Презентация. Исследовательский проект «Влияние почвы на рост и развитие растений» 4 класс


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №70 Исследовательский проект Тема: «Влияние почвы на рост и развитие растений» Работу выполнили: учащиеся 4Бкласса МБОУ СОШ №70, воспитанники МБОУ ДОД ЦДТ № 6 Трушкин Даниил, Афанасьев Дмитрий, Парфёнов Артур Научные руководители: Савкина Ю. В. - классный руководитель 4Б класса, Матрёнина Н.А.-педагог дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ №6, учитель биологии МБОУ СОШ №70 Ульяновск, 2013 Место расположения школы: г. Ульяновск, проспект Хо Ши Мина, 30 Спортивно – игровая площадка Проспект Хо Ши Мина История исследования: В ходе реализации проекта «Экологическое исследования воздушной среды спортивной – игровой площадки методом биоиндикаци» (сентябрь 2012- июнь 2013г.г.), нами сделан вывод об удовлетворительном, но критическом состоянии воздушной среды спортивной – игровой площадки пришкольной территории. Основная причина загрязнения - интенсивное движение автотранспорта по проспекту Хо Ши Мина. 10 августа 2012 года В.В.Путин подписал Указ №1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» в целях обеспечения права каждого человека на благоприятную окружающую среду. Меры, предложенные и принятые нами, по оздоровлению экологического состояния исследуемой территории и её благоустройству: Бережное отношение учащихся к имеющимся зеленым насаждениям пришкольной территории (в течение учебного 2012-13 учебного года был проведён целый ряд классных и школьных экологических мероприятий)Увеличить количество деревьев и кустарников, так как основной очиститель воздуха в городе – зелёные насаждения. Мы, учащиеся 4 Б класса, в ходе реализации акции «Посади дерево» высадили своё «именное дерево» – каштан конский Учащиеся совместно с родителями разбили клумбу. Классный час по теме «Живая ель» Высаживание каштана Уход за нашим каштаном в летний период Оформление клумбы на спортивно – игровой площадке На клумбу была высажена рассада бархатцев и циний Проблема: Цветковые растения, на разбитых нами весной 2013 года клумбах, плохо развивались и были недостаточно декоративными. Актуальность: Клумбы радуют красивым цветением в летний и осенний сезон, кроме того, зелёные растения в городе – основной очиститель окружающей среды. Они поглощают вредные вещества, насыщают воздух кислородом и фитонцидами. Гипотеза: Если знать характеристику почвы и требования выращиваемых растений к условиям окружающей среды, тогда цветы на клумбах будут лучше развиваться и радовать нас пышным ростом, красивым цветением. Цветочно-декоративного благоустройство спортивно – игровой площадки пришкольной территории улучшит её экологическое состояние. Цели: 1. Изучить экологическое состояние почвы и её состав. 2. Выявить влияние почвы на рост и развитие растений. Задачи: 1. Провести исследование экологического состояния почвы и её свойств.2. Подобрать сорта цветочно - декоративных культур, необходимых для благоустройства, и составить рекомендации уходу за ними. 3.Изучить основные правила создания цветников.4. Подготовить эскиз цветочных композиций. 5.Разбить клумбу на которой растения будут пышно цвести и радовать нас.Методика: 1.Анализ литературы2.Практикум – исследование почвыОжидаемые результаты:1.Оценка состояния почвы и её свойств. 2. Благоустройство и озеленение пришкольной территорииСроки исследования: сентябрь 2013 - июнь 2014 г.г. Наша работа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической мы изучали научную литературу, где находили материал по интересующим нас вопросам, который изучали, систематизировали и обобщали. В практической части проводили исследования по теме проекта Почва - рыхлый поверхностный слой суши, обладающий свойствами плодородия, т. е. способностью обеспечивать растения необходимыми питательными веществами, водой, воздухом и другими условиями их нормального существования и развития. Если знать характеристику почвы и требования выращиваемых растений к условиям окружающей среды, тогда цветы на клумбах будут радовать пышным ростом и красивым цветением Плодородие почвы зависит от: 1. Содержания в ней перегноя. В перегное накапливаются необходимые для питания растений вещества, которые содержатся в почве в виде минеральных солей.