План (конспект) по истории на тему Первобытнообщинный строй на территории России

Урок истории для 10 класса «Первобытнообщинный строй на территории России»
Предмет: история.
Автор: учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №2» г. Коркино Азнабаев С.Р.
Класс: 10.
Название учебного занятия: Первобытнообщинный строй на территории России.
Цель учебного занятия: формирование представления о ранней истории человечества на территории современной России.
Задачи урока:
образовательные:
познакомить учащихся с устройством первобытного общества, основными занятиями и этапами заселения человеком территории современной России.
формировать комплекс умений учащихся, необходимых для доказательства или опровержения спорных утверждений, характеризующих события исторического содержания.
развивающие:
способствовать развитию у учащихся познавательных умений.
формировать умения составлять рассказ, делать выводы, использовать исторические документы как источник знаний.
воспитательные:
способствовать развитию у учащихся личностных, коммуникативных умений.
Планируемые результаты:
Личностные: проявление устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.
Метапредметные: развитие речи, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия, развитие у учащихся самостоятельности, развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные: развитие умений работать с учебником, историческим документом, овладение понятиями.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Вид учебного занятия (форма организации деятельности учащихся): коллективная, индивидуальная.
Оборудование учебного занятия: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал.
Литература, цифровые образовательные ресурсы:
1. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. Ч.1: учебник для 10 кл. общеобразоват. учреждений / А. Н. Сахаров. – 9-е изд.– М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011 – 336 с.
2. Кочетов Н.С. История России с древнейших времён до конца XVII века. 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Н. Сахарова. – Волгоград: Учитель, 2008.
3. Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. История России. Программа курса. 10 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
4. http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов















Этапы учебного занятия:
Название этапа
Ведущая деятельность


учителя
учащихся

1. Организационный этап
Здравствуйте ребята, садитесь! Меня зовут Азнабаев Салават Рафкатович, я учитель истории и обществознания. Сегодня мы с вами проведем урок истории.
Приветствуют учителя, готовятся к работе на уроке.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Предлагаю начать наш урок с просмотра небольшого видеоролика, посвященного древнему поселению Аркаим.
Теперь ответим на вопросы.
О чём этот ролик? К какому историческому периоду относятся представленные в ролике археологические находки? На территории какой страны возникло это древнее поселение?
Молодцы, спасибо! Ваши ответы очень интересные!
Для изучения данной темы мы должны выйти на те основные понятия, которые рассматриваются при изучении любого строя, в том числе и первобытного.
Теперь найдите в ваших рабочих листах таблицу №1, посвященную общей характеристике первобытного общества и понятию «Неолитическая революция». Нам необходимо выполнить задание – заполнить названия колонок таблицы. На выполнение задания 1-2 минуты.
Теперь давайте ответим, что у нас получилось, на слайде будет представлена заполненная таблица.
Молодцы, спасибо!
Как соотносится просмотренный вами видеоролик и заполненная таблица? Предположите, как можно сформулировать тему урока, опираясь на ранее представленный материал?
Молодцы, спасибо!
Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Первобытнообщинный строй на территории России», запишите ее в свои рабочие листы.
Обратите внимание на таблицу №2 в ваших рабочих листах. Нам необходимо заполнить вторую колонку в этой таблице, чтобы на основании темы урока и таблицы №2 сформулировать задачи, их будет четыре.
Молодцы, спасибо!
Смотрят видеоролик, посвященный Аркаиму. Отвечают на вопросы (ролик посвящен Аркаиму, археологическим исследованиям и находкам, которые относятся к древней истории человечества, к первобытности, поселение возникло на территории России).
Заполняют названия колонок таблицы №1. Соотносят материал видеоролика и заполненной таблицы. Формулируют тему урока.
Заполнять вторую колонку таблицы №2.
Формулируют задачи урока:
1) Узнать особенности экономики первобытнообщинного строя на территории России;
2) Сформировать представление о духовной жизни первобытного общества на территории России;
3) Определить особенности социально-политического устройства первобытного общества на территории России;
4) Указать места расселения первобытных людей на территории России.
Взаимодействуют
с учителем.

