Дополнительная общеразвивающая программа Культура твоего здоровья

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
населения Ростовской области «Социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних г. Ростова-на-Дону»












Утверждаю
Директор ГБУСОН РО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Ростова-на-Дону»
______________ Л.А. Фоменко
Приказ № ____ от _______








Дополнительная общеразвивающая программа

«Культура твоего здоровья»

социально-педагогическая






Автор:
социальный педагог
_______________Ю.И. Босова



СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора
по учебно-воспитательной работе _____________Ю.О.Вещева



г. Ростов-на-Дону
2016
Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Культура твоего здоровья» предназначена для реализации в ГБУСОН РО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Ростова-на-Дону».
Программа имеет социально-педагогическую и естественнонаучную направленность, создает условия, обеспечивающие развитие познавательной активности детей с учетом их возможностей и мотивации, позволяет развивать те социально-психологические функции, которые необходимы для успешной адаптации в обществе.
Актуальность содержания данной программы обусловлена необходимостью решения проблемы социально - педагогической реабилитации детей, попавших в трудную ситуацию, и направлена на создание благоприятных условий для развития их интеллектуальной деятельности и самореализации; восполнения пробелов в знаниях, учебных навыках, умениях; развития кругозора и общей осведомленности.
Организм человека не может функционировать без взаимосвязи человека с окружающей средой. Вещества, поступающие в наш организм из окружающей среды, влияют на процессы жизнедеятельности организма. Нам важно знать, какие вещества полезны нам, и в каких количествах, что вредно и до какой степени. Информация, которую получают воспитанники на занятиях, активизирует их познавательную деятельность, развивает интерес и позволяет использовать знания в повседневной жизни: навыки ведения здорового образа жизни, самостоятельной индивидуальной и групповой работы.
Отличительная особенность – разработана программа таким образом, что большая часть часов отведена на занятия практической деятельностью. Воспитанники получают возможность расширить свои знания о функциональных особенностях организма человека, о влиянии экологии на его здоровье, не только путем освоения теории, но и применения своих знаний на практике. Ребята приобретают навыки проведения функциональных проб, постановки эксперимента, работы с информационными ресурсами, осваивают методику проектной деятельности. Тем самым осуществляется формирование общеучебных умений (организационных, интеллектуальных, информационных, коммуникативных).
Новизна. Программу отличает своевременность предлагаемого материала. Сочетание теоретического и практического курса обеспечивает широкие возможности в выборе методов работы, что, несомненно, будет способствовать творческому и интеллектуальному развитию воспитанников. В целом, программа может вызвать повышенный интерес к предмету и профессиям, связанным с биологией.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что в рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса воспитанников как к индивидуальной деятельности, так и к коллективной.

Цель данной программы: формирование у воспитанников активной жизненной позиции на основе развития экологического мышления, научных исследований и практической деятельности по сохранению своего здоровья, творческого подхода к изучаемым вопросам.

Задачи программы:
знакомство воспитанников с влиянием экологических факторов на здоровье и работоспособность человека;
развитие первичных навыков оценки состояния своего здоровья;
привитие умений и навыков прогнозировать возможные последствия функциональных изменений организма человека;
освоение различных методов и форм исследовательской деятельности;
воспитание экологически грамотных людей, ведущих здоровый образ жизни;
развитие коммуникативных способностей каждого воспитанника с учётом его индивидуальности;
развитие познавательной активности и творческих способностей.

Особенности организации образовательного процесса
Возраст воспитанников, участвующих в реализации программы, - 10-13 лет.
Срок реализации программы – 6 месяцев.
Количество часов – 48 часов (по 2 часа в неделю). Продолжительность занятия 40-50 минут.
Численность детей в группе 6-8 человек.
Для решения поставленных задач в работе с детьми используются различные методы организации образовательного процесса, а также разнообразные формы занятий: лекция, семинар, практическая работа, информационно-поисковая деятельность, проектно-исследовательская работа.
Методы организации образовательного процесса:
словесный (беседа, рассказ педагога, объяснение);
наглядный (презентации);
практический (практические работы, постановка эксперимента);
аудиовизуальный (использование аудио- и видеоматериалов);
исследовательский (проектно-исследовательская деятельность).
Формы организации образовательного процесса:
фронтальный (одновременная работа со всеми воспитанниками);
групповой (организация работы в группах);
индивидуально-фронтальный (индивидуальное выполнение заданий воспитанниками, создание мини проектов в группах).

