Методическая материал по русскому языку на тему Проверка знаний и новая техника (5 класс)


Из опыта работы «А я делаю так….»
Учителя русского языка и литературы.
Тема «Проверка знаний и новая техника»
МБОУ «Зоркинская СОШДС»
Сеит-Джемилевой Зилейхи Сеитджелиловны
Проверка знаний и новая техника.
Уплотнённый опрос у доски (по карточкам) обычно имеет целю повторение пройденного (даются слова и предложения для синтаксического, морфологического и других видов разбора, орфографические и пунктуационные задания). При этом очень важно следить за тем, чтобы этот разбор был тесно связан с материалом предстоящего урока и служил средством актуализации тех знаний, на которые будет опираться новая тема.
Так, например, прежде чем приступить к объяснению темы «Правописание приставок на з (с)», мы повторяем в классе звонкие и глухие согласные, правописание неизменяемых приставок; повторяются и другие вопросы грамматики и правописания. Для синтаксического и орфографического разбора, например, предлагается предложение На поляне стоял дуб в два обхвата. Отвечающий должен также сосчитать, столько раз в этом предложении встречается звук [п].
Другой ученик получает задание записать в две строки буквы, обозначающие звонкие и глухие согласные.
После объяснения нового материала я обязательно спрашиваю, как можно использовать эти две строки в таблице по правописанию з (с). Ребята догадываются быстро, и у нас получается следующая запись:
Приставки на з — перед б, в, г, д, ж, з, л, м, н, рПриставки на с — перед п, ф, к,т, ш, с, х, ц, ч, щ.
Цельностью и целенаправленность урока создают также и другими средствами: обращением к учебнику («Найдите правило и проверьте, правильно ли мы с вами его сформулировали и правильно ли выделили условия написания»), сопоставлением своих записей с имеющимися таблицами, опорными словами и т.д.