Мастер класс для педагогов «Исследовательские творческие проекты».







МАСТЕР- КЛАСС
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
Исследовательские творческие проекты.





МБДОУ «Детский сад «Радуга»





















Воспитатель: Гизатуллина Ф.Ф.





Октябрь 2016
Цель: Уточнить знания педагогов по проектной и исследовательской деятельности в ДОУ.
Задачи:
1.Повысить профессиональную компетентность в планировании исследовательской работы.
2.Развивать умение дискуссировать в группе, планировать работу по проектно-исследовательской деятельности.
Форма проведения: деловая игра.

Ход :

- Здравствуйте, уважаемые педагоги, я рада приветствовать вас на нашем мастер классе «Исследовательские творческие проекты».

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».  В.А. Сухомлинский.

Дети по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательности, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам усвоения образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать.
Диагностическая проба «Выбери цвет». Цель: Определение своего эмоционального состояния. Каждый педагог выбирает цвет, соответствующий его настроению в данный момент. В конце будет результат данной пробы.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно дошкольник еще  не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги. Во всех дошкольных учреждениях, наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения, воспитатели  и педагоги дополнительного образования используют методы проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение кроссвордов, шарад головоломок и т.д. Однако такой подход носит фрагментарный, эпизодический характер: логические задания практикуются лишь на отдельных непосредственно образовательных деятельностях по познавательному развитию, речевому развитию.
Примерный план работы по подготовке проекта.
На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
Разработка плана движения к цели(воспитатель, методист обсуждают план с родителями)
Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
Составление плана-схемы проекта.
Сбор, накопление материала.
Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
Презентация проекта, открытое занятие.
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Обобщив исторический опыт разработки метод проектов, можно выделить следующие основные этапы.
Целеполагание:
Педагог помогает ребенку наиболее актуально и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
К кому обратится за помощью
В каких источниках можно найти информацию.
Какие предметы использовать:
С какими предметами научиться работать для достижения цели.
Выполнение проекта – практическая часть.
Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Типы проектов
Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по своему поставленные проблемы);
Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи др)
Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя» )
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой,  т.е. воспитатель ненавязчиво направляет работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве). Мы все знаем, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра.
Виды проектов.
Комплексные:
Межгрупповые:
Творческие:
Групповые:
Индивидуальные:
Исследовательские:
Также по продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий – 1-2 недели), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество А.С. Пушкина» - на учебный год.)
1 этап. Мотивационно-организационный этап

Задание для воспитателей:
Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.

Задание :
- Объясните высказывание Л. С. Выготского «Деятельность ребенка раннего возраста можно отнести к экспериментированию».
В дошкольном возрасте экспериментирование является на мой взгляд ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами.
- Чем отличается восприятие ребенком окружающего мира от восприятия взрослого.

- Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок)

Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта) Две ноги плохо, а одна хуже.  (Одна голова хорошо, а две -лучше) Умная нога у голов беспокойство отнимает. (Глупая голова ногам покоя не дает) Быстрее стоишь ближе умрешь. (Тише едешь дальше будешь). От смелости носы малы. (У страха глаза велики). Безделью часы слезам год. (Делу время потехе час)
Начал развлекаться трусливо сиди дома. (Кончил дело гуляй смело) Щи водой улучшишь. (Кашу маслом не испортишь). С зайцами умирать не по-заичьи хихикать (С волками жить по-волчьи выть) Мы с вами готовы начать. Часто педагоги стараются избегать проектной деятельности, оправдывая себя придуманными мифами. Постараемся развеять их, вдруг кто-то из нас ещё сомневается. Мифы о проектной деятельности:
* Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
* Любое исследование требует больших ресурсных и временных затрат.
* В образовательных учреждениях нет хорошей материальной базы, поэтому нельзя заниматься исследованием.
*Слишком много «непонятных» моментов для юного исследователя: цель, гипотеза, объект и предмет исследования, эксперимент и т.п.
*Трудно найти и сформулировать проблему исследования.
* Исследование – это наука, поэтому оно требует от ребенка и педагога глубоких и разносторонних теоретических знаний.
* Главный результат такой работы – победа на конференции.
* Работа юного исследователя не имеет научной ценности.


Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
Прежде чем приступить к исследованию, необходимо выбрать актуальную тему. Есть разные способы выбора тем исследования. Я предлагаю Вам несколько:

1. Наблюдение как способ выявления проблем
Увидеть проблему можно путем простого наблюдения и элементарного анализа действительности. Такие проблемы могут быть сложными и не очень, например, проблемами для детских исследований вполне могут быть такие: «Как разговаривают рыбы?» Но метод наблюдения лишь внешне выглядит простым и
доступным, на практике он совсем не так прост, как кажется. Наблюдению необходимо учить, и это совсем не простая задача.
Хорошим заданием для развития умений наблюдать может стать простое предложение рассмотреть какие-либо интересные и вместе с тем хорошо знакомые детям предметы: например, снежинки. Рассмотрев их, дети могут охарактеризовать форму, цвет. Хорошим развивающим заданием будет задание нарисовать эти снежинки по памяти.

