Развитие креативных способностей школьников на уроках литературы


Развитие креативных способностей школьников на уроках литературыАвтор:Абанькина К.Е.,Учитель русского языка и литературыМБОУ Одинцовского лицея №2 Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь. Средневековые гуманисты Перед учителем стоит задача вовлечения учащихся «в исследовательские проекты, творческие занятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности». Основными критериями креативности являются следующие личностные особенности:- высокая самооценка;- открытость новым идеям;- устойчивость к неопределенности;- независимость;- настойчивость;- умение чувствовать проблему;- гибкость.Креативность – это творческая направленность, врожденно свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием среды Развитие креативных способностей школьников на уроках литературыЗадача учителя – способствовать креативному развитию личности, ведь у каждого ребенка есть потребность в творческом самовыражении. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения человека в реальную (или воображаемую) действительность с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации. «Поиграем в рифмы»«Подскажи словечко»«Собери рассыпанные строчки»«Посоревнуемся с поэтом»«Слово-магнит»«Я начну, а ты продолжай» «Игра с цветными карточками» «Журналисты»«Философский стол» и др. 1. Имитационная игра Уроки-мастерские - это уроки совместного мышления, партнерства, уроки свободы, где всякий может и должен высказать себя, не подстраиваясь под кого-то. Выделяют разные типы мастерских: мастерские письмапроектные мастерскиемастерские конструированиямастерские интерпретации текстамастерские ценностных ориентациймастерские отношения.2. Технология мастерских Предлагаю ребятам вообразить себя в роли персонажа и попросить рассказать о себе, написать другую концовку рассказа и т.д. Вопросы, задания содержат такие формулировки:- представьте, что…;- сочините;- изобретите;- предложите гипотезу;- порассуждайте.3. Метод развития творческого самочувствия, включающий игры и элементы театрализации Театрализованные постановки: Данный метод предоставляет новые возможности для самораскрытия ребенка, позволяет укрепить веру в себя, в свой творческий потенциал.Ученики пишут сочинения в разных жанрах: дневник, письмо, эссе, мифы, поучения, сказки.Предлагаю своим ученикам побыть писателем, поэтом, героем произведения.В 5 классе учащиеся пишут басни, сказки, стихотворения, короткие рассказы. В 6 классе к этому добавляем поучения, эссе.4. Метод самовыражения через литературное творчество Приемы создания собственных текстов:Прием «Напишите письмо»Прием «Пишем сказку на новый лад»Прием «Составление телеграммы, инструкции, памятки» Прием «Письмо по кругу» Написание эссеНаписание отзываРецензияРефератУстное сообщение (доклад)Предисловие или послесловие книге. Метод самовыражения через литературное творчество Данный метод позволяет ученикам открыть особенности своих чувствований и переживаний. Музыка и живопись помогают выразить внутреннее состояние ребенка, которое он испытывает от знакомства с литературным произведением.Творческое общение с искусством Метод творческого самовыражения через приобщение к народной культуре даёт возможность ученикам в особой духовной атмосфере проявить свои творческие способности.6. Метод творческого самовыражения через приобщение к народной культуреВелесМокошьЯрило Очень важно развивать воображение и творчество ученика через личностное чувствование и индивидуальное видение мира. На моих уроках дети выражают свои мысли и чувства при помощи слова, рисунка, музыки, жеста и т д.Виды заданий на развитие ассоциативно-образного мышления:Представьте себя в роли Маши Троекуровой и опишите своё состояние перед свадьбой с Верейским; составьте словарь образов-символов по лирике А. Блока; назовите предметы, которые бы символизировали героев; передайте внутренний мир героев при помощи цвета. Представьте, что вам предстоит встретиться с героем изучаемого произведения. У вас всего два вопроса, чтобы что-то узнать про него, про вас самих. Что вы спросите? Что, как вы думаете, что ответит герой?7. Метод развития ассоциативно-образного мышления Внимательное и вдумчивое чтение - это творческий процесс, который позволяет исследовать и выстраивать свою личность, перенимать культурные ценности и духовный опыт русской литературы. Метод аналитического чтения позволяет освоить приемы читательской и художественной интерпретации.Руководить процессом постижения литературного произведения помогает опережающее задание в форме проблемного вопроса, системы вопросов, таблиц. 8. Метод аналитического чтения Метод проектов предусматривает развитие любознательности учеников, самостоятельности и инициативности; если дети работают в группе, то развивается умение сотрудничать, формируются коммуникативные навыки. Школьники учатся самостоятельно составлять план исследовательской работы, изучать источники информации, творчески подходить к решению проблемы, к выбору способов деятельности.Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы. 9. Метод проектов 10. Создание мультимедийных творческих проектовПри изучении творчества С. А. Есенина в 5 классе ученикам было предложено принять участие в работе над созданием мультимедийного проекта «Тема природы в творчестве С. Есенина».Написание сценария мультфильма – этот жанр предполагает членение действия на сцены, прорисовку этих сцен, придумывание диалогов, монологов. Не только маленькие, но и большие ребята с удовольствием работают в этом жанре.Написание киносценария также способствует развитию творческих способностей. В 5 классе при изучении стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» учащимся предлагается составить диафильм. Подумать, какова будет последовательность кадров, расположение, оформление текста и рисунка в каждом кадре. 11. Творческое чтениеЦелью данного метода является активизация художественного восприятия как в начале изучения произведения так и после анализа. Методические приемы, обеспечивающие реализацию метода творческого чтения :выразительное чтениекомментированное чтениетворческие заданияпостановка на уроке учебной проблемыпострочный анализ стихотворения. Вывод:Придумывая, сочиняя, фантазируя и перевоплощаясь на уроках литературы, ребята совершенствуют творческие способности, которые всегда и везде пригодятся им в жизни. Развитие творческого воображения позволяет учащимся творчески подходить к учебной и художественной деятельности.