Презентация к внеклассному мероприятию Хлеб — всему голова


Внеклассное мероприятие «Хлеб - всему голова»
Цели: углубить знания детей о значимости хлеба в жизни человека; воспитывать бережное отношение к хлебу, стремление знать и ценить созидательный труд хлебороба.
1.Хлеб - всей жизни голова (слайд 1)
2.Нет хлеба- нет обеда.
3.Ешь пироги, а хлеб вперёд береги.
4. Земля-матушка, а хлеб-батюшка.
5.У кого хлебушко, у того и счастье.
6. Плох обед, если хлеба нет.
-Ребята, о чём эти пословицы?
Несколько учащихся читают стихи : (слайд2,3,4)
Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Славится он первым на земле,
Славится он первым на столе.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло…!
Ведь не сразу стали зёрна
Хлебом тем. Что на столе
Люди долго и упорно
Потрудились на земле.
Чтоб колосья подняться смогли,
Нужно людям над пашней сгибаться
В хлебе чувствую запах земли
И упорство труда землепашца
Хлеб. Наскучит ли он?
Никогда!
Без него обойтись и не пробуй!
Без него человеку беда.
Нет важнее труда хлебороба.
Нас учат дома, учат в школе,
Что хлеб святыня для людей.
Когда тебе доверят поле, любое зёрнышко лелей.
И нет трудней и лучше доли
Чем для людей растить хлеба
Колосья хлеба серп и молот-
Моя любовь. Моя судьба!
К хлебу все имеют отношение,
Русский хлеб причастен ко всему,
К дружбе наций,
К спутников движенью,
К миру, к правде,
К счастью твоему.
Учитель:
Хлеб всегда был мерилом благополучия страны, душистый, свежеиспечённый каравай на столе- символ доброты и мира. И время не смогло внести коррективы в это большое и ёмкое понятие- хлеб. Рвались снаряды на земле родной Отчизны, полыхали костры пожарищ, умирали с голода дети. Это не должно повториться- в один голос говорим мы. И пусть только мирные будут сражения- как битва за хлеб.
Ученик читает рассказ
К.Д. Ушинский «Хлеб»
Земля кормит человека. Но кормит недаром. Много должны потрудиться люди, чтобы вместо травы, годной только для скота, дало рожь для чёрного хлеба, пшеницу для булки, гречу и просо для каши.
Сначала земледелец пашет поле сохою, если не нужно пахать глубоко, или плугом, если пашет новину, или такое поле, что его пахать нужно глубже. Соха легче плуга, и в неё запрягают одну лошадку. Плуг гораздо тяжелее сохи, берёт глубже, и в него впрягают несколько пар лошадей или волов.
Вспахано поле; всё оно покрылось большими глыбами земли. Но это ещё мало. Если поле новое или земля сама по себе очень жирна, то навоза не надобно; но если на ниве что-нибудь уже было сеяно, и она истощилась, то её надобно удобрить навозом.
Навоз вывозят крестьяне на поле осенью или весною и разбрасывают кучками. Но в кучках навоз мало принесёт пользы: надобно его запахать сохою в землю.
Вот навоз перегнил; но сеять всё ещё нельзя. Земля лежит комьями, а для зёрнушка надобно мягкую постельку. Выезжают крестьяне на поле с зубчатыми боронами: боронят, пока все комья разобьются, и тогда только начинают сеять.
Сеют или весною, или осенью. Осенью сеют озимый хлеб: рожь и озимую пшеницу. Весною сеют яровой хлеб: ячмень, овёс, просо, гречиху и яровую пшеницу.
Озимь всходит ещё с осени, и когда на лугах трава уже давно пожелтела, тогда озимые поля покрываются всходами, словно зелёным бархатом. Жалко смотреть, как падает снег на такое бархатное поле. Молодые листочки озими под снегом скоро вянут; но тем лучше растут корешки, кустятся и глубже идут и в землю. Всю зиму просидит озимь под снегом, а весною, когда снег сойдёт и солнышко пригреет, пустит новые стебельки, новые листки, крепче, здоровее прежних. Дурно только, если начнутся морозы прежде, чем ляжет снег; тогда, пожалуй, озимь может вымерзнуть. Вот почему крестьяне боятся морозов без снега и не жалеют, а радуются, когда озимь прикрывается на зиму толстым снежным одеялом.