2.Задание «Тема одна сюжетов много»
Детям предлагается придумать и нарисовать как можно больше
сюжетов на одну и ту же тему. Например, «Лето». У каждого свои ассоциации с летом, у кого-то это дача, лес, природа, море и т.д.

При выполнении следующих заданий мы научим детей смотреть на мир глазами других людей или даже вещей и, если на один и тот же объект смотрят с нескольких позиций, то уже можно утверждать, что предмет однозначно проранжирован со всех позиций.

3.Задание «Составьте рассказ от имени другого персонажа».
Задание детям формулируется так: «Представь, что ты на какое-то время стал взрослым, телевизором, любимой игрушкой и т.п. Расскажи об одном дне этой воображаемой жизни».

4.Задание «Составьте рассказ, используя данную концовку»
Педагог читает детям концовку рассказа и предлагает сначала подумать, а потом рассказать, например, Когда я нагнулся, то увидел, что это был уж.

5. «Продолжить рассказ», Можно прочитать детям неоконченный рассказ и попросить но сделать это необходимо несколькими способами. Например: представь, что ты ворона, сидящая на дереве, зайчик или лисичка в лесу.


3 этап. Игровой этап

Исследовательское обучение – это
а) синоним проектного обучения;
б) отличный от проектного обучения вид деятельности.
«Исследовательское обучение» - особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения  формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т. п. Потому здесь, как правило, нет места «провокационным идеям», 
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование  по сути, процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Таким образом, проектирование и исследование  изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Естественно, что попытки обозначить эту разницу предпринимались в разные времена разными специалистами. Например, известный психолог, специализирующийся в области исследовательского поведения и обучения детей Б. Хендерсон предлагает рассматривать применительно к образованию понятия «свободное исследование» и «проблемное исследование». Свободное исследование  это исследование, базирующееся на любознательности, оно не предполагает достижение определенного заранее результата, представленного в виде какой-либо практической задачи.




Викторина «Вопрос – ответ»
1. По каким признакам классифицируются проекты? (по тематике, по составу участников, по срокам реализации) 2.Назовите основные этапы проекта? (цель, разработка, выполнение, подведение итогов) 3.Назовите виды проектов? (творческие, исследовательские, игровые, информационные, комплексные, межгрупповые, групповые, индивидуальные) 4.Какие проекты могут быть по продолжительности? (долгосрочные, краткосрочные, средней продолжительности) 5.Что может быть результатом проекта? (рисунки, доклады, поделки, концерты, праздники, спектакли, аппликации, альбомы и т.д.) 6.Какие проекты бывают по составу участников? (индивидуальные, групповые, фронтальные) 7.Какие проекты используются у вас в группе? 8. На что ориентировано проектирование? ( на совместную деятельность участников образовательного процесса). Тест «Позиция воспитателя по отношению к детям» Ответы  - нет, да, не знаю, не всегда.
1.Есть ли у вас внутренняя расположенность . горячая любовь к детям? 2. Обладаете ли вы дидактической способностью делать свою мысль понятно для другого, доходчивой до ребенка, вызвать интерес? 3.Обладаете ли вы организаторскими способностями? 4. Владеете ли вы яркой образной грамматической правильной речью? 5.Присущи ли вам качества педагогической наблюдательности, способностью понять личность ребенка? 6.Обладаете ли вы способностью непосредственного эмоционального, волевого влияния на ребенка (внушения)? 7. Помогают ли вам установить правильные взаимоотношения с каждым ребенком коммуникативные способности? 8.Присущи ли вам выдержка, самообладание, чувство настроения как личные качества? 9.Присуще ли вам педагогическое воображение, т.е. способность предвидеть последствия своей деятельности? 10. Сформировано ли у вас умение распределять свое время? (за ответы «да»-3 очка, «нет»-0 очков, «не всегда»-2 очка, «не знаю»-0 очков)
Подведение итогов викторины.
Результаты теста «Позиция воспитателя по отношению к детям» 30 очков – Мери Поппинс; 30-25 очков – Мальвина;  25-20 очков – Наседка; 20-15 очков –Спящая Красавица; 15-10 очков – Карабас – Барабас.
ПОЗИЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ
Существует несколько позиций воспитательского отношения к детям, каждая из которых может проявляться в чистом виде, но могут быть и комбинации из разных позиций.. Карабас-Барабас. Ему нужны послушные и умелые исполнители его спектаклей. Для достижения своих целей он использует следующие способы воздействия: плетку, окрик, диктат, наказание, наставление. Не обучает, а дрессирует.Позиция воспитателя - Карабаса-Барабаса приводит, во-первых, к тому, что у детей блокируется развитие способностей. Вместо этого дети овладевают набором задаваемых воспитателем знаний, умений, навыков. Во-вторых, у детей возникает двойственность (это я сделаю, скажу Марии Ивановне, а на самом деле я поступлю, подумаю иначе, дети парализованы страхом перед ним), которая в конечном итоге приводит к двойной морали.
Мальвина - благовоспитанная девочка. Обучает тем нормам, которые считает истинными, но у нее отсутствует гибкость, она не допускает иных способов поведения. Поэтому в экстремальной ситуации оказывается беспомощной, не способной проявить инициативу, предложить нестандартный выход из положения.Позиция воспитателя - Мальвины приводит детей к ограниченной психической активности. Это происходит потому, что Мальвина предлагает себя детям в качестве единственного образца для подражания, тем самым отбивает интерес к познавательным задачам, гасит детскую любознательность, ограничивая развитие способностей.
Спящая красавица спит. Окружающая действительность для нее не существует: она к ней либо безразлична, либо воспринимает как помеху своим снам (грезам наяву).Воспитатель, занимающий такую позицию, предоставляет детей самим себе. Проводя ежедневно по 8-9 часов с безразличным воспитателем, дети становятся неорганизованными, разболтанными: занялся одним, не закончил, начал делать другое, схватился за третье.Воспитатель - Спящая красавица приводит детей к деструктивному поведению, которое, в свою очередь, тормозит психическое развитие.
Наседка любит своих детей-цыплят. Сначала она долго высиживает их. Потом бдительно за ними присматривает, ухаживает. Она постоянно тревожится о своем потомстве, скликая цыплят под свое крыло.Воспитатель, занявший позицию наседки, наносит ущерб психическому развитию детей, постоянно опекая их, делая многое за них. У детей пропадает желание узнавать, они не хотят учиться самостоятельно, преодолевать трудности.
Мери Поппинс весьма образованная особа, хорошо воспитанная и точно пред-ставляющая, как следует себя вести в разных ситуациях. С другой стороны, Мери Поппинс прекрасно разбирается в детях: понимает, что они чувствуют, думают, т.е. она знает детей как бы «изнутри».Воспитатель - Мери Поппинс совмещает в себе обе  эти стороны,  преследуя одну-единственную цель - развитие ребенка. Она является посредником между миром культуры и миром детей. Мери Поппинс обучает детей так, что они этого не замечают. Она постоянно ставит перед ними новые задачи, создает условия для развития воображения, учит нормам поведения, оптимальным способам разрешения конфликтов.
Самая адекватная позиция Мэри Поппинс и надо к ней стремится