3. Этап усвоения новых знаний
Для того, чтобы решить поставленные задачи, мы выполним работу в группах. Первая группа на основании таблицы №1 и текста «Особенности первобытнообщинного строя на территории России»
подготовит развернутый ответ на вопрос о социально-политическом устройстве первобытного общества на территории России и сравнит это устройство с общей характеристикой первобытного общества.
Вторая группа будет работать с тремя определениями «Первобытное общество», представленными в раздаточном текстовом материале и на слайде. Необходимо выбрать наиболее полно отражающее тему урока определение и выделить в выбранном определении признаки социально-политического устройства первобытного общества, используя также таблицы №1 и №2.
Третья группа, используя дополнительную информационную справку в раздаточном материале, отметит на археологической карте России названия стоянок и поселений первобытных людей.
Четвертая группа, изучив дополнительный текстовый материал, укажет на археологической карте Южного Урала места важнейших археологических памятников и поселений и подготовит рассказ об одном из них.
На выполнение заданий 5-7 минут.
Начнем проверку выполненной работы. Первая группа нам представит особенности социально-политического устройства первобытного общества на территории России и укажет на сходства и отличия этих особенностей от общей характеристики первобытного общества.
Вторая группа объяснит, какое из определений «первобытного общества» и почему наиболее полно соответствует теме нашего урока, а также укажет признаки социально-политического устройства первобытного общества на территории России.
Третья группа укажет на карте, представленной на слайде места и названия важнейших первобытных поселений, памятников на территории России.
Четвертая группа, используя карту Южного Урала на слайде, назовет и укажет важнейшие археологические памятники и поселения.
Молодцы, спасибо! Ваши ответы очень интересные!
Взгляните на таблицу №2, мы с вами выяснили содержание вопросов №1, №3, №4. Нераскрытым остался вопрос №2. Обратите внимание на слайд. Речь пойдет о духовной жизни первобытного общества на территории России.
Наряду с социально-политическим и экономическим устройством, а также условиями расселения первобытных людей, важной составляющей первобытнообщинного строя является характеристика духовной жизни этой эпохи. Не секрет, что именно в первобытную эпоху зародились искусство и религиозные верования. Не только в Европе и Африке сохранились произведения первобытных художников, они также были обнаружены на территории Южного Урала на стенах Каповой и Игнатьевской пещер. Этим памятникам наскальной живописи насчитывается несколько десятков тысяч лет, что говорит о достаточно высоком уровне техники исполнения. Помимо наскальной живописи, благодаря археологическим исследованиям, мы узнали о том, что уже в первобытное время зародились первые религиозные верования – тотемизм, анимизм, шаманизм, основанные на вере в сверхъестественные силы, в духов, населяющих мир. На этот факт указывают находки тотемов, ритуальных мест поклонения и различных захоронений людей вместе с предметами быта и оружием. В поселениях на Южном Урале, в том числе в Аркаиме, жители уделяли большое внимание различным религиозным обрядам. В целом, духовная жизнь первобытных людей на территории России, была очень богатой и во многом подготовила переход людей на следующую историческую ступень – формирование первых цивилизаций.
Работают в группах. Первая группа готовит развернутый ответ на вопрос о социально-политическом устройстве первобытного общества на территории России и сравнивает это устройство с общей характеристикой первобытного общества.
Вторая группа работает с тремя вариантами определения «Первобытное общество», выбирает одно, наиболее соответствующее теме урока и аргументирует свой ответ.
Третья группа отмечает на археологической карте России названия стоянок и поселений первобытных людей.
Четвертая группа, работая с археологической картой Южного Урала, указывает на ней места важнейших археологических памятников и поселений.
По окончании работы каждая из групп представляет ответы на поставленные вопросы.
Слушают рассказ учителя о духовной жизни первобытного общества на территории России.

4. Этап закрепления нового материала
Наш урок подходит к концу и нам важно выяснить, выполнили ли мы поставленные задачи. С этой целью мы заполняем третью колонку таблицы №2 и смотрим, поменялись ли знаки «-» на «+».
Для закрепления изученного материала предлагаю решить тест из пяти вопросов. На выполнение теста 2 минуты. После окончания работы мы выполняем самопроверку, правильные ответы и критерии оценивания будут представлены на слайде.
Заполняют третью колонку таблицы №2. Выполняют тестовые задания по изученной теме. Осуществляют самопроверку. Рефлексия.

5. Подведение итогов урока
В ходе урока мы с вами выяснили, что первобытнообщинный строй на территории России имел свои особенности и эта эпоха оставила значительное количество материальных памятников жизни наших предков. Таким образом, мы можем сделать вывод, что история России насчитывает не несколько веков, а несколько десятков и даже сотен тысяч лет, начавшись с заселения ее территории первобытными людьми.
Урок окончен! Благодарю за внимание!











13PAGE \* MERGEFORMAT14715




15