Развитие креативных способностей на уроках литературного чтения в начальной школе.

Развитие креативных способностей младших школьников
на уроках литературного чтения.
Кузнецова С.В.
учитель начальных классов
МОУ СОШ №4
г. Борисоглебск

Ключ к устойчивому развитию общества – это непрерывное творческое развитие. Человечеству нужен новый тип мышления – креативный. Формирование человека креативного типа предполагает освоение им принципиально новой культуры мышления, суть которой заключается в развитии интеллекта человека с помощью нетрадиционных технологий обучения. В подобных технологиях акцент делается не столько на систематизацию и переработку знаний, сколько на их создание, интегрирование.
В психолого-педагогической литературе понятие креативность чаще всего связывается с понятием творчество, рассматривается как личностная характеристика. Многие исследователи определяют креативность через свойства личности, её способности.
Психологи при характеристике творчества, указывают на проблему способностей и чаще всего креативность рассматривают как общую творческую способность, процесс преобразования знаний. При этом они утверждают, что креативность связана с развитием воображения, фантазии, порождением гипотез (Выготский Л. С., Пономарёв Я. А.,Давыдов В. В., Шмелёв А. Г.)
Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности школьников, можно выделить компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:
Творческое мышление;
Творческое воображение;
Применение методов организации творческой деятельности.
Развитие креативности способствует решению следующих задач:
Научить детей мыслить в разных направлениях;
Научить находить решения в нестандартных ситуациях;
Развить оригинальность мыслительной деятельности;
Научить детей анализировать сложившуюся проблемную ситуацию с разных сторон;
Развить свойства мышления, необходимые для дальнейшей плодотворной жизнедеятельности и адаптации в быстро меняющемся мире.
Развитие творческих способностей, стимулирование процесса детского творчества, включение в сознательное творчество – главная задача, стоящая перед современным учителем.
Для реализации путей развития творческих способностей учащихся учителю необходимо таким образом организовать процесс чтения и изучения литературных произведений, чтобы младшие школьники постоянно находились в ситуации решения творческих задач. Это условие реализуется на уроках через метод творческого чтения, который является основным при работе с художественным текстом и позволяет развить способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного. Направленность этого метода выражается в стремлении сделать чтение актом сотворчества с создателем текста. Другой стороной метода является развитие способности к творческому самовыражению в процессе интерпретации прочитанного при выполнении разнообразных работ творческого характера с текстом.
В зависимости от вида творческой деятельности на уроках литературного чтения можно выделить 4 группы приемов, которые нацелены на стимулирование творческой активности младших школьников:
1.Словесное развертывание образов произведения. (творческий пересказ, словесное рисование, слушание художественного чтения, выразительное чтение, воспоминания о случаях из своей жизни, рассказ по аналогии, сопоставление двух или нескольких произведений, придумывание вопроса к произведению).
2. Театральная творческая деятельность (анализ иллюстраций с точки зрения выразительности мимики и пантомимики, изображенных на них героев; чтение произведения по ролям; постановка «живых картин»; инсценирование.
3. Изобразительная творческая деятельность (рисование эпизода, персонажа, серии рисунков; изображение настроения эпизода, произведения или персонажа; составление рисованного диафильма; аппликацию, лепку, рассматривание и обсуждение иллюстраций художников; составление картинного плана.
4. Музыкальная творческая деятельность. (подбор музыкальных отрывков к образу героя; подбор мелодии для персонажа, воспроизведение звуков и шумов.
В МОУ СОШ № 4, работая по программе УМК «Гармония», в своей педагогической деятельности вышеперечисленные приёмы стараюсь использовать в полном объёме. Главной целью своей педагогической деятельности считаю воспитание всесторонне развитой личности с высокими креативными способностями. Курс литературного чтения открывает широкие возможности для развития творческого мышления и воображения школьников. Система заданий и упражнений, которые содержатся как на страницах учебника «Любимые страницы» О. В. Кубасовой, так и в рабочих тетрадях, позволяют формировать умение выполнять творческие задания. Для развития творческих способностей при работе с художественными текстами на уроках широко использую приёмы метода творческого чтения: творческий пересказ, словесное рисование, выразительное чтение, составление диафильма, графическое рисование, драматизацию, музыкальное иллюстрирование произведения. Использование на уроках приёмов метода творческого чтения позволяют активизировать творческую деятельность ребёнка в процессе освоения литературного произведения. Создание вторичных словесных, музыкальных, изобразительных, театральных образов реализует художественные впечатления читателя от прочитанного. Интегративный характер творчества учащихся позволяет рассматривать художественное произведение с разных позиций и способствует всестороннему развитию маленького читателя.
Рассмотрим подробно некоторые приёмы творческого чтения произведения. Большое значение в развитии творческого воображения придаётся развитию выразительного чтения в начальной школе. Выразительность, основанная на вдумчивом анализе текста, содействует развитию творческого чтения. Выразительное чтение учителя предваряет разбор произведения и является основным ключом к пониманию его содержания. Выразительное чтение ученика заключает процесс разбора, подытоживает анализ, реализует понимание и толкование произведения. Чтобы научить читать детей выразительно, нужно научить владеть техникой выразительности речи(голосом, дикцией, дыханием), понимать какие чувства и мысли мы хотим передать слушателю, соблюдать законы жанра(нельзя использовать одни и те же средства выразительности при чтении басни, рассказа, сказки и т.д.).Работая над средствами выразительности можно использовать интересные задания направленные на:
1) работу над использованием силы голоса. («Как нужно читать слова гуся -тихо или громко?(К. Ушинский «Гусь и журавль»).»Как нужно читать слова великана- медленно или быстро, тихо или громко?»(А. Фройденберг «Великан и мышь»);