Перегной также придает почве благоприятную структуру, которая создаёт нормальный режим для обеспечения растений водой и воздухом.2. Механического состава: - плотности – степени связанности почвенной массы;- пластичности - способности к слипанию;структуры - наличие в почве глины, песчаника, мелких камней, остатков растений и животных. Для эффективного плодородия наибольшую ценность представляет зернистая и мелкокомковатая структуры, обеспечивающие хорошую водопроницаемость, водоудерживающую и водоподъемную способности почв. По механическому составу различают основные типы почв: Название почвы Механическаяструктурапочвы Пластичность почвы Плотностьпочвы Плотность сухой почвы Песчаная, илилёгкая Заметно ощущаются песчинки Не скатывается в шарик При резании ножом или лопатой почва рассыпается Почва рыхлая Супесчаная Ощущаются песчинки, немного мажется Плохо скатывается в шарик При резанииножом - повер-хность срезашероховатая Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков Суглинистая Мажется, песчинки едва прощупываются Скатывается в шарик и в «колбаску», которая повреждается Поверхность среза слегка шероховатая Почва состоит из довольно плотных комочков Глинистая Мажется, песчинок незаметно Хорошо скатывается в «колбаску», которая при сгибе не ломается Поверхность среза блестящая Комочки почвы очень плотные, трудно разминаются Чернозем Мажется, имеет зернистую структуру Скатывается в шарик и в «колбаску», которая повреждается Рыхлая – лопата втыкается без труда Почва состоит из небольших, но очень непрочных комочков Практикум – исследование: «Выявление экологического состояния почвы методом биоиндикации». Цель: Выявить экологическое состояние почвы. Метод исследования: метод биоиндикациии при помощи кресс салата. . Справка: Кресс-салат – однолетнее овощное растение, обладающее повышенной чувствительностью к загрязнению почвы тяжелыми металлами, а также к загрязнению воздуха газообразными выбросами. Кресс-салат отличается 100%-ной всхожестью и быстрым прорастанием семян. Проверка семян на всхожесть Результаты опыта по проверки семян кресс – салата на всхожесть: Количествосемян, взятых для проверки на всхожесть Количество проросших семян на 3-и сутки Количество проросших семян на 8-е сутки Количество проросших семян на 12-е сутки 30 18(60%) 27 (90%) 29 (97%) Вывод: Всхожесть семян соответствует норме. Проращивание семян кресс – салата в почве, взятой на различных пробных площадках: Результаты опытов по проращиванию семян кресс-салата в почве, взятой с трёх пробных площадок. 3.Въезд в школу 2.Спортивная игровая площадка Внутренний дворшколы Результаты опыта по проращиванию семян кресс – салата в почве, взятой на различных пробных площадках: Пробная площадка, с которой взята почва для проращивания. Количество семян, взятых для проращивания Количество проросших семян на 3-и сутки Количество проросших семян на 8-е сутки Количество проросших семян на 12-е сутки 1.Внутренний двор школы (1) 30 22 (73%) 26 (86%) 27(90%) 2.Спортивная игровая площадка 30 19 (63%) 21 (70%) 27 (90%) 3.У дороги перед въездом в школу 30 18 (60%) 20 (66%) 25 (83%) Результаты опытов по проращиванию семян в почве. Выводы по результатам опытов по проращиванию семян кресс-салата: Почвы пробных площадок № 2 и № 3 слабо загрязнены, в них, скорее всего повышенное содержание нефтепродуктов и солей тяжелых металлов: т. к. некоторые проростки в пробах под № 2 и 3 отличались слабым развитием корневой системы, замедленным ростом, снижением длины проростков и искривленностью их побегов, но число проросших семян кресс – салата в почвах всех пробных участков соответствует норме. Практикум – исследование механического состава почвы: плотности, пластичности, структуры. Цель работы: определить механический состав почвы. Для этого исследования мы применяли метод «конверта».При котором из точек исследуемого участка берут пять образцов проб почвы. Точки должны быть расположены так, чтобы мысленно соединенные прямыми линиями, давали рисунок запечатанного конверта. Из каждой точки отбирают не менее 0,5 кг почвы. Определение плотности почвы:Плотность – степень связанности почвенной массы. Плотность почвы определяют с помощью лопаты. По плотности почва может быть: - Рассыпчатая – лопата легко втыкается;- Рыхлая – лопата втыкается без труда;- Уплотненная – лопата входит с усилием;- Плотная – лопата входит с трудом;- Очень плотная – лопата не входит, «звенит». Вывод по результатам исследования: почва пришкольного участка – уплотненная, так как лопата входит с усилиями, поверхность среза слегка шероховатая Определение пластичности почвы: Для определения пластичности почвы - способности к слипанию, используем тест, выполняемый «методом шнура», или называемый пробой на скатывание. Вывод по результатам исследования: почва исследуемого участка пришкольной территории при увлажнении хорошо скатывается в «колбаску», которая при сгибе не ломается. При засыхании в кольце появляются крупные трещины. Для определения механической структуры почвы, т.