Урок по географии на тему Военно-промышленный комплекс (ВПК)


Урок по географии для 9 класса «Военно-промышленный комплекс» (ВПК).
Цель урока: познакомить учеников с составом, местом и значением данного комплекса в хозяйстве страны, его основными проблемами.
Образовательно-воспитательные задачи:
-Сформировать представление об особой роли ВПК, конкретизация принципов размещения отраслей ВПК; конверсии предприятий ВПК.
-Совершенствование умений работать с дополнительными материалами по теме урока; умение анализировать проблемы и устанавливать причинно-следственные связи.
-Развитие навыков развернутого устного ответа, умения четко излагать свои мысли. Воспитание чувства гордости и патриотизма за свою Отчизну.
Тип урока: урок изучения нового материала
Формы организации учебной деятельности: групповая (или парная), индивидуальная.
Образовательные технологии: ИКТ, элементы критического мышления, практическая работа с картами.
Средства обучения: плакаты, схема, рисунки, атлас, компьютер, план для работы в группах.
Методы:
Объяснительно-иллюстративный.
Репродуктивный с элементами проблемного изложения.
Частично-поисковый.
Ход урока
Организационный момент
Подготовка рабочего места, приветствие, настрой на работу.
Деление учащихся на группы.
Актуализация и целеполагание.
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение нашей страны. А что станет предметом нашего изучения, вы скажете после того, как выполните задание.
Детям предлагаются «стихотворные шифровки»
1. Что за птица:
Песен не поет, гнезда не вьет,
Людей и груз несет? (самолет),
2. Ни пера, ни крыла, а быстрее орла
Только выпустит хвост-
Понесется до звезд.(ракета),
3. С врагом Егорка –
Скороговоркой
Поговорил-
И страх возник.
Просто хват
Говорливый… (автомат)
4. Стоят три старушки
Вздохнут они да охнут,
Вблизи все люди глохнут (пушки)
5. Какие красавицы всегда и везде
На суше родятся – живут на воде?
(корабль)
6. Гусеницы две ползут
Башню с пушкою везут (танк)
(ответ с демонстрацией рисунков, которые вывешиваются на доску).
-Вопрос: что объединяет все эти изображения? Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. Запись темы в тетрадь.
-Вопрос: что вы можете сказать о ВПК? Что вы знаете? Что о нем слышали? Чего мы еще не знаем?
- Какие цели и задачи вы ставите перед собой на сегодняшний урок географии? Дополните предложение: «Сегодня на уроке я хочу…»
- Поделитесь своими мыслями вслух.
- В ходе урока мы раскроем такие понятия, как «ВПК», «конверсия», познакомимся с составом, местом и значением данного комплекса в хозяйстве страны, его основными проблемами.
III. Изучение нового материала.
ВПК – это система производств, научно-производственных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений, разрабатывающих и производящих военную технику, боеприпасы и оружие. (Обучающиеся формулируют определение самостоятельно или с помощью учебника - стр.164).
Работа с рисунками у доски. Задание: попробуйте дать название основным отраслям ВПК и выполнить схему. (Заполнение схемы на доске с использованием учебника в случае затруднения стр.166).
20999451344930006794501348740002738755134493000408432013449300048088551344930003420110134493000141287513481050023793454064000

Самостоятельная работа в группах (познавательные компетенции: учащиеся привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи).
Парная или групповая работа: С помощью выданного плана собрать необходимую информацию об основных отраслях ВПК, подготовить связный ответ у доски.
План
География отрасли ВПК.
Факторы размещения.
Города (с нанесением на карту с помощью кнопок с изображением).
Значение.
Проблема.
На работу в группах даётся 10 минут. Учащиеся пользуются учебником, интернет ресурсами, дополнительной литературой.
Учащиеся представляют информацию классу (10 минут)
Просмотр видеосюжета «Парад Победы»
Просмотрев данный сюжет, вы увидели всю мощь России, и ее вооруженных сил.
Учитель. Каковы задачи Вооруженных Сил России в современных условиях.
В мирное время. Для защиты суверенитета и государственных интересов России в мире собственными силами, а также в рамках системы коллективной безопасности.
В военное время. Для стратегической обороны государства, отражения агрессии, снижения военно-экономического потенциала противника и прикрытия территории России в военных конфликтах любого уровня и масштаба.
-Я предлагаю посмотреть видеосюжет и постараться ответить на вопрос проблемного характера, какие причины вынуждают вооружаться Россию?
Просмотр видеосюжета «Решение о создании УДТК»
(уроки Великой Отечественной войны;
“холодная война” – идеологическое противостояние двух сверхдержав США и СССР (Россия); наступление НАТО на границы России (Прибалтийские страны, Украина, Грузия)).
- Ребята, работая в группах, вы опирались на план, который получили в начале нашего урока, переверните его и соберите пазл. Что получилось? (70 лет УДТК)
- Крупнейшим пунктом промышленной эвакуации в годы ВОВ являлся уральский регион, разместивший к осени 1942 г. на своей территории оборудование и рабочую силу более 830 предприятий, 212 из которых приняла Свердловская область.
На Уральских заводах выпускали военную продукцию затраты на содержание армии и ВПК лежали на всем населении страны, понижали его уровень жизни.
В советский период предприятия ВПК отличались секретностью, города с ВПК были охраняемые. На карте города не значились, названий не имели, о закрытом городе говорили цифры Челябинск-70, Арзамас-16, Томск-7 и др. В 90-е годы города вышли из положения закрытости, получив названия. Иногда эти города называют «городами-призраками».
-У нас сейчас не военное время. Возникает вопрос - если Россия будет выпускать только военную продукцию, то рынок рано или поздно будет насыщен продукцией, и продукция ВПК будет невостребованной. Возникает проблема: Что делать дальше, как быть заводам, которые выпускают военную технику: рынок насыщен, спроса нет?
-Огромные расходы на вооружение явились в свое время одной из причин, приведших экономику СССР к экономическому кризису.
Конверсия (запись в тетрадь)
Конверсия - перевод военного производства на выпуск гражданской продукции. При проведении конверсии необходимо сохранить квалифицированные кадры, использовать прогрессивные технологии предприятий ВПК.
IV. Подведение итогов урока. Закрепление полученных знаний.
Задание: нанести на контурную карту крупные ВП центры России.
(учащиеся работают на контурных картах, 2 человека у доски используя значки).
V. Домашнее задание.Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации:
1 уровень – повторить термины по теме, составить кроссворд по теме «ВПК России»;
2 уровень – сообщение о новых видах вооружения страны;
3 уровень (повышенный) - подготовить презентацию с использованием ИКТ.
VI.Самооценка, взаимооценка и оценка группы.
Каждый участник заполняет и сдаёт учителю лист самооценки участия в групповой работе. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале.
Лист самооценки
Ф. И._______________________________________
Я предлагал идеи по составлению текста 1 2 3 4 5
Я задавал уточняющие вопросы 1 2 3 4 5
Я внимательно выслушивал всех членов группы 1 2 3 4 5
Работа в группе (паре) 1 2 3 4 5
Сегодня я узнал, что …, Мне больше всего понравилось……… Приложение 1


План
1.География отрасли ВПК.
2.Факторы размещения.
3.Города (с нанесением на карту с помощью кнопок с изображением).
4.Значение.
5.Проблема.