Урок окружающего мира в 1 классе по теме Природа и ее изменчивость


Урок окружающего мира в 1 классе по теме «Природа и ее сезонные изменения»
Педагогическая цель Развивать умения наблюдать за окружающим миром; обсудить понятие «изменчивость природы»
Тип, вид урока Решение частных задач. Комбинированный.
Планируемые результаты (предметные) Учащиеся научатся: выделять и описывать характерные признаки времен года; получат возможность научиться: использовать на практике основные правила познания окружающего мира.
Универсальные учебные действия (метапредметные) Личностные. У учащихся будут сформированы: положительное отношение к школе, учебной и познавательной деятельности, интерес к учебному материалу; учащиеся получат возможность для формирования: представления о ценности и уникальности природного мира.
Регулятивные. Учащиеся научатся: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения.
Познавательные: учащиеся научатся: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; получат возможность научиться: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.
Коммуникативные. Учащиеся научатся: использовать в общении правила вежливости; получат возможность научиться формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, принимать иное мнение и позицию.
Формы и методы обучения Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Методы: словесный, наглядный, практический.
Основное содержание темы, понятия и термины Природа, ее объекты. Наблюдение за окружающим миром. Сезонные изменения в живой и неживой природе. Понятие: изменчивость природы.
Технологическая карта урока
Этап урока, цель Методический прием Деятельность учителя Деятельность учащихся
Осуществляемые действия Формируемые умения
Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку. Фронтальная беседа -Проверим готовность к уроку. Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. Самоконтроль готовности рабочего места.
2.Подготовка к основному этапу урока. Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний учащихся. Наблюдение -Сегодняшний урок мы начнем с просмотра видео (Слайд 1).
Будьте внимательны, это поможет вам определить тему сегодняшнего урока.
-О чем данное видео?
-Тема сегодняшнего урока: «Природа и ее изменчивость» (Слайд 2). Смотрят видео, отвечают на вопросы. Анализируют, определяют тему урока
Усвоение новых знаний и способов действий. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения .Работа по материалам учебника. Рассмотрите рисунки на развороте учебника.
-Что общего между рисунками? