Исследовательская работа. Специфическая лексика. Детский жаргон


Исследовательская работа
Специфическая лексика. Детский жаргон


Выполнил:
ученик 4 класса
МБОУ «Любинская СОШ №2»
Веселовский Дмитрий Алексеевич
Научный руководитель:
МБОУ «Любинская СОШ № 2»
Батт Оксана Александровна
Содержание
Введение…………………………………………………………………
1.Что такое жаргон …………………………………………………….
1.1 Понятие «жаргон»…………………………………………………..
1.2 Появление жаргонизмов в речи…………………………………….
2. Исследование школьного жаргона………………………………………
2.1 Анализ устной речи ………………………………….
2.2Анкетирование …………………………………………..
3 .Выводы……………………………………………………………..
4.Список литературы ………………………………………………………….
4.1 Приложение 1…………………………………………………………………..
4.2 Приложение 2……………………………………………………..
.
ДЛЯ ВСЕГО В РУССКОМ ЯЗЫКЕ ЕСТЬ
ВЕЛИКОЕ МНОЖЕСТВО ХОРОШИХ СЛОВ.
К.Л.Паустовский
Введение
Общаясь со своими сверстниками, я часто слышу такие фразы «Приходи ко мне в компик рубиться» или «У меня сегодня Днюха ,а училка задала много домашки». Сам я тоже часто говорю искажённые или слова собственного сочинения например, «тройбан» , «газява» . Проблема в том, что эти слова всё чаще появляются в речь у меня и моих одноклассников и прочно утверждаются в ней, тем самым, вытесняя литературные слова и выражения делаю нашу речь не всегда понятной и грамотной. Поэтому я считаю, что актуальность этой темы очевидна. Именно поэтому я решил узнать, что это за слова и для чего мы их употребляем.
Цели:
1.Изучение особенности речи современных школьников.
2.Выяснение лексического значения употребляемых слов
Задачи:
1.Определить понятие « жаргон»
2.Провести анкетирование учащихся с целью выделения наиболее употребительных жаргонных слов и выражений, причин их употребления.
3.Классифицировать  школьную жаргонную лексику  с точки зрения их тематического разнообразия.
Гипотеза
Употребление жаргонных слов это желание выражаться модно, оригинально, современно. И понятно сверстниам.
Предмет исследования: особенности употребления жаргонных слов в речи школьников
Объект исследования: жаргонные слова в разговорной речи учащихся 4 классов
Методы исследования:
Наблюдение.  
Изучение научной литературы по данной проблеме
Анкетирование учащихся 4 классов.
Анализ  употребляемой учащимися специфической лексики
1.Что такое жаргон
1.1Понятия «жаргон»
Так что же это за искажённые слова, которые я и мои сверстники так часто употребляем в своей речи? Для того чтобы ответить на этот вопрос, я обратился прежде всего к различным  толковым и энциклопедическим словарям и вот что я выяснил.
1.Современная энциклопедия
Разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией, особым использованием словообразовательных  средств называется ЖАРГОН (французское jargon).  Иногда термин "жаргон" используется для обозначения искаженной, неправильной речи.
2.Материал из Википедии — свободной энциклопедии гласит
Жарго́н (фр. jargon) — социолект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и фразеологией, экспрессивностью оборотов и особым использованием словообразовательных средств. Жаргонные слова или выражения называют «жаргонизмами»[3.Словарь Ожегова
Жаргон - речь какой-нибудь социальной или иной объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общего языка, в том числе искусственных, иногда условий 
4.Толковый словарь Ушакова
Речь какой-либо социальной или профессиональной группы содержащая большое количество свойственных только такой группе слов и выражений, в том числе искусственных, иногда условных. 
Учитывая различные трактовки жаргона, я понял, что к жаргону относятся те искажённые слова, которые я и мои одноклассники употребляют в речи при общении с друг с другом.
 Мне стало понятно, что любой жаргон представляет собой специфический лексикон. Этот лексикон или жаргон наиболее четко выражает интересы ребят, помогает выделиться.
1.2 Появление жаргонизмов в речи
Как появляются жаргонизмы в нашей речи?
Наиболее распространёнными способами образования жаргонизмов являются: 1) Слова литературного языка становятся жаргонизмами: их первоначальное значение заменяется совершенно другим.
Например: ласты-ноги, грабли – руки, чайник – не профессионал.
2)Происходит укорачивание, сокращение слов литературного языка и не теряя своего первоначального значения, они становятся жаргонизмами.
Например: баскет- баскетбол, комп – компьютер, магаз – магазин.
3) Заимствование из других языков: мен – парень, фейс – лицо.
4)Образование жаргонизмов суффиксальным способом от общеупотребительных слов, причём суффиксы делают эти слова эмоционально окрашенными.
Например: сестра - сеструха, дед – дедок, брат-братан
2. Исследование школьного жаргона
2.1Анализ устной речи
В результате общения со своими одноклассниками я выяснил, что ребята систематически пользуются следующими жаргонами: клёво, офигеть, крутой, обалдеть, ни фига себе, отвали, прикольно, прикинь, да ты чё, тормоз. Пообщавшись со своими одноклассниками я решил составить список жаргонных слов, наиболее распространенные в речи школьников:
1. Существительные: лох, чувак, прикол, даун, тема, базар, фигня, хавка, , копец, халява, крышка.
2. Глаголы: отвали, отвянь, не свисти, гонишь, забьем, заколебал, задолбал, обломать, прикинь, офигел, зашибись, приколись.
3. Наречия: клево, офигенно, прикольно, отстойно, влом, параллельно,
4. Устойчивые словосочетания и предложения: базара нет, канай отсюда, ё-моё, ёлы-палы, блин-даешь, ни фига себе, я не в курсах.
Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов:
1. Наименование людей по качеству их характера: овца, козел, лох, тормоз, шестерка, ботаник, дятел, дебил.
2. Наименование людей по родству: предки, пахан, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша.
3. Пища и процесс ее поглощения: газява, жвачка
4. Бытовая техника: комп, мобила, телик.
5. Наименование людей по профессии: мент, бомжара, водила, училка.
6.Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.
У меня получилось шесть групп наиболее употребляемых жаргонных слов.
Эти слова сказали мне о многом.   Плюсы этих слов в том,  как я заметил, это моментальное взаимопонимание. Жаргон не имеет слишком обширный словарный запас, его не нужно учить как иностранный язык. Например, взрослые  говорят: «Хорошо!» А   мы: «Клёво! Классно!»  Они говорят: «Вот незадача!»  Мы: «Ну и облом!»  Взрослые: «Это слишком сложно!»  Мы: «Не грузи меня!»  Они восхищаются, мы торчим или тащимся. 
Мы, употребляя в общении жаргон,  передаем еще и дополнительную информацию: «Я свой! Мы с тобой вместе!».
Кроме этого, я отметил и отрицательную сторону использования жаргонных слов дело в том, что многие мои одноклассники считают жаргонизмы не портят их речь а наоборот украшают и так можно разговаривать в любой ситуации.
2.2 Анкетирование
В процессе  исследования мною было проведено анкетирование учащихся двух 4 классов в количестве 30 человек. С помощью анкеты я решил выяснить, для чего они употребляют жаргонизмы. Им были предложена анкета с вопросами.
Для чего вы употребляете жаргонизмы?
Использование жаргонизмов помогает в общении со сверстниками.
Жаргонизмы помогают избежать конфликтов
Жаргонизмы делают речь понятной для друзей
Употребление жаргонизмов модно и современно
В результате этой анкеты я получил следующие данные:
23 человека (69%) употребляют жаргонизмы, потому что это модно и современно
7 человекам (21%) жаргон помогает в общении со сверстниками
3 человекам (9%) жаргонизмы помогают избежать конфликтность (см. Приложение 2)
Как видно из анкеты мои сверстники не считают употребление жаргонов в своей речи  явлением, отрицательно влияющим на культуру их общения с окружающими людьми. причины почему .Для одних жаргоны делают речь более понятной для сверстников, а для других это модно, современно . Еще я заметил что мальчики больше используют жаргонные слова обозначающие действие отвали, гонишь, забить, сгинь, прикинь, офигеть, , зашибись, , обломиться, приколоться;а девочки слова обозначающие наречия: клево, прикольно, офигенно.