Планируемые результаты

Ожидаемыми результатами освоения данной программы являются:
1. Расширение кругозора.
2. Популяризация у воспитанников биологических и экологических знаний, повышение интереса к биологии и экологии.
3. Ведение здорового образа жизни.
4. Возрастание творческой активности воспитанников.
5.Развитие коммуникативных способностей у учащихся.
6. Овладение навыками научного мышления.
7. Развитие у воспитанников умений и навыков исследовательской работы.
8. Умение создавать проекты и проводить их презентацию.
9. Умение добывать самостоятельно информацию.
10. Умение самостоятельно осуществлять исследовательскую, экспериментальную деятельность.
Воспитание осознанного чувства ответственности за свое здоровье.
























Учебный план
дополнительной общеразвивающей программы
«Культура твоего здоровья»

№ п/п
Название раздела
Количество занятий
Аттестация



Общее
кол-во
Теоретическая часть
Практическая часть


1
Введение. Экология человека и его здоровье.
2
1
1
Тестирование

2
Организм человека
22
9
13
Защита паспорта здоровья


3
Факторы внешней среды и организм человека
6
3
3
Отчет по практическим работам

4
Мое здоровье в моих руках
18
5
13
Защита проекта «Культура твоего здоровья».
Итоговое тестирование.


Всего:
48
18
30

























Дополнительная общеразвивающая программа
«Культура твоего здоровья»

Календарный график занятий


Порядковые номера недель занятий



1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24



Введение. Экология человека и его здоровье.
В
1


























Организм человека

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
П















Факторы внешней среды и организм человека












2
2
1 П












Мое здоровье в моих руках















2
2
2
2
2
2
2
2
П
А







Обозначения:
Количество часов в неделю
Входной контроль
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация


1, 2
В
П
А

















Календарно-тематический план
дополнительной общеразвивающей программы
«Культура твоего здоровья»

Месяц
Тематика занятий
Практическая деятельность
Количество занятий
Формы контроля




Общее количество
Теоретическая часть
Практическая часть


Ноябрь
Что такое «экология человека».
Здоровье и образ жизни человека.
Скелет и мышцы.
Практическая работа №1 «Определение функционального развития опорно-двигательной системы».
Практическая работа №2 «Мой портфель».
Кровь. Факторы, влияющие на ее состав.
Условия полноценного развития системы кровообращения.
Практическая работа №3 «Оценка состояния по функциональным пробам».
Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.
Тестирование
Исследование
Опрос
Анкетирование
9

5
4

Входной контроль (тестирование).
Отчет по практическим работам.

декабрь
Иммунитет и здоровье.
Практическая работа №4 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».
Правильное дыхание.
Практическая работа №5 «Проба Штанге».
Практическая работа №6 «Влияние холода на частоту дыхания».
Кожа, ее значение.
Практическая работа №7 «Свойства кожи».
Орган слуха и равновесия.
Практическая работа №8 «Воздействие шума на остроту слуха».
Анализ
Опрос
Работа с информационными ресурсами
Эксперимент
Наблюдение
9

4

5
Наблюдение.
Отчет по практическим работам.
Тестирование.

январь
Глаза. Профилактика нарушения зрения.
Практическая работа №9 «Иллюзии»
Практическая работа №10 «Внимание и память».
Разработка паспорта здоровья ( сбор информации).
Разработка паспорта здоровья.
Защита паспорта здоровья.
Опрос
Тестирование
Работа с электронными информационными ресурсами
Анкетирование
Анализ
6
1
5

Отчет по практическим работам.
Тестирование.
Защита паспорта здоровья.

февраль
Температура, освещенность и запыленность как факторы окружающей среды.
Практическая работа №11 «Оценка температурного режима помещений»
Практическая работа №12 «Оценка запыленности»
Стресс как негативный фактор
Биоритмы, причины их нарушений.
Практическая работа №13 «Оценка суточных изменений физиологических показателей»
Пища. Нормы питания.
Релаксация
Лабораторная работа
Измерение

7
4
3
Отчет по практическим работам.
Опрос.