е. наличием в ней глины, песчаника, мелких камней, биогенных и антропогенных включений, мы изучали сухой и влажный образцы почвы. В сухом образце почвы мы обнаружили довольно плотные комочки размером до 10 мм и пылевидные компоненты, грани и ребра комочков выражены четко. При определение на ощупь влажной почвы, мы обнаружили - почва мажется, и в ней ощущаются песчинки. При размешивании почвы в сосуде с водой - песок осел на дно сосуда, а вода стала мутной от глины. Определение механической структуры почвы: Вода с почвой мутная от глины Почва мажется В почве плотные комочки до 10 мм При выпаривании воды, взятой и профильтрованной из сосуда, в котором – почва с водой, на покровном стекле появились пятна – это соль, в которой содержатся химические элементы. Практикум – исследование по определению в почве перегноя. Цель работы: определить количество перегноя в почве. Ход работы: 35 г исследуемой сухой почвы прокалили в фарфоровой чашке до тех пор, пока не перестал выходить дым и не исчез запах. 2. Затем снова взвесили. Масса прокалённой почвы составляла 29 г. Вывод: Количество перегноя в почве – 6 г (17%). В почве содержится недостаточно перегноя. Выводы по результатам исследования механического состава почвы: структуры, плотности (сухой и влажной), пластичности и содержания в ней перегноя. Тип почвы – тяжёлая суглинистая Механическаяструктурапочвы Пластичность почвы Плотностьвлажнойпочвы Плотностьсухойпочвы Содержание перегноя Мелкокомковатая: частицы почвы довольно плотные, состоят из песка и глины; в состав почвы входят минеральные соли при увлажнении почва скатывается в шарик и в «колбаску», при сгибании в кольцо - не ломается. уплотненная, так как лопата входит с усилиями. Почва состоит из плотных комочков размером до 10 мм, грани и ребра, которых выражены четко и пылевидных компонентов. Количество перегноя в почве – 17%. В почве содержится недостаточноперегноя. Практикум – исследование по определению влияния состава почвы на рост и развитие растений. Цель работы: выявить влияние состава почвы на рост и развитие растений. Закладка опыта Вывод по результатам исследования: состав почвы оказывает влияние на рост и развитие растений Выводы по результатам исследования: В процессе работы над проектом мы: Оценили экологическое состояние почвы спортивной игровой площадки. Результаты исследования: Экологическое состояние почвы – критическое. 2. Изучили состав почвы спортивно – игровой площадки. По результатам исследования - тип почвы – тяжёлая суглинистая. Почва содержит мало перегноя. У растений, произрастающих на таких почвах, затрудняется прорастание семян, развитие корневых систем в глубину, происходит деформация корней и клубней, задерживаются цветение, рост. 4. Убедились, в том, что почва оказывает влияние на рост и развитие растений. 5. Нашли подтверждения выдвинутой нами гипотезы: - цветковые растения, на разбитых нами весной 2013 года клумбах, плохо развивались и были недостаточно декоративными в связи с состоянием почвы спортивно – игровой площадки, - неправильным подбором сортов растений и недостаточным уходом. 6. Разработали эскиз клумбы. Бархатцы, или, тагетес – растения нашей клумбы. Бархатцы очень декоративны. Цветут они с июня до поздней осени. Их отличает богатая цветовая гамма – от всевозможных оттенков жёлтого, оранжевого до красноватых и красно -коричневых. Соцветия, размеры которых от 5см до 15см.2. Они неприхотливы к почве. 3. Предпочитают хорошо освещённые места или полутень, затенение приводит к угнетению растений, мельчают листья, плохо развиваются соцветия. 4. Не боятся сильных ветров. 5. Засухоустойчивы, избыток влаги в почве может погубить растения, вызвать болезни или загнивание. Список литературы: 1. Ганжара Н.Ф. Почвоведение.-М.: Агроконсальт, 2001. – 392 с. 2. Кауричев И.С., Панов Н.П. и др. Почвоведение. – М.: Агропромиздат, 1999.- 719 с.3. Литвинова Л. С., Жиренко О. Е. Нравственно-экологическое воспитание школьников. Москва, 2005 год. 4. Постникова Т.Ф. «Экологический мониторинг почвы» Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» 5. Прохорова С.Ю., Фоминых Н.М. Организация экологических исследований в начальной школе. Методическое пособие. Ульяновск, УИПК ПРО, 2008г.6. Раковская Э.М.. География: Природа России. Москва, «Просвещение» 2002г. 7. Сидоров А.М. «Оценка экологического состояния почвы» «Экология», М., Дрофа, 2004г8. Сердобольский И.П. Агрохимические методы исследования почв. М., 2002.9. Школьный экологический мониторинг. Учебно-методическое пособие/под ред. Т. Я. Ашихминой -М.: АГАР,200010. Ресурсы интернет.