса обществознания. Программа курса «Готовимся к экзамену» не дублирует учебники обществознания для старшеклассников. Содержание курса, его основные понятия, вопросы, идеи изучаются постольку, поскольку это необходимо для правильного, осознанного выполнения заданий, включенных в экзаменационную работу.
         Цель курса: подготовка к единому государственному экзамену по предмету «Обществознание»: детальное знакомство учащихся со структурой и содержанием каждой из 3-х частей ЕГЭ по обществознанию; выработка практических навыков по решению предлагаемых заданий.
Задачи курса:
повышение предметной компетентности учеников;
развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
краткое изложение и повторение курса обществознания;
формирование умений и навыков  решения типовых тестовых заданий;
формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности.
воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету; распределением заданий различного типа (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом);
формирование умения работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом; эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом;
психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Программа элективного курса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
Демонстрационных вариантов контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена по обществознанию;
Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию;
Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2014 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Программа курса рассчитана на 68 учебных часов, из расчета 1 час в неделю в 10
(34 часов) и 1 час в неделю в 11 классе(34 часов).
Программа курса состоит  из трех разделов:
Особенности ЕГЭ по обществознанию.
Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности.
Тестовый практикум.
Практические работы  в рамках курса включают следующие формы:
работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Основное содержание
10 класс – 34 часа.
Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию. – 9 ч.
ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по обществознанию: – кодификатор  элементов содержания– спецификация КИМов ЕГЭ  по обществознанию.Правила заполнения бланков ЕГЭ.Информационные ресурсы ЕГЭ.
Раздел 2. Методика решения заданий ЕГЭ разного уровня сложности. – 25 ч.
Задания, направленные на определение существенных признаков, ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям; характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия. Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие. Выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми; дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту. Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде, на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания. А также задания на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста. Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте. Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Задание - задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов. Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса. Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний.
11 класс – 34 часа. 
Раздел 3. Тестовый практикум – 33 ч.
Решение заданий разного уровня  сложности по темам:
– Человек и общество – Экономика – Социальные отношения – Политика – Право
Решение вариантов ЕГЭ.
Тест № 1.Тест № 2.Тест № 3.Тест № 4.Тест № 5.Тест № 6.
Итоговое повторение и обобщение – 1 ч.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать:
биосоциальную сущность человека.
основные этапы и факторы социализации личности.
место и роль человека в системе общественных отношений.
закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы.
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов.
основные социальные институты и процессы.
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования.
особенности социально-гуманитарного познания.
Уметь:
характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека).
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук.
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы.
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.
подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу.
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения для:
самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
предвидения возможных последствий определенных социальных действий
ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ОБОБЩАЮЩИЕ МАТЕРИАЛЫ
Единый государственный экзамен 2013. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2013.
 ЕГЭ-2013: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2013.
ЕГЭ-2014. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2014.
Обществознание. Типичные ошибки при выполнении заданий Единого государственного экзамена/ ФИПИ авторы: Е.Л. Рутковская, А.Ю. Лазебникова, Е.С. Королькова – М: Русское слово, 2013.
Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2013.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.mon.ru.gov.ru – официальный сайт Министерства образования и науки РФ
http://www.fipi.ru –  портал федерального института педагогических измерений
http://www.school.edu.ru – российский общеобразовательный Портал
http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов
http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта Сеть творческих учителей
http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
http://www.levada.ru – Левада-Центр изучения общественного мнения
http://www.elibrary.ru/defaultx.asp – научная электронная библиотека
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс – 34 ч.
№ урока Содержание (тема урока) Примечание
Раздел 1.Особенности ЕГЭ по обществознанию. – 9 ч.
1 ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Лекция.
2-4 Особенности ЕГЭ по обществознанию:
-кодификатор элементов содержания
- спецификация КИМов ЕГЭ по обществознанию.
Практическая работа с документами (Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников по обществознанию; Спецификация контрольных измерительных материалов по обществознании)
5-6 Правила заполнения бланков ЕГЭ.
Урок-практикум.
7-9 Информационные ресурсы ЕГЭ. http://www.fipi.ruhttp://www.еgе.edu.ru и др.
Раздел 2. Методика решения заданий разного уровня сложности. – 25 ч.
10-12 Задания, направленные на определение существенных признаков ключевых обществоведческих понятий; оценивание приведенных положений с точки зрения их соответствия современным научным представлениям.
Решение заданий с выбором ответа (часть А)
13-15 Задания, направленные на характеристику социальных объектов на основе смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение социальных объектов, выявляя их общие черты и различия. Решение заданий с выбором ответа (часть А)
16-18 Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями.
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
19-20 Задания, направленные на работу с рядом однородной социальной информации, определяя лишнее звено, выделяя обобщающее понятие. Решение заданий с кратким ответом (часть В)
21-22 Задания, направленные на выявление структурных элементов с помощью схем и таблиц; соотнесение видовых понятий с родовыми. Решение заданий с кратким ответом (часть В)
23-24 Задания, направленные на дифференциацию в социальной информации фактов и мнений; определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту. Решение заданий с кратким ответом (часть В)
25-26 Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
27-28 Задания, направленные на использование информации текста в другой познавательной ситуации, формулирование и аргументацию оценочных, а также прогностических суждений, связанных с проблематикой текста. Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
29- 30 Задания, проверяющие умение применять правильно раскрытое в смысловом отношении теоретическое положение в заданном контексте.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
31 -32 Задания, требующие конкретизации приведенных положений, проверяющее умение иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук. Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
33- 34 Задание-задача, требующее анализа представленной информации, в том числе статистической и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений, выводов.Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
11 класс – 34 ч.
№ урока Содержание (тема урока) Примечание
Раздел 3. Тестовый практикум. – 32 ч.
1-2
Знакомство с критериями оценивания эссе. Знакомство с Памяткой по написанию эссе. 3-4
Отработка навыков определять проблему. Задания на нахождение соответствия между проблемой и темой (часть С)
5-6 Отработка навыков формулировать проблему.
Задания на умение сформулировать проблему по заданной теме (часть С)
7-8 Отработка навыков определения композиции эссе. Задания на анализ эссе пользуясь Памяткой (часть С)
9-10
Отработка навыков построения композиции эссе. Из разрозненных фрагментов эссе составить целостный текст (часть С)
11-14 Задания, требующие составления плана развернутого ответа по конкретной теме обществоведческого курса.
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
15-16 Нахождение ошибок в тексте.
Задания на нахождение ошибок в композиции эссе (часть С)
17-18 Задания, требующие написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых экзаменуемому в форме афористических высказываний. Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
19-21 Написание индивидуальных эссе.
Отработка умений написания эссе (часть С)
22-23 Презентация и коллективная оценка эссе.
24-25 Решение тематических тестов по темам:
- Человек и общество Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
25-26 - Экономика Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
27-28 - Социальные отношения Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
29-30 - Политика Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
31-32 - Право Фронтальный опрос по основным терминам и понятиям раздела. Решение заданий с выбором ответа (часть А)
Решение заданий с кратким ответом (часть В)
Решение заданий с развернутым ответом (часть С)
33-34 Итоговое повторение и обобщение.