март
Практическая работа №14 «Оценка моего рациона питания»
Практическая работа №15 «Осторожно фастфуд!»
Практическая работа №16 «Модные напитки»
Практическая работа №17 «О чем может рассказать упаковка»
Плакат «Подумай, прежде, чем откусить...» Подготовка необходимого материала.
Плакат «Подумай, прежде, чем откусить». Изготовление. Презентация работы.
О курении: мифы и реальность.
Занятие-эксперимент «Курящий Сэм»
Подготовка антирекламы курения.
Исследование
Работа с электронными и другими видами информационных ресурсов
Изготовление плаката
Анализ
Эксперимент



9
1
8
Наблюдение.
Отчет по практическим работам.

апрель
Алкоголь. Право выбора.
Наркомания. В чем опасность?
Викторина «Вредные привычки»
Проект « Культура моего здоровья»: постановка целей и задач.
Проект «Культура моего здоровья»: сбор информации.
Проект «Культура моего здоровья»: подготовка проекта.
Проект «Культура моего здоровья» - презентация проекта.
Итоговое занятие.
Викторина
Разработка проекта
Презентация
Работа с информационными ресурсами
8
3
5
Защита проекта.
Итоговой контроль (тестирование).

Всего
48
18
30








Тематический план
дополнительной общеразвивающей программы
«Культура твоего здоровья»

№ п/п
Тематика занятий
Количество занятий
Виды, формы контроля



Общее количес-тво
Теорети-ческая часть
Практи-ческая часть


Введение. Экология человека и его здоровье.
2
1
1


1
Что такое «экология человека».
1

1
Входной контроль знаний - тестирование

2
Здоровье и образ жизни человека.
1
1



Организм человека
22
9
13


3
Скелет и мышцы.
1
1



4
Практическая работа №1 «Определение функционального развития опорно-двигательной системы».
1

1
Практическая работа

5
Практическая работа №2 «Мой портфель».
1

1
Работа-исследование

6
Кровь. Факторы, влияющие на ее состав.
1
1



7
Условия полноценного развития системы кровообращения.
1
1

Опрос

8
Практическая работа №3 «Оценка состояния здоровья по функциональным пробам».
1

1
Практическая работа

9
Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.
1
1

Опрос

10
Иммунитет и здоровье.
1
1



11
Практическая работа №4 «Оценка состояния противоинфекционного иммунитета».
1

1
Отчет по практическим работам

12
Правильное дыхание.
1
1



13
Практическая работа №5
·«Проба Штанге».
1

1
Практическая работа

14
Практическая работа №6 «Влияние холода на частоту дыхания».
1

1
Практическая работа

15
Кожа, ее значение.
1
1

Тестирование

16
Практическая работа №7 «Свойства кожи».
1

1
Практическая работа

17
Орган слуха и равновесия.
1
1

Опрос

18
Практическая работа №8 «Воздействие шума на остроту слуха».
1

1
Практическая работа

19
Глаза. Профилактика нарушения зрения.
1
1



20
Практическая работа №9 «Иллюзии»
1

1
Практическая работа

21
Практическая работа №10 «Внимание и память».
1

1
Отчет по практическим работам

22
Разработка паспорта здоровья (подготовительный этап)
1

1


23
Разработка паспорта здоровья.
1

1


24
Защита паспорта своего здоровья.
1

1
Защита паспорта здоровья.

Факторы внешней среды и организм человека
6
3
3


25
Температура, освещенность и запыленность как факторы окружающей среды.
1
1

Опрос

26
Практическая работа №11 «Оценка температурного режима помещений»
1

1
Практическая работа

27
Практическая работа №12 «Оценка запыленности»
1

1
Практическая работа

28
Стресс как негативный фактор
1
1

Анкетирование

29
Биоритмы, причины их нарушений.
1
1



30
Практическая работа №13 «Оценка суточных изменений физиологических показателей»
1

1
Отчет по практическим работам

Мое здоровье в моих руках
18
5
13


31
Пища. Нормы питания.
1
1



32
Практическая работа №14 «Оценка моего рациона питания»
1

1
Работа-исследование

33
Практическая работа №15 «Осторожно фастфуд!»
1

1
Работа-исследование

34
Практическая работа №16 «Модные напитки»
1

1
Работа-исследование

35
Практическая работа №17 «О чем может рассказать упаковка»
1

1
Отчет по практическим работам

36
Плакат «Подумай, прежде, чем откусить...» Подготовка необходимого материала.
1

