Методические рекомендации для учителей, работающих с детьми с ЗПР в общеобразовательных классах.


Известно, что дети с ЗПР обучаются на успехе.
В свою очередь, успешность их обучения зависит
во многом от своевременной и тактичной помощи учителя.
Методические рекомендации обучения детей с нарушением интеллекта (ЗПР)
На этой встрече, нам бы хотелось поговорить о проблеме обучения детей в общеобразовательном классе начальной школы, обладающими проблемами в обучении, но не имеющими соответствующего диагноза или имеющих диагноз ЗПР.
На сегодняшний день таких детей очень много в силу того, что родители не желают слушать и допускать то, что их ребенок может быть с нарушениями в развитии, а учитель обязан обучать этого ребенка, хоть ребенок и не берет программу общеобразовательной школы. И многие другие причины.
Сегодня мы хотим помочь учителям дать этим детям необходимые знания и умения, соответствующие их особенностям развития.
Руководствуясь общими принципами и правилами коррекционной работы учителю необходимо обеспечить:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующие активные методы и приёмы обучения:1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.2. Использование вставок на доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д.Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.3. Узелки на память(составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.5.Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия.
Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность учащихся с ОВЗ.
Специфика обучения детей с ЗПР математике.
 
 Обучение действий с числами детей данной категории строится на конкретном материале. Этим детям мы долгое время разрешаем при решении примеров пользоваться счетным материалом (лучше всего счетами), линейкой. Но одновременно постепенно, но настойчиво, учим с детьми таблицу сложения и вычитания (умножения) в пр. 10, 100. Для того, чтобы вычислительные навыки стали для учащихся более понятными используем различные опорные сигналы: дуги, лучи, рамки и др. Особенно полезны такие опоры при изучении действий с числами в пр. 100, когда отрабатываются приемы устных вычислений. Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления ребенку предлагается карточка с развернутым образцом способа вычисления:
86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43
Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным 86:2=(80+6):2=43
И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно.
 Эффективным приемом для нормализации учебной деятельности учащихся с ЗПР является алгоритмизация. С помощью этого приема достигается подчинение детей какому-либо предписанию. Это различные памятки-инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения и деления. Памятки учат детей правильно рассуждать и контролировать себя во время выполнения самостоятельных работ.     
Стойкие затруднения у учащихся с ЗПР вызывает решение составных арифметических задач. Здесь требуется умение выстраивать цепочку рассуждений, чтобы ответить на главный вопрос задачи. Учитель должен особое внимание уделить этапу пропедевтики. Продумывая методику изучения составной арифметической задачи, педагог вычленяет в ней наиболее трудное звено и проводит упражнения, которые подготавливают учащихся к восприятию. В это же время необходимо уточнить понимание терминов, необходимых для решения задачи (цена, количество, скорость, время, расстояние и др.). Нужно постараться ввести каждого ученика в задачу как действующее лицо. Пусть ребенок представит себе как он едет в поезде, собирает урожай и т.д.
Приучаем детей читать задачу дважды для лучшего понимания смысла.
Все слова задачи должны быть понятны ученикам. Особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости величин: поровну, в каждом, одновременно и др. Для пояснения ситуации следует использовать наглядные действия или чертеж.
При решении задачи оказываем помощь через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения. Ребенок записывает только решение задачи, что экономит его время и дает возможность вместе со всем классом в одно и то же время закончить запись решения задачи. В дальнейшем коррекционная помощь сворачивается. Ребенок сам составляет краткую запись, ориентируясь на выделенные  учителем для него ключевые слова в тексте задачи. При решении составной арифметической задачи возможна индивидуальная запись учителем для данного ребенка промежуточных вопросов, помогающих ему подобрать нужное действие и самому закончить решение задачи. Возможно составление алгоритма разбора задачи, по которому ученик сможет решить задачу.
Дифференцированные задания с учетом особенностей каждого ребенка помогут им преодолеть недостатки своего развития, восполнить пробелы в знаниях, заложат основу для дальнейшего изучения курса математики.
 
Обучение детей с ЗПР чтению.
 