Выводы
В процессе исследования школьного жаргона я пришел к следующим выводам:
Во-первых жаргон наиболее четко выражает интересы ребят, помогает выделиться
Во-вторых, убедился в том, что употребление жаргонизмов помогает в общении со сверстниками.
В-третьих, использование жаргонной лексики должно быть  уместным и оправданным в  конкретной речевой ситуации.
А это значит, что моя гипотеза о том, что употребление жаргонных слов это желание выражаться модно, оригинально, современно и понятно сверстникам подтвердилась.
Ну это не значит что употребление жаргонных слов это хорошо. Исследуя свою тему я нашел в Интернете стихотворение Дуничева Андрей которое очень ясно показывает что мы должны следить за своей речью ,не смотря на то что выражаться специфической лексикой модно и понятно для сверстников.
Калеча речь свою, ломая часто слог,
Порою топчем мы всю красоту наследства….
Что знаем с малых лет, чем дорожили с детства….
И вырастет хамьё – вот времени итог.
Красив он и могуч, всегда внушали нам.
Но забываем мы, подчас ругаясь матом,
Что нам дано хранить, исчезнет вдруг куда – то….
А вместо русских слов, останется лишь хлам.
Давайте же, друзья, ценить родную речь,
И только лишь тогда, сумеем мы сберечь
Любовь к былинам, сказаньям и сатире.
Забудем улиц брань, жаргон и злобный мат.
Красивый наш язык, не знает пусть преград….
По всей стране, во всём огромном мире.
Список литературы:
Борисова Е.Г. О некоторых особенностях современного жаргона молодежи.РЯШ.,1987 г.,№3.
Введенская Л.А. Культура речи. Ростов-На-Дону,2001..
Грачев М.А. Новое в молодежном жаргоне. РЯШ.—2005г., №5.
Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики. М. 1996.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.
Современный русский язык. Учебник. П.А.Лекант. М.: Высшая школа,1999 г
Стенин И.А. Словарь молодежного жаргона. Воронеж, 2004 г.
8. http://stihidl.ru/poet
9. https://ru.wikipedia.org/wikihttps://ru.
Приложение 1
Пример Часть речи Лексическое значение
Кайф Сущ. Наслаждение
Дятел Сущ. Тупой человек
Тормоз Сущ. Отстающий в развитии человек
Ботаник Сущ. Усердный ученик
Крыша Сущ. Защита
Мелкий Сущ. Малыш
Чувак Сущ. Обращение к парню
Тестик Сущ. Тест
Отстой Сущ. Что-то плохое, неудачное
Лузер Сущ. Человек, отстающий в развитии
Трояк, трешка, тройбан Сущ. Оценка «три»
Домашка Сущ. Домашняя работа
Прикрой варежку Словосочетание Прикрой рот
Бочку катить Словосочетание Иметь претензии
Зажигать Глагол Начинать первым, а потом веселиться
Меня не колышет Словосочетание Мне все равно
Гнать Глагол Врать
Комп Сущ. Компьютер
Жвака Сущ. Жвачка
Приложение 2
\s