1


37
Плакат «Подумай, прежде, чем откусить». Изготовление. Презентация работы.
1

1
Презентация плаката

38
О курении: мифы и реальность.
1
1

Опрос

39
Занятие-эксперимент «Курящий Сэм»
1

1
Экспериментальная работа

40
Создание антирекламы курения.
1

1
Презентация антирекламы

41
Алкоголь. Право выбора.
1
1



42
Наркомания. В чем опасность?
1
1

Сообщение

43
Викторина «Вредные привычки»
1

1
Опрос

44
Проект «Культура твоего здоровья». Постановка целей и задач.
1
1



45
Проект «Культура твоего здоровья». Сбор информации.
1

1


46
Проект «Культура твоего здоровья»
Разработка проекта.
1

1


47
Проект «Культура твоего здоровья»
Презентация проекта.
1

1
Защита проекта

48
Итоговое занятие.
1

1
Итоговая аттестация - тестирование

Итого
48
18
30




















Методическое обеспечение
дополнительной общеразвивающей программы
«Культура твоего здоровья»

Дидактические материалы
1. Инструктивная карточка «Техника безопасности при работе с компьютером во время занятий».
2. Тест «Введение в экологию человека».
3. Тест «Культура здоровья человека»
4. Анкета «Мой портфель».
5. Паспорт здоровья.
6. Справочные таблицы.

Учебно-методические пособия
1. Александрова В.П., Болгова И.В. Культура здоровья человека: Практикум с основами экологического проектирования. 8 класс. – М.: ВАКО, 2015.
Федорова М.С., Кучменко В.С., Воронина Г.А. Экология человека. Культура здоровья. 8 класс. - М.: Вентана-Граф, 2012.

Материально-техническая база
1. Автоматизированное рабочее место (персональный компьютер, доступ к сети Интернет).
2. Весы, ростомер (сантиметровая лента) для определения уровня физического состояния детей.
3. Оборудование для постановки эксперимента.
4. Авторские рабочие тетради по курсу «Культура твоего здоровья».
5. Оборудование для изготовления плаката, листовок.

Информационное обеспечение

Мультимедийные презентации:
1.Скелет и мышцы.
2.Система кровообращения, состав крови.
3.Дыхательная система.
4. Зрительный анализатор.
5. Слуховой анализатор.
6. Курение – вредная привычка.
7. Алкоголь и организм человека.
8. Наркомания – как спастись?

Дополнительная литература для воспитанников:
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Криксунов Е.А., Песечник В.В., Сидорин А.П. Экология: 9 кдасс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 1995.


Интернет-ресурсы
1. http://biogeokabinet.ucoz.ru
2. http://energiya-zdorovya.ru
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. http://www.humanecology.ru/ - информационный портал «Экология человека»
5. http://mirknig.com/2011/04/28/gigiena-i-ekologiya-cheloveka.html - гигиена и экология человека
6.Природа и человек. ХХI век (Ежемесячный научно-популярный иллюстрированный журнал для народного чтения) http://www.namsvet.ru/
7. Экология человека [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (Полные тексты статей на elibrary.ru)































Система контроля качества освоения
дополнительной общеразвивающей программы
«Культура твоего здоровья»

С целью определения степени освоения учебного материала, предусмотренного содержанием данной программы, была разработана следующая система аттестации воспитанников:

Вид аттестации
Цели аттестации
Форма аттестации

Входной контроль
Определение первичного уровня знаний воспитанников по дисциплине «Экология человека».
Тестовый контроль знаний «Введение в экологию человека».

Промежуточный контроль
1. Оценка эффективности выполнения воспитанниками практических работ.
2. Определение степени усвоения материала раздела «Организм человека».
3. Возможная коррекция методов, форм образовательного процесса с целью более эффективного освоения программы.
Защита работы «Паспорт здоровья».

Итоговая аттестация
Оценка степени овладения практическими навыками, перечень которых был определен задачами программы.
Защита проекта «Культура твоего здоровья».


