Методические указания по выполнению практических работ по ПМ.01 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА МДК 01.01. Слесарное дело и технические измерения

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВЕТСКИЙ СОЦИАЛЬНО-АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ ИМЕНИ В.М.КЛЫКОВА»








Методические указания
по выполнению практических работ по
ПМ.01 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА
МДК 01.01. Слесарное дело и технические измерения









Профессия: 23.01.03 Автомеханик














2017 год

























Разработчик: Лукина Ирина Викторовна, преподаватель ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М.Клыкова»



















Оглавление.

1.Введение. 4
Содержание практических и лабораторных работ. 5
Список литературы.





1.ВВЕДЕНИЕ.

Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК.01.01 Слесарное дело и технические измерения предназначены для студентов профессии 23.01.03. «Автомеханик».
Изучение МДК.01.01 Слесарное дело и технические измерения является обязательной частью для освоения программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 23.01.03 Автомеханик.
В результате освоения МДК студент должен:
уметь: выполнять общие слесарные работы; пользоваться технической документацией;
знать: технологию выполнения слесарных операций; виды инструментов и приспособлений; назначение и правила применения контрольно-измерительного инструмента; допуски и посадки, классы точности и чистоты.
Данные методические рекомендации помогут студентам приобрести практические навыки экспериментальной работы и обработки экспериментальных данных.
В методических рекомендациях определены цели и задачи выполнения практических работ, описание каждой работы включает в себя необходимые для выполнения работы теоретические сведения, экспериментальную часть, указания по обработке результатов и их представлению в отчете.
Результатом освоения программы является овладение обучающимися профессиональными (ПК) и общими компетенциями (ОК):
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
В качестве форм проведения практической работы берутся индивидуальные, групповые формы и другие.
Рекомендуемое количество часов лабораторных и практических занятий - 18 часов.








2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Практическая работа №1
Тема: Измерение размеров деталей штангенциркулем и микрометром (2ч)

Цель работы: Научиться правильно выполнять измерения штангенциркулем и микрометром, освоить приемы применения штангенциркуля и микрометра для определения размеров деталей .
Формируемые ОК и ПК:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
Оборудование: презентация занятия, мультимедийный проектор, компьютер, учебная литература, штангенциркули ШЦ-1 и ШЦ-2 , микрометр, план работы.
Порядок проведения:
1 .Сообщение педагога о предстоящей работе. 2.Ознакомление с заданиями.
3.Выполнение практической работы по плану:
3.1. Прочитайте краткие теоретические сведения. 3. 2. Выполнить эскиз штангенциркуля, используя рис. Указать цифрами основные элементы его конструкции.

Номер позиции
Наименовании детали





1.Подвижные губки
2.Неподвижные губки
3.Глубиномер
4.Штанга
5.Рамка
6.Шкала нониус
7.Зажимной винт


3.3. С помощью измерительных инструментов измерить образец детали прямоугольной формы (выполнить эскиз этой детали) и заполнить таблицу,
где
Н 1 – длина детали
Н 2- ширина детали
Н 3 – высота детали

№ деталей
Н 1
Н 2
Н 3

Деталь № 1




Деталь № 2






3.4. . С помощью измерительных инструментов измерить образец детали цилиндрической формы (выполнить эскиз этой детали) и заполнить таблицу,
где
А 1- внутренний диаметр детали
А 2-наружный диаметр детали
А 3- высота детали

№ детали
А 1
А 2
А 3

Деталь № 3




Деталь № 4





3.5. Письменно ответить на вопросы:
1. Какие типы штангенинструментов называют штангенциркулями?
2. Какие существуют виды штангенциркулей?
3. Какие размерные параметры деталей характеризуют вид
штангенциркуля?
4. Из каких элементов состоит штангенциркуль ШЦ - 1?
5. С какой целью используется нониус?
6. С какой точностью можно контролировать размеры с помощью штангенциркуля?
7. Каким образом вычисляется результат измерения штангенциркулем?

4.Обсуждение и анализ работы студентов.


Практическая работа №2
Тема: Разметка и её выполнение (2ч)

Цель работы: изучить виды разметки, инструменты для разметки, технологию выполнения разметки, типичные ошибки, возникающие при выполнении разметки.
Формируемые ОК и ПК:
ОК 1.Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
Оборудование: презентация занятия, мультимедийный проектор, компьютер, учебная литература, чертежные принадлежности, план работы.
Порядок проведения:
1 .Сообщение педагога о предстоящей работе. 2.Ознакомление с заданиями.
3.Выполнение практической работы по плану:
3.1. Прочитайте краткие теоретические сведения. 3.2.Согласно заданию выполнить чертежи построений.
3.3.Заполнить таблицу: Типичные ошибки при выполнении разметки
Характер ошибок
Основные причины














3.4. Выполнить задание:
1.С помощью циркуля и линейки нанести на бумаге линии, расположенные под углом 75 ° друг к другу.
2.Предложить способы нанесения с помощью линейки и циркуля параллельных линий, отличные от изученных на уроке.
3.Дана окружность, центр ее не известен. Определить центр окружности с помощью циркуля и линейки.

4.Анализ работы студентов.


Практическая работа № 3
Тема: Рубка металла (2ч)

Цель работы: изучить инструменты, применяемые для рубки металла, технологию выполнения рубки.
Формируемые ОК и ПК:
ПК 1.1Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ОК 1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Оборудование: презентация занятия, мультимедийный проектор, компьютер, учебная литература, инструменты, применяемые для рубки металла, план работы.
Порядок проведения:
1 .Сообщение педагога о предстоящей работе. 2.Ознакомление с заданиями.
3.Выполнение практической работы по плану:
3.1. Прочитайте краткие теоретические сведения. 3.2.Пользуясь теоретическими положениями, заполните таблицу:

Инструмент для рубки
Эскиз
применение

канавочник



зубило



крейцмейсель



3.3. Установите вид удара при рубке и заполните таблицу:


Рисунок
Название
Назначение

а



б



в




3.4.Укажите угол заточки инструмента при рубке металла:

Обрабатываемый материал
Угол заточки

твердый металл (чугун, твердая сталь)


средней твердости металл (сталь)


мягкий металл (медь, латунь, алюминий)



3.5.Заполнить таблицу: Типичные ошибки при рубке металла:

Характер ошибок
Основные причины














Ответить на вопросы:
1. Инструмент, применяемый при рубке металла.
2. Способы рубки металла.
3. Из каких частей состоит слесарное зубило?
4. Из какого материала изготавливается зубило?
5. Инструмент, применяемый при рубке металла.
6. Каким требованиям Т.Б. должен удовлетворять слесарный инструмент?
7. Способы резки металлов.
8. Как производиться резка тонкого металла?
9. Для каких целей применяется ручная ножовка по металлу?

4.Анализ работы студентов.

Практическая работа № 4
Тема: Резка металла (2ч)

Цель работы: изучить инструменты, применяемые для резки металла, технологические приемы резки металла
Формируемые ОК и ПК:
ПК 1.1Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ОК 1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4.Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 6.Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
Оборудование: презентация занятия, мультимедийный проектор, компьютер, учебная литература, инструменты, применяемые при резке металла, план работы.
Порядок проведения:
1 .Сообщение педагога о предстоящей работе.
2.Ознакомление с заданиями.
3.Выполнение практической работы по плану:
3.1. Прочитайте краткие теоретические сведения. 3.2.Заполнить таблицу: Ос