При заучивании букв используем рисование, штриховку, конструирование букв из проволоки, элементов и др. Учить слиянию слогов лучше на слоговых таблицах с одинаковыми согласными (БА – ВА – ГА – ДА – ЖА – ЗА – КА – ЛА; БО - ВО – ГО – ДО – ЗО; БИ – ВИ – ГИ – ДИ – ЖИ – ЗИ – КИ и т.д.). Такие таблицы позволяют ребенку избежать трудностей при переключении внимания с одного типа слогов на другой.
Затем учим чтению двусложных, трехсложных слов с этими прямыми слогами. Подбираем предложения с такими словами У УЖА УЖАТА. Я БУЖУ МАМУ. Я ЕДУ. ЧАПА ДАЛА ЛАПУ.
Читаем односложные слова (РАК – МАК – ТАК – БАК; СОК – СОР – СОМ). Слова со стечением согласных: ТОЛ – СТОЛ, РАК – РАМКА, КРЫША – КРЫШКА. Предложения с этими словами: РАМКА СТОИТ НА СТОЛЕ.
Для того, чтобы научить детей устанавливать причинно-следственные связи нужно помнить, что учащиеся с ЗПР лучше воспринимают и понимают смысл текста, прочитанный им взрослым, чем при самостоятельном чтении. Поэтому на первых порах необходимо первично читать текст учителю. При составлении пересказа по плану дети с ЗПР лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений. Затем постепенно переводим их на план, составленный из повествовательных предложений.       
 
Обучение детей с ЗПР русскому языку.
 
Изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила:
слова – предмет – кто? что? – это существительное
слова – одинаковый корень – это родственные слова
Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила.
Существует особая методика изучения словарных слов с учащимися, имеющими трудности в развитии письменной речи. Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные  словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать. 
Именно по такой схеме учим с детьми словарные слова в классе и задаем задание на дом.
Особое внимание уделяем работе над ошибками, заполняя таблицу
 
Слово (предложение), в котором допущена ошибка Как я написал слово (предложение) Правильное написание слова (предложения) Примеры слов на данную орфограмму
       
