Доклад на тему Развитие креативных способностей на уроках литературного чтения


Выступление на районном семинаре учителей начальных классов
Мастер - класс по теме:
«Развитие креативных способностей на уроках литературного чтения»
Мингараева Э.Р. учитель начальных классов
МБОУ гимназия им. И.Ш.Муксинова
«Не мыслям надобно учить, а мыслить» (Слайд 2)
И. Кант
Эпиграфом к своему выступлению я взяла высказывание Иммануила Канта. Мне всегда нравилось и нравится читать, анализировать, размышлять о прочитанном. А сейчас я люблю все это делать вместе со своими учениками. Но как добиться того, чтобы учащиеся поняли, прочувствовали художественное произведение? Как говорил А. С. Пушкин, «только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство». На своих уроках я использовала разные методики, приемы, которые безусловно, повышали эффективность преподавания. Но… человек так устроен, что стремится всё время к чему-то новому. И всем известно, что кто ищет, тот всегда найдет.
В журнале «Начальная школа» меня заинтересовала статья Л. Н. Прохоровой «Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников». И вот уже это второй набор класса, с которым я использую этот прием, и остановлюсь на нём подробно.
Эта технология называется – синквейн. Синквейн - это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Синквейн пишется по определенным правилам. (Слайд 3) Первая строка – тема синквейна, заключает в себе одно слово. Обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдёт речь. Вторая строка – два слова. Чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. Третья строка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза, из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка – одно слово, обычно существительное, с помощью которого человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Теперь переходим от теории к практике. И попробуем сочинить синквейн вместе. Так как моё выступление завершает сегодняшний семинар, то можно подвести итог.
На доске: Алгоритм синквейна
1 строка – кто? что? (1 существительное)
2 строка – какой? (2 прилагательных)
3 строка – что делает? (3 глагола)
4 строка – фраза или предложение
5 строка – итоговое слово (слово – синоним)
Семинар
Инновационный, творческий
Озадачил, вдохновил, осветил(Слайд 4)
Он много мыслей пробудил.
Поиск!
На каких этапах урока можно использовать такую работу? Мы используем на разных этапах урока: на этапе актуализации опорных знаний, на этапе систематизации и конкретизации знаний, на этапе рефлексии. Бывает, что мы используем и как здоровьесберегающий фактор, если я чувствую, что дети устали и нужна смена деятельности. Эти моменты урока мы называем «минутки творчества». Универсальность этого приема удивительна. Он нравится всем детям. Сочиняем мы синквейны не только на уроках литературного чтения, но и на уроках окружающего мира, на уроках изобразительного искусства. (Примеры на слайдах 5 и 6 и на доске) Это зависит от желания и фантазии учителя. Работа в этой технологии полезна не только моим ученикам, но и мне самой. Как сказал Ли Цзи: «Учитель и ученик растут вместе: обучение наполовину учение».
Познавательное развитие каждого ребенка должно пройти свой творческий путь. Ведь ребенок отличается от взрослого тем, что имеет незначительный личный опыт жизни. И задача учителя начальных классов состоит в том, чтобы создать условия для выявления и развития творческих способностей учащихся,
приобретение опыта творческой деятельности. При этом важно учитывать
психолого-возрастные особенности детей, а также методы и средства творческого развития, соответствующие данному возрасту. И хочется закончить свое выступление синвейном на тему: «Синквейн».
Синквейн
Образный, точный(Слайд 7)
Обобщает, развивает, обучает
«Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»
Творчество.
Спасибо за внимание. (Слайд 8)
-3-
Министерство образования Республики Башкортостан
Отдел образования администрации муниципального района
Янаульский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
гимназия им. И. Ш. Муксинова г. Янаул
« Развитие креативных способностей
на уроках литературного чтения»
(Заседание районного методического объединения
учителей начальных классов)
Подготовила: Мингараева
Эльвира Расимовна

21 октября 2011 год