Как родится хлеб сегодня? (рассказы детей по иллюстрации) (слайд 5 ,6)
Учитель
-Мы узнали, как выращивали хлеб раньше. А теперь прочитаем некоторые страницы из книги писателя А.Митяева. Несколько учащихся читают отрывки из книги.
А.Митяев «Ржаной хлебушко - калачу дедушка» (слайд 7)
Хлебное творение
Горожане древней Руси едали хлебы «пресные», «квасные»,»хлебы с мёдом и маком творённые»…
Можно представить. Это были вкусные творения. И разнообразные. У каждого хлебника были свои секреты выпечки, свои производственные тайны. А вкус хлеба зависит и от воды- из какого колодца она, какие в ней минеральные вещества, в каком количестве. И от дров, которыми печь истоплена- берёзовыми ли , дубовыми. И как хлеб в печь сажали- на капустном листе или прямо на кирпичи.
Большой мастер, знаток своего дела хлеб не печёт, а поистине творит.
-Что интересного вы узнали из рассказа? Отчего зависит вкус хлеба?
Хлеб…Наскучит ли он? Никогда! (слайд8)
Не обойдён хлеб и витаминами. Обычно за счёт хлеба почти удаётся компенсировать суточную потребность организма в витаминах.
Удивительное свойство хлеба (слайд9)
И всё-таки есть у хлеба одно самое удивительное свойство. То самое, благодаря которому он всегда в радость. Неприедаемость.
Нападения на хлеб
Во все времена враги, нападая на нас , так или иначе нападали на наш хлеб.
Зимой 1240/41 года немецкие псы-рыцари, не сумев взять Новгород, отняли у окрестных селян лошадей и зерно. Так они надеялись оставить город и всю новгородскую землю без хлеба. Если нет лошадей, поле весной не вспашешь. И не засеять его, если нет семян.
Потомки псов-рыцарей немецкие фашисты начали войну против Советского Союза в конце июня - до созревания и уборки хлеба. Так они рассчитывали оставить нас без урожая 1941 года.Фашисты увозили к себе в Германию не только нашу пшеницу. В Германию шли поезда, гружённые украинским чернозёмом.
-Куда увозили пшеницу фашисты?
Блокадный хлеб(слайд10)
Летом 1942 года наш миномётный дивизион перебрасывали на Волховский фронт, к Ладожскому озеру, поближе к Ленинграду. На разъезде. В сыром и чахлом лесу, поезд остановился. Рядом стоял встречный пассажирский с эвакуированными ленинградцами. У вагона бродила девушка. И я, восемнадцатилетний гвардеец, уже малость нюхнувший пороху, хотел побалагурить с ней. Она отошла от меня, ни слова не ответив. Это было обидно. Через день-два буду в бою. Хотя бы улыбнулась на прощание.
Девушка была толстая. В поношенном, ветхом пальто.
Теперь сорок с лишним лет спустя, я часто вспоминаю тот разъезд, и поздний стыд охватывает меня. Единственное, что оправдывало мою бестактность – недостаточное знание беды окружённого Ленинграда. Моя ленинградская сверстница к дню нашей встречи перенесла столько бомбёжек и артобстрелов, сколько выпадает на долю настоящему фронтовику. Но она ещё испытала голод, какого солдат на фронте не испытывал. И ещё я не знал тогда, что, прежде чем усохнуть, человек от голода пухнет…
Зима 1941/42 года была для ленинградцев самой страшной. Немецкие фашисты разбомбили и сожгли в городе склады зерна. Снабжение города через Ладожское озеро ещё не было отлажено. Хлебная норма в ту зиму сокращалась до ста двадцати пяти граммов.
Ни в коем случае не хочу, чтобы тяготы, выпавшие ленинградцам, повторились с тобой, читатель, хотя бы на час, на минуту даже, чтобы ты ел такой хлеб, какой ели они - из горелого зерна, с почти несъедобными добавками. Но всё же попробуй, пусть отдалённо, ощутить хлебную норму блокадного города. Отрежь от килограммовой буханки восьмую часть. И не ешь ничего сутки, кроме этого куска.
-Что мы узнали о блокадном хлебе? Какой он был?