 
Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).
При изучении правил используем памятки, алгоритмы, например, для написания безударной гласной, нахождения приставки, корня, суффикса и т.д.
Памятка для вычленения окончаний
1.     Читаю слово.
2.     Изменяю слово по числам или вопросам.
3.     Часть слова, которое изменяется и есть окончание.
4.     Обозначаю окончание.
 Предлагаю сейчас составить фрагмент урока по математике и по русскому. А потом разобрать ошибки.
Урок математики в 3 классе по теме «Имя существительное – часть речи». Этап изучения нового материала.
Вам предоставлен готовый фрагмент, попробуйте его скорректировать, так чтобы материал был полезен и доступен ребенку с ЗПР.
-Это новая для вас тема или вы уже о ней, что-то знаете?
-Какие еще части речи вы знаете?
-Как вы считаете, каких частей речи в русском языке больше?
-Посмотрите на текст и попробуйте его прочитать.
Многое можно сделать: собрать, свить, сплести. Но самые искусные  не могут шить без, не могут рубить без. Очень давно придумал для своих, которым.
-Всё ли вам понятно? Чего не хватает?
-Можно ли без них понять текст?
-Попробуем прочитать текст с именами существительными. (на слайде появляется текст с существительными)
-Какой вывод можем сделать об именах существительных?
-Вспомним, что мы знаем об имени существительном? (опорная карточка)
Посмотрите вокруг себя и назовите предметы.
-Докажите, что названные слова являются существительными? Назовите их с вопросами.
-Запишите четыре (два) слова  с вопросами ( вопросы на опорной карточке) на выбор, себе в тетрадь.
Задание по вариантам: Распознавание имён существительных, отвечающих на вопросы кто? что? (на слайде существительные)
1в:Выписывают слова, отвечающие на вопрос кто? (выписать определенное количество слов)
2в: Выписывают слова, отвечающие на вопрос что?
-допишите по одному слову сами.
-Какие бывают имена существительные? (опорная карточка)
-А теперь я вам прочитаю стихотворение «Привет».
Прислала мне тетя печенья,
Конфет, Варежки, Шарф
И горячий привет.
Вот варежки, Шарф и конфеты
С печеньем… Где же привет?
Я смотрю с нетерпением, И с чем он?
С грибами? С капустой? С вареньем?
Наверное, мама Привет этот прячет,
Чтобы остыл,- Видно очень горячий.
-Какое существительное вызвало затруднение и почему?
-Можно ли увидеть привет и потрогать?
- Есть предметы с конкретным значением, а есть предметы с неконкретным значением, т.е отвлеченные.
- С каким значением и понятием существительного познакомились? (добавить новое в опорную карточку)
-Образуйте имена существительные от прилагательных? (слова на слайде). (на карточке дан образец образования, нужно сделать определенное количество слов).
Задача этапа: ввести новое понятие и способ действия.
-Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать?
-Какой можем сделать вывод о предметах?
Урок математики в 3 классе «Сложение и вычитание трехзначных чисел столбиком», этап изучения нового материала и закрепление.
Как звучит первый шаг в алгоритме сложения двузначных чисел? ( Пишу единицы под единицами, десятки под десятками). (перед глазами опорная карточка)
-Нужно ли дополнить этот шаг для трёхзначных чисел? (Да)
- Как? ( Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями). (дописать этот шаг на опорной карточке)
- Что вы будете делать дальше?( Складывать единицы) А затем? ( Десятки)
_ А следующий шаг вы сформулируете самостоятельно.
-Давайте составим план вашей дальней шей работы:
1. Записать выражение 531+ 419 в столбик и вычислить.
2.Сформулировать недостающий шаг.
3.Составить алгоритм для сложения трехзначных чисел. ( Учитель фиксирует план на доске.)
Дети записывает столбик. Решают его.
Итак, какой же шаг добавляется третьим. ( Складываю сотни, результат пишу под сотнями) (дописать на опорной карточке)
-Ребята. скажите, а для вычитания трёхзначных чисел подойдёт составленный вами опорный сигнал? Как его можно изменить, чтобы он подошёл и для вычитания? ( Добавить в сигнал минус)
-А теперь сформулируйте общий алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.
Алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.
1.Пишу единицы…
2.Складываю (вычитаю) единицы…
Результат пишу под единицами.
3.Складываю ( вычитаю) десятки…
Результат пишу под десятками.
4.Складываю ( вычитаю) сотни…
Результат пишу под сотнями.
5.Читаю ответ… ()
(Алгоритм появляется на слайде) (у ребенка на опоре. Должен сам добавить слово Вычитаю)
Повторение и закрепление изученного материала.
Решение задачи.
-Можете ли вы использовать умения, приобретенные на уроке при решении задач? Я предлагаю вам решить задачу.
В палатку привезли яблоки и апельсины. Яблок было 395 кг, а апельсинов на 145 кг меньше. Сколько фруктов привезли в палатку?
Вопросы:
– Разбейте условие на смысловые части.( повторяет смысловые части за ребенком.)– Повторите вопрос.– Можно ли сразу ответить на вопрос задачи?– В задаче одно действие? Два? Три? Почему?
Докажите. Начертите схему задачи; (краткая запись написана на карточке учитель и ребенок разбирают подробно краткую запись. Отвечает на вопрос «О чем говориться в задаче? Что значит на меньше? Какой главный вопрос? Сколько вопросов? Сколько действий? Что будем находить первым действием, вторым? Как запишем ответ?»
– Решение запишите столбиком. Ответ.
Рассмотрим еще некоторые правила работы с данной категорией детей.
Учить школьников использовать опоры при ответах, в самостоятельных работах: план связного рассказа, вопросы, карточки схемы, рисунки, опорные слова и т.д.
Специально готовить к контрольным и проверочным работам: давать подобные упражнения на уроке, включать фактический и речевой материал контрольных заданий и другие предварительные работы, давать похожие задания на дом. По итогам контрольных нужно вести учет индивидуальной динамики развития, учитывая количество ошибок ,их характер, спланировать индивидуальную работу над ошибками.
предлагать индивидуальные домашние задания: то же упражнение как у всех, но меньшее по объему, облегченное или полностью индивидуальное задание. Выработать умение работать по алгоритму или предварительно познакомиться с темой следующего урока.
включать в парную работу с более сильным учеником и групповую, проектную деятельность, где он выполнит посильную часть.
Разработать систему оценивания (словесную) с учетом динамики развития, вести записи в тетради: что получилось, что не получилось.