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Задание : Слова «ИСКОРКА» и «ОЗАРЕНИЕ» Воспитатели должны выполнить следующее задание: на каждую букву должны подобрать слова, которые имеют отношение к проектно-исследовательской деятельности.
И - исследовательский метод, исследовательская деятельность, индивидуальность, интеллектуальность, игровой метод, интерес
С – ситуация, самореализация, самостоятельность, саморазвитие
К – креативность, конструктивность
О – опыт, общение, одаренность, открытость
Р - реализация, результативность
К - коллекционирование, контактность, компьютер
А - актуальность, активность

О – опыт, оригинальность, оформление
З – заявка, заключительный этап
А – алгоритм
Р - рациональный, риск, разработка
Е – единомышленники
Н – наблюдение, новаторство
И – исследование, изобретательность, инициативность, инновация, исследовательское поведение
Е - единство, естественный
Цель: Определение своего эмоционального состояния
Техника проведения: Педагогам предлагается выбрать, на какой цвет похоже их настроение в конце нашей встречи. Отрефлексировать свое состояние согласно характеристике цветов. Какой цвет выбирали вначале нашего общения, изменилось ли предпочтение. Красный – активные, энергичные, деятельные, оптимистичные. Символизирует возбуждение, агрессию, активность, энергию и силу.. Зеленый – изменение и обновление, равновесие и гармония. Рассеивает отрицательные эмоции, способствует стабилизации сердечно – сосудистой и нервной систем, нормализует давление, головные боли, зрение. Синий – чувствительные, впечатлительные, но спокойные и уравновешенные. Символизирует покой, вдохновение, творчество, самоанализ, разум. Коричневый –консервативные, сдержанные или тревожные. Символизирует надежность, защиту, прочность.  Негативные чувства разочарование, недовольство, депрессия.  Белый – (соединяет все цвета). Открытые к общению. Символизирует очищение, божественность, удачу, готовность освободиться от стереотипов, повышает самооценку.  Может создать состояние превосходства над другими. Черный – неприятие, конфронтация, депрессия. Символизирует таинственное, неизведанное, задерживает движение вперед, ориентирован на бессознательное. 

А закончить нашу встречу я бы хотела Притчей «Счастье»

Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? спросил Бог. «Слепи мне счастье, попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Вот на такой позитивной ноте мне бы и хотелось закончить нашу встречу. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. До свидания!










Список литературы

Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. - Ярославль: Академия развития, 2002.
Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. – Москва Педагогический университет «Первое сентября», 2007

Заголовок 315