2)формирование умения делать паузы. («Почему в этом стихотворении так много длинных пауз? Какое состояние лирического героя это выражает? (Э. Мошковская «Трудный путь»);
3)работу над мелодикой голоса. (Игра «Маляр». Представь, что красишь забор. Вместе с рукой «поднима2» и «опускай» голос, говоря «и вверх», «и вниз». Старайся с каждым разом поднимать голос всё выше и опускать всё ниже);
4)работу над эмоциональным тоном.
( «Как разговаривает мама с сыном? Выбери нужные слова: грозно, жалобно, с юмором, ласково, удивлённо, насмешливо, возмущённо, гордо. Определи, каким голосом отвечает сын». Э. Успенский «Всё в порядке»).
Говоря о чтении художественных произведений следует отметить приём «Чтение с остановками». Чтение текста с остановками осуществляется по частям. Каждая часть анализируется и делаются прогнозы о дальнейшем содержании. Отвечая на вопросы, дети делают предположения о содержании, рассказывают о своих ассоциациях, чувствах, ожиданиях, о том, что подтвердилось из предположений, а что - нет, и объясняют свои ответы..
Словесное рисование предполагает, что читатель, опираясь на образы писателя, детализирует своё видение в картине. Словесное рисование картин основано на умениях логически выстраивать предложения, пользоваться эпитетами, метафорами, олицетворениями и др. средствами выразительности, воплощать образы в рассказе. Обучение словесному рисованию лучше начать с создания сюжетных картинок. Словесная картинка статична, герои на ней не двигаются, не разговаривают, они как бы застыли, словно на фотографии.
Составление диафильма – это серия словесных и графических рисунков, содержание и порядок которых соответствуют последовательности событий в произведении, а каждый рисунок снабжён титрами(подписями). Подготовительными видами работы над составлением диафильма являются подбор титров к готовому плану или рисование иллюстраций к уже имеющимся титрам.
Пересказ – это недословная передача произведения или его части. Пересказ носит творческий характер, т. к. при пересказывании проявляется личное отношение учащегося к произведению, собственная манера повествования. В методике принято различать несколько типов пересказа: подробный, близкий к тексту, выборочный, краткий, творческий. Остановимся подробно на творческом пересказе. Творческий пересказ предполагает передачу содержания произведения с какими – либо изменениями: добавить, что могло предшествовать той ситуации, которая изображена в произведении; изменить грамматическое время глаголов; изменить последовательность событий; дополнить содержание текста; изменить лицо рассказчика. Допускается более свободное отношение к литературному материалу, который сокращается, перекомпоновывается рассказывающим.
Творческий пересказ обеспечивает не только развитие определённых читательских качеств ученика, обогащает его речь, но и способствует постижению смысла литературного произведения.
Драматизация – это такая деятельность детей, в процессе которой они воспроизводят прочитанное или услышанное в лицах, используют всё или некоторые из следующих выразительных средств: интонационно окрашенное слово, мимику, жест, позу, движение, действие.
Чтение по ролям возможно при работе над любым произведением, в котором есть диалоги. На первых порах при проведении чтения по ролям нужно учить детей определять количество персонажей, находить границы их реплик, обозначать принадлежность реплик тем или иным героям. Больше внимания следует уделять характеристике действующих лиц и их интонации.
Драматизация развёрнутой формы –самая сложная, заключающая в себе все средства драматической выразительности. Наряду со словесным творчеством, драматизация(инсценирование) представляет собой самую распространённую форму творчества ребёнка. Данный приём развивает воображение учащихся, помогает более полно увидеть содержание литературного произведения, обостряет восприятие морального опыта.
Применение выше указанных методов и приёмов при изучении литературного произведения дают возможность для раскрытия и реализации собственного творческого потенциала каждого ребёнка, расширяют палитру творческой деятельности младших школьников, развивают художественное восприятие и интерес к литературе как особому способу отражения мира при помощи слова.
Наряду с приёмами метода творческого чтения на своих уроках я применяю метод творческих проектов, который является одним из креативных методов в педагогике. Организация проектной деятельности способствует творческому раскрытию каждого ребёнка. В основе данной технологии лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно приобретать, формулировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Метод творческих проектов ориентирован на создание образовательного продукта и на организацию творческой деятельности учащихся.
Проектная деятельность позволяет объединить указанные выше приёмы и методы на одном уроке. В 4 классе по программе УМК «Гармония» произведения учебника «Любимые Страницы» группируются по видо-жанровым особенностям (сказки, былины, басни, рассказы, мифы). Предлагаю организовать проведение серии творческих уроков-проектов при изучении данных разделов. Метод проектов позволит максимально объединить применение творческих приёмов. Например, проект «По страницам басен». В результате каждый ребёнок сможет проявить в творчестве себя по- разному: в качестве чтеца, актёра, музыканта, художника- иллюстратора.
Творчество – мощный импульс в развитии ребёнка. Именно в начальных классах закладываются основы творческой деятельности. Применение на уроках креативных методов и приёмов обучения позволяют активизировать процесс обучения, развивать творческие способности, реализовать идеи развивающего обучения, повысить качество урока, увеличить объём самостоятельной работы. Именно творческие работы несут оздоровительную и воспитывающую функции, вовлекают детей в читательскую самостоятельность и интерес к книге. Итогом такой работы будет воспитание всесторонне развитой личности с высокими креативными способностями, которая способна нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, приспосабливаться к жизни в быстро меняющихся условиях.


Литература:
1. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа. – 2001, № 10.
2. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2000.
3. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. -
4.Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2000, № 7.
5. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся./- М: Педагогический поиск, 1999.
6. Азарова, Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.
7. Кубасова О.В. Прием драматизации на уроках чтения //Начальная школа. 1985. - №12.