К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ


Вера Андреевна Иванова
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Санкт-Петербург
veraiv92@mail.ruК ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ ЭСТЕТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ КРЕАТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ДИЗАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ
В статье освещаются теоретические вопросы эстетического воспитания младших школьников, рассматривается структура эстетического симптомокомплекса: ассоциативность, чувство формы, чувство стиля. Особое внимание уделяется характеристикам младшего школьного возраста, как наиболее сензитивного в развитии эстетического отношения к окружающему миру. Также рассматриваются особенности дизайн-деятельности в контексте влияния на развитие эстетических компонентов креативности.
Ключевые слова: креативность, эстетика, младший школьник, дизайн, развитие, ассоциативность, чувство формы, чувство стиля.
"Проблема эстетического воспитания - это проблема современного мира."
Мамедова И. М.
Эстетическое воспитание, по мнению ряда исследователей (Ю.Б. Борев, И.М. Мамедова, К.Д. Ушинский и др.), - это воспитание способности восприятия и правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве, воспитание эстетических чувств, суждений, вкусов, а также способности и потребности участвовать в создании прекрасного в искусстве и в жизни. Прекрасное в действительности — источник прекрасного в искусстве [1, с. 1].
В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства, способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Использование в эстетическом развитии ребенка различных видов искусства дает возможность для личностного развития, активизирует творческий процесс, углубляет эмоции, развивает чувства, интеллект.
Основной целью современного образования является подготовка подрастающего поколения к будущему, а творчество – это путь, который может эффективно реализовать эту цель. Анализ отечественных и зарубежных теорий и концепций о природе творчества, сущности креативности, структуре и механизмах творческого процесса (А. Адлер, Т. А. Барышева, Н. А. Бердяев, Г. И. Вергелес, Л. С. Выготский, Дж. Гилфорд, А. Н. Леонтьев, А. Маслоу, Я. А. Пономарев и др.) свидетельствует о том, что в процессе творческой деятельности функционируют особые качества личности - эстетические креативные свойства и способности.
Эстетические параметры являются важнейшей частью мультифакторной модели креативности, разработанной Т.А. Барышевой. В эту модель входят помимо эстетических, также мотивационные, аффективные, интеллектуальные, коммуникативные, экзистенциальные и компетентностные параметры. Данная модель разработана с помощью метода построения семантического пространства как «модельного представления категориальных структур», что позволяет развивать личность ребёнка в целом.
Эстетические параметры организуют творческий процесс в любой сфере деятельности, например, научной, художественной, педагогической, а также выступают в качестве формообразующего аспекта, критериев оценки результатов и гармонизируют элементы творческого продукта в неповторимую форму.
В структуру эстетического симптомокомплекса модели Т. А. Барышевой входят: ассоциативность, эстетическая эмпатия, способность к формотворчеству (чувство формы), чувство стиля, чувство юмора и перфекционизм.
Нам представляется, что наиболее важными среди них являются: ассоциативность, чувство формы и чувство стиля.
Ассоциация (от лат. associatio - соединение) – это возникающая в опыте человека «закономерная связь между содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, чувствами, мыслями), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой появление другого» [3, с. 114]. Процесс ассоциирования играет роль своеобразного катализатора в решении творческих задач как в области науки, так и в сфере искусства. В психологии и педагогике искусства ассоциации рассматриваются: в качестве ключевого феномена создания художественного произведения, предпосылки художественного творчества; как средство анализа художественного текста; как активный элемент эстетически полноценного восприятия искусства; барометр эстетического развития личности; как элемент художественно-педагогических технологий. Поэтому, способность к ассоциированию необходимо рассматривать как креативное свойство универсального характера, а развитие этой способности - как актуальную проблему практической психологии, ориентированной на развитие творческого потенциала личности.
Форма - способ существования материи; внешнее выражение содержания, внешние пространственные и временные границы; внутренняя организация, способ связи элементов внутри системы [3, с. 118]. В отечественной эстетике идея формы как эстетической ценности развивалась через освоение идеи дизайна и технической эстетики. Содержанием эстетической деятельности является формотворчество, а целью - гармонизация себя, мира и своих отношений с миром. Формотворчество рассматривается в широком смысле слова как процесс, проявляющийся во всех сферах жизнедеятельности человека. Чувство формы в ряде исследований (Т. А. Барышева, Е. М. Торшилова, Т. В. Морозова и др.), посвященных эстетическому развитию детей, обозначается как интегральная когнитивно - эмоциональная способность, которая является аспектом мировосприятия человека в процессе познания и творчества [4, с. 14].
Стиль - структурное единство образной системы и приемов художественного выражения, система художественного мышления, концепций, образов, средств их воплощения, возникающую на определенной социально-исторической почве и связанную с определенным мировоззрением [3, с. 119]. Развитое чувство стиля, то есть способность идентифицировать стиль, определять уникальные стилевые особенности явлений, индивидуальные качества личности (имидж), проявлять индивидуальную стилистику в продуктах творческой деятельности - показатель высокого уровня развития эстетических креативных свойств личности.
Творческая деятельность позволяет ребенку приобрести важное по сегодняшним меркам чувство уверенности, успешности, а, следовательно, внутренней и социальной защищенности по отношению к постоянно меняющемуся миру, позволяет ребенку быть более жизненно и конкурентоспособным. В младшем школьном возрасте изменяется содержательная сторона эмоций и чувств. Активно развиваются высшие чувства: интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие), нравственные (чувство товарищества, дружбы, долга, сочувствия, негодования от ощущения несправедливости), эстетические.
Развивать эстетические компоненты креативности необходимо с детства. Младший школьный возраст является наиболее сензитивным в развитии эстетического отношения к окружающему миру (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Э.В. Никитина, Б.М. Теплов и др.). Для развития ребенка, очень важно формирование многих интересов. Следует отметить, что для учащихся вообще характерно познавательное отношение к миру. Интерес ко всему расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные способности.
Формы эстетического воспитания могут быть самыми различными и делятся на те, которые используются во время уроков и те, что применяются во внеурочное время:
эстетическое воспитание путем общения с природой: экскурсии в парк, походы, экологические игры. Затем дети могут описывать увиденное в сочинениях или выражать приобретенный опыт в виде рисунков;
эстетика в физической культуре: организация спортивных мероприятий, праздников и конкурсов;
эстетическое воспитание через искусство: походы в музеи и театры, литературные встречи и музыкальные вечера, детские конкурсы и викторины, организация встреч детей с писателями, актерами, а также проведение литературных обсуждений;
эстетика в оформлении рабочего места, конструирование рабочего инвентаря.
Чтобы развитие эстетических компонентов было эффективным, необходимо включать ребенка в активные формы различных видов творческой деятельности, одним из которых является дизайн-деятельность. Приобщение ребенка к дизайну, как процессу придумывания и создания красивых, удобных вещей, как виду деятельности, направленной на создание эстетически выразительной и комфортной предметной среды, способствует формированию и совершенствованию психических процессов, лежащих в основе творчества. В современных условиях требуется дать детям определенную подготовку в той области человеческой деятельности, к которой относится разработка гармонической предметной среды в области технической эстетики (дизайна). Дизайн должен являться средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих сил - то есть общего развития ребенка.
Обращение к истории вопроса позволило выяснить, что «дизайн» возник в начале XX в. как реакция на стихийное формирование визуальных и функциональных свойств предметной среды. В переводе с английского «design» обозначает — «проектировать», «чертить», «задумывать», а также проект, план, рисунок. Существуют различные определения дизайна. Дизайн можно рассматривать как творческую деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое, как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн - это художественно-проектная деятельность, направленная на формирование гармоничной предметной среды и ее элементов [5, с. 1].
Анализ литературы и научных исследований свидетельствует о том, что в процессе творческой деятельности функционируют эстетические креативные свойства и способности [3, с. 113].
Эстетическое развитие и воспитание ребенка формирует у него способность к эстетическому мировосприятию, что позволяет во всех формах поведения гармонизировать мир, продукты своей деятельности, себя и общение с другими людьми. В. А. Сухомлинский писал, что в природе каждого ребенка исследовать и открывать мир. И очень важно сделать так, чтобы этот мир открывался и в живых красках, и в ярких звуках, и в игре, в собственном творчестве, и в сказке и даже в красоте, которая поселила бы в сердцах детей добро.Таким образом, на данном этапе исследования определилась проблема, которая заключается в необходимости развития эстетических компонентов креативности (ассоциативность, чувство формы, чувство стиля) младших школьников в дизайн-деятельности. Для этого определяется необходимая методологическая и методическая основа исследования, разрабатывается диагностический инструментарий. Полученные результаты позволят выявить особенности проявления эстетических параметров креативности в младшем школьном возрасте. Дальнейшее исследование также связано с разработкой и реализацией развивающей программы, направленной на развитие эстетических компонентов креативности младших школьников в дизайн-деятельности.
Библиографические ссылки
1. Мамедова И. М. Эстетическое воспитание школьников [Текст] / И. М. Мамедова // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 790-792.
2. Барышева Т. А. Креативность. Диагностика и развитие. Монография. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2002.
3. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности. – СПб.: СПГУТД, 2006.
4. Торшилова Е. М., Морозова Т. В./ Развитие эстетических способностей детей 3 - 7 лет (теория и диагностика). - Екатеринбург: Деловая книга, 2001. - 2-е изд., перераб. и доп. - 141 с. - (Руководство практического психолога).
5. Боровко О. С. Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию [Текст] / О. С. Боровко // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г.Санкт-Петербург, январь 2014 г.).  — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 72-74.