Самый горький хлеб
Самый горький хлеб я не ел, но видел, как его добывают. Было это опять же на войне, в местности, только что освобождённой от фашистов.
В поле около сгоревшей деревни работали женщины и дети. У них был плуг. К плугу были привязаны лямки: две побольше, три поменьше. В большие впряглись две женщины, в маленькие- трое ребятишек. Они тащили плуг по полю. Ещё одна женщина держала плуг за ручки, вела его в борозде.
Нам, солдатам, нельзя было остановиться, чтобы помочь в этой нечеловеческой работе. За грядой холмов гремел бой, и мы торопились туда.
Много ли они вспашут? Потом, после плуга, тащить им по комкам сырой земли борону. Потом посеют руками зерно. И вырастет – только к осени – хлебушек. Сладкий-сладкий. И самый горький.
-Почему рассказ называется «Самый горький хлеб»?
Справедливость
На фронте хлеб нам выдавали утром- сразу на весь взвод. Надо было делить его без весов.
Солдат, у которого был хороший нож, резал буханки равными дольками и раскладывал на плащ-палатке. Потом просил кого-нибудь отвернуться.
-Кому?- спрашивал солдат-хлеборез и указывал ножом кусок хлеба.
Отвернувшийся называл фамилию.
Названный брал свою долю-пайку, как говорили тогда.
Фашисты при случае, когда их и наши траншеи были близко, кричали со смехом:
-Рус! Давай хлеб делить. Кому? Ивану!
Мы и в то голодное время не были жадными или расчётливыми. Каждый был готов пожертвовать за товарища жизнью. Хлеб же делили с такой справедливостью потому, что он требовал к себе глубочайшего почтения: все пахари и сеяльщики воевали, хлеб для солдат растили женщины, старики, дети.
-Почему солдаты делили хлеб по справедливости?
При сытости помни голод (слайд11)
Нелёгок труд землепашца. Не в уютном помещении под крышей создаётся хлеб. Всем ветрам и ливням, всем капризам природы открыто зелёное поле. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок. Делай и ты так. Смолоду научись ценить труд других.
Русский хлеб причастен ко всему
К дружбе наций, к миру, к правде,
К счастью на земле.
Л. Татьяничева
Конкурс загадок
1.Весь из золота отлит,
На соломинке стоит. (Колос)
2.На просторе в море хлеба замок с башнями до неба.
Замок с башнями до неба сохранит всё море хлеба. (Элеватор)
3.Овсом не кормят, кнутом не гонят,
А как пашут - пять плугов тащит.( Трактор)
4.Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят.(Колосок)
5. Не море , а волнуется. (Поле)
6. Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн)
7.В дом зерно возьмёт, каравай вернёт.(Поле)
8.Сто один брат, все в один ряд, вместе связаны стоят.(Сноп)
9.Был крупинкой золотой,
Стал зелёною стрелой.
Солнце летнее светило
И стрелу позолотило. (Колос, хлебное зёрнышко.)
10.Зубья ходят,
Гребни машут,
Жатки по полю бегут,
Как мальчишку под машинку
Поле
Наголо
Стригут. (Жатва)
Конкурс «Собери пословицу»
Без дождя и год хлебородный.
Май холодный - трава не растёт.
Труд человека кормит, плачет зимою.
Кто спит весною, а лень портит.
Ржаной хлебушко так и нет обеда.
Нет хлеба, калачу дедушка.

1 ученик с караваем хлеба Пышный, мягкий, пропечённый,
Подрумяненный слегка.
Хлеб с горбушкой золочёной
Шёл к тебе издалека.
2 ученик В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье, наша сила,
В нём чудесное тепло,
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло.
3 ученик В нём земли родимой соки,
Солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки,
Вырастай богатырём!
В конце мероприятия победителям и участникам вручаются призы.
Советуем прочитать:
1.Лёгкий хлеб (белорусская народная сказка)
2. А.Митяев. Ржаной хлебушко - калачу дедушка.
3.А.Мусатов. Как хлеб на стол пришёл.
4.К.Паустовский. Тёплый хлеб.
5.И.Беликова. О хлебе чудесном .6.А.Митяев. «Житьё - бытьё хлеба».
7.М. Алексеев «Цена ему-жизнь», «Именем хлеба» (поэтический сборник).
8.К. Барыкин «Хлеб, который мы едим».