Домашнее задание как средство формирования прочных знаний и умений


Думаю, что всё сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путём самообразования. Чарлз Дарвин Актуальность д/з – эффективное средство обученияд/з вызывает у учащихся негативные эмоцииПедагоги начинают осознавать бесполезность, физический и моральный вред д/зПерегрузка домашней работой Да -17Нет -24 Да -8Нет -24 Да-10,нет-7Не всегда-55 6. Да -19Нет -15 никогда-10, им что делать нечего! Да-24Не всегда -25 Да-55,не всегда-14Нет - 3 5. Никто-35Иногда родители -16 Родители-40Бабушка -4Не помогают -4 Родители -37Учитель -15Не помогают -11 4. Да -17Не всегда -34 Да -24Не всегда -25 Да – 27Нет – 5Не всегда – 40 3. РусскийИсториябиология МатематикаЛитератураИстория математикаиностранныйРусский 2. 20 мин – 5ч;1,5-6ч;2-2,5 -21;3-5ч-12 Менее1ч -1;1ч -26ч;1,5-8;2ч-7;2,5ч-2;3 и более -5 30-45мин-8ч;1ч-13;1.5-2ч-35;2,5-3ч-15;более 3ч-1 1. 7-е классы (51уч) 6-е классы (49уч.) 4-е классы(72уч) Результаты анкетирования Всегда – 19Не понял – 16Не успел – 7Забыл -3Лень – 6(«лень матушка одолела» Всегда – 17Сложно – 12Лень – 6 болит голова – 6Не записал 4Ухожу в гости на д/р Всегда-55Забыл -14Не успеваю -4Лень -4Мешает компьютер -2Трудно, устал – 3, нет настроения 11 Да -10Нет – 27 ?иногда -14 Нет -18Редко, но бывает -31 Да -8(по ин.)Иногда-16Нет-48 10 Да -30Нет - 9 Да -10Нет – 18Иногда -21 Да-34Нет-21 9 Да -28Нет - 18 Да -37Не всегда -11 некогда -1 Да -56Не всегда -16 8 Да -11Нет -18(но скоро куплю!)Сверяю ответы – 17 Да -4Нет -45 Нет –все уч. 7 Да-6Нет-32Отношусь философски Да -12Нет-18 Да -17Нет-35 6 Да -4Нет-34 Да -6Нет-31 Да -18Нет -15Не всегда -17 5 Никто-29Интернет-9 Никто -20Интернет -11Родители -3Друг -4 Делаю сам -17Родители-36 4 Да-17Нет-15 Да -11Нет- 18 Да -15Нет -20 3 Математика-историяРусский-биологияЛит-ра-физика ФизикаИсторияобществознание ИсторияБиологияфизика 2 До 30мин-3;1-2ч-16;3ч-7;4-5-17 1,5ч-6;2-3ч-23;4ч-8;5ч-1;7ч-1! 10м-1;30м-2;1ч-10;1,5ч-11;2ч-13;3ч-12 1 11-е классы(43уч) 10-е классы(39уч) 8-е классы(49уч) Не понялНет времениПо состоянию здор.Лень, сплю, проще списать, забываю Не понялНет времениУверен, что не справлюсьЗабываюЛюблю поспать нет желания Всегда -3Не понял, не могу -12Не успеваю -10Лень -24Играю, предмет не нравится 11 Да-20Нет-18 Нет-5 !Да -13Иногда -21 Да -27Нет -14Иногда -9 10 Да-36 Да -23,иног. -10Нет -3 Да – 27Нет -14 9 Да-28Нет-9 Да -33Нет -6 Да -16Нет-27 8 Да-12Нет-23 Да -5Нет- 21 Да -10Нет - 35 7 Анкета для педагогов 1.Зачем я задаю д/з? Считаю ли, сколько времени затратит на него ученик?2.Должно ли быть д/з «в удовольствие»?3.Всегда ли нужен инструктаж д/з?4.Следует ли оценивать д/з?5.Когда можно ставить оценку за д/з в журнал?6.Планирую ли я д/з так, чтобы оно было связано с темой предыдущего и следующего урока?7.Почему ученик не выполняет д/з? Функции д/з Закрепление и углубление теоретических понятийДальнейшее формирование навыков и умений, обобщение и систематизацияПрименение знаний в стандартных и творческих условияхПодготовка к усвоению нового материала Нормы продолжительности д/з по СанПиНу В 1 классе – нет, в 2 полуг.- по чтениюВо 2-3кл – до 1,5чВ 4-5 кл – до 2чВ 6-8 кл – 2,5часаВ 9-11 не более 3,5ч Таблица 1. Шкала трудности учебных предметов для учащихся 5-9-х классов 3 3 3 2 1 ОБЖ 7 7 4 10 2 Информатика - 1 1 1 2 Музыка 1 6 3 3 3 Экология 2 2 2 4 3 Физкультура - 3 1 3 3 ИЗО 7 4 4 6 4 Литература 4 1 2 3 4 Труд - - - - 4 Ритмика 10 8 6 8 5 История - 3 9 10 6 Граждановедение 5 6 6 7 - География - - - 5 7 Этикет - - - 8 7 Природоведение - 5 5 9 7 Краеведение 6 7 11 12 8 Русский язык 9 8 10 11 9 Иностранный язык - - - 13 10 Математика 7 7 7 8 10 Биология 5 5 10 - - Мировая художественная культура (МХК) 4 5 - - - Черчение 11 - - - - Экономика 7 9 10 - - Алгебра 13 9 8 - - Физика 8 10 12 - - Геометрия 12 10 13 - - Химия 9 класс 8 класс 7 класс 6 класс 5 класс Количество баллов (ранг трудности) Общеобразовательные предметы Таблица 2. Шкала трудности учебных предметов для учащихся 10-11-х классов 1 Физкультура 7 Биология 2 ОБЖ, Москвоведение 8 Литература, Иностранный язык 3 География, Экология 9 Русский язык 4 Астрономия 10 Алгебра 5 История, Обществознание, МХК 11 Геометрия, Химия 6 Информатика, Экономика 12 Физика Количество баллов (ранг трудности) Общеобразовательные предметы Количество баллов (ранг трудности) Общеобразовательные предметы Причины невыполнения д/з Недостаточный инструктаж учителяНепосильностьНеумение работать самостоятельно Требования к организации д/р Д/р должна быть тесно связана с уроком(прошедшим и следующим)Разнообразие д/з позволяет снизить утомляемость и избежать потери интереса к предметуД/з должны быть посильными и доступными Требования к организации д/з Проводя инструктаж, оставляйте ученику возможность творчестваДифференциация и индивидуализация д/зКонтроль и оценка мотивирует и мобилизует силы и способности уч Требования к организации д/з Д/з должны включать вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы Требования к организации д/з Д/з давать на разных этапах урока, но не «под звонок»!Д/з должны соответствовать норме и должны быть согласованы с заданиями по другим предметамОбъём устных д/з не должен превышать объёма изученного на уроке, письменных - презентация вопросник раскладушка Сочинение, эссе, реферат Альбом коллективная Сообщение, доклад Файл-лист групповая Макет, модель Экспозиционная(иллюстрации, схемы, таблицы) парная Кроссворд, ребус Рабочая (в тетради) Индивидуальная Упражнение, номер По уровню оформления По виду деятельности По содержанию Классификация домашних заданий Решение 1.Заместителям директоров по УВР продолжать мониторинг по объёму, содержанию, проверке д/з, разработать положение о домашнем задании2. Учителям учитывать объём д/з, тщательно продумывать цели, содержание, проверку д/зИспользовать положительный опыт коллег по данной теме