Оценка степени усвоения теоретического материала, определенного содержанием данной программы.
Тестовый контроль знаний «Экология человека и его здоровье».













Критерии освоения программы

В результате освоения данной программы воспитанники должны:
- знать/понимать
Основные экологические понятия;
Механизмы взаимодействия организма человека с окружающей средой;
Принципы морфофункциональной адаптации человека к различным факторам окружающей среды.

- уметь
Объяснять роль экологии человека в жизни людей и самого воспитанника; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины ослабления иммунитета у человека и возникновения заболеваний в организме;
Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, влияние собственных поступков на состояние и здоровье организма;
Проводить самостоятельный поиск необходимой информации;
Находить в тексте учебной литературы, в словарях и справочниках значения экологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);
Осуществлять самостоятельную деятельность, работать в группе.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
1. Соблюдения мер профилактики заболеваний, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха.
2. Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
3. Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Соблюдения правил безопасного для организма и окружающей его среды образа жизни.

Шкала оценки степени освоения учебного материала

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного опроса, выполнения практических работ. Уровень первичных знаний, а так же уровень знаний, приобретенных воспитанниками по завершению программы проверяются тестовыми заданиями.
При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда оценка осуществляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания
Степень освоения программы

90% и более
Учебный материал освоен в полном объеме высокий уровень освоения программы

75% - 89%
Освоена большая часть содержания программы средний уровень освоения программы

50%- 74%
Содержание программы усвоено частично низкий уровень освоения программы

49% и менее
Программа не освоена
































Список используемой литературы

Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции. - М., 1994.
Алексеев В.П. Очерки экологии человека. - М., 1998.
Горшков Д.В. Экологические характеристики продукции. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал. - 2005. -№7.
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология:8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Вентана-Граф, 2009.
Криксунов Е.А., Песечник В.В., Сидорин А.П. Экология: 9 класс:Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М.: Дрофа, 1995.
Мигильницкая Л.В., Барсукова Т.В. Основы высшей нервно деятельности. Ч.П. - Ростов-на-Дону: Изд-в РО ИПК и ПРО, 2003.
Образовательные технологии: Из опыта развития глобального мышления учащихся/Под ред. Ю. Н. Кулюткина, Е. Б. Спасской. СПб.: КАРО, 2001.
Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Академия, 2007.
Самсонов А.Л. Здоровье как стык медицины и экологии. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал. - 2006. -№7.
Смирнова О.Б. Ставим эксперимент изучаем главные функции живых организмов. Методическое пособие для учителей биологии, студентов и школьников. Ростова-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2006.
Степанов И.А. Тренажер по курсу «Человек»: Учебно-методическое пособие М.: Издательский дом «новый учебник», 2003.
Суравегина И.Т. Человек в паутине экологических связей: из цикла “Здоровье человека как экологическая проблема”. Экология и жизнь: научно-популярный образовательный журнал. - 2006. -№7.
Шквирина О.И., Омельченко О.Л. Анатомия в схемах и рисунках (нервная система, зрительный и слуховой анализаторы). - Издание 2-е переработанное и дополненное. - Учебное пособие для студентов факультета естествознания. Ростов-на-Дону: Изд-во РГПУ, 2004.














Приложение 1
ФИО ________________________
Дата заполнения _______________
Анкета «Мой портфель»
1.Что вы предпочитаете использовать?
Портфель
Ранец
Рюкзак
Сумку
2. На что обращаете внимание при покупке портфеля?
Дизайн
Вес
Размер
Ортопедические показатели
3. Вы считаете, что Ваш школьный портфель:
Тяжелый
Легкий
Нормальный
Неподъемный
4. Как облегчить школьный портфель? Ваши предложения:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________






Приложение 2

ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ
Фамилия, имя, отчество


Дата рождения



ФИО педиатра



Группа крови, резус-фактор


Аллергия



Группа здоровья



Возраст
Рост
Масса тела
__________________________________

__________________________________

__________________________________


Индекс массы тела (ИМТ)


Результаты пробы с задержкой дыхания


Зрительно-двигательная реакция


Гибкость



Координация движений


Развитие мышц плечевого и брюшного пресса


Уровень развития психоэмоционального здоровья


Какие меры по сохранению и укреплению здоровья необходимо предпринять





















15