Урок биологии в 10 классе по теме: Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ястребовская средняя общеобразовательная школа»
Урок биологии в 10 классе
«Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание».
Учитель биологии
Негуляев П. И.
с. Ястребовка 2015 г
Тип урока: Комбинированный.
Цель урока: восприятие, осознание нового материала, закрепление
Задачи:
возобновить в памяти учащихся знания о важнейших свойствах всего живого – наследственности и изменчивости;
охарактеризовать работы Г.Менделя; показать практическое значение генетики
опираясь на знания учащихся сформировать знания о моногибридном скрещивании, законе единообразия гибридов первого поколения и законе расщепления признаков;
Методы:
Словесные: беседа, рассказ;
Наглядные: демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО;
Практические: решение задач.
Средства обучения:
Основные:А) Знаковые (рисунки, схемы – конспекты);Б) Вербальные (тесты, инструкции, слово, учебник).Вспомогательные: ТСО.
План урока
Моногибридное скрещивание.
1 закон Менделя
2 закон Менделя
Закон чистоты гамет
Цитологические основы моногибридного скрещивания.
Отработка практических навыков решения задач.
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин.)
II. Постановка темы, учебной цели и мотивация.
Наш урок я хотел бы начать с высказываний великих людей. В конце урока я хотел бы, чтобы каждый из вас выбрал себе одно из них в качестве своего девиза по сегодняшнему уроку.
Великие люди говорили (работа по цепочке – читают высказывания):
СЛАЙД 2 Высказывания великих людей:1. Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. Конфуций2. Как приятно знать, что ты что-то узнал. Мольер3. Любознательность создает ученых и поэтов. А. Франс4. Я знаю, что я ничего не знаю. Сократ5. Познание начинается с удивления. Аристотель
Тема нашего урока:  Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.
СЛАЙД 3 План урока
1.Моногибридное скрещивание.
2.1 закон Менделя
3.2 закон Менделя
4.Закон чистоты гамет
5.Цитологические основы моногибридного скрещивания.
6.Отработка практических навыков решения задач.
– Скажите мне, пожалуйста, а какие задачи мы поставим себе на урок, исходя из плана, приведенного на доске (ДЕТИ сами формулируют задачи)
– Правильно, мы продолжим знакомство с закономерностями наследования; сформируем у себя знания о моногибридном скрещивании.
– Ребята, а скажите для чего нам это нужно? (мотивация)
(Чтобы развивать у себя биологическую грамотность, расширять кругозор)
III. Актуализация знаний
Фронтальный опрос
СЛАЙД 4 Генетика?
Наследственность?
Изменчивость?
Генотип?
Фенотип?
Ген?
Чистая линия?
Индивидуальный опрос
Рассказать об истории развития генетики?
В чём суть гибридологического метода?
IV Изучение нового материала
Моногибридное скрещивание
Слайд 5
1 Закон Менделя
Слайд 6
2 закон Менделя
Слайд 7
Слайд 8
4.Генетическая символика
Слайд 9
5. Цитологические основы моногибридного скрещивания
Слайды 10-11
V. Закрепление изученного материала
1. Усвоение терминов
Слайд 12
2.Задача. Определите генотип потомства от скрещивания:
Дано:АА х аа                      Дано:Аа Х Аа                     
F1 - ?F1 - ?Дано:ВВ х ввДано:Вв х ВвF1 -?
F1 - ?Дано:СС х сс Дано:Сс х СсF1 - ?F1 - ?Дано:DD x dd Дано:Dd x DdF1 - ?F1 - ?Дано:FF x ff Дано:Ff x FfF1 - ?F1 - ?Дано:GG x gg Дано:Gg x GgF1 - ?F1 - ?Дано:RR x rr Дано:Rr x RrF1 - ?F1 - ?Дано:ZZ x zz Дано:Zz x ZzF1 - ?F1 - ?Дано:VV x vv Дано:Vv x Vv3.Отработка практических навыков решения задач
Слайды 13,14
VI. Д.З. п. 39 вопр. стр. 146
VII. Рефлексия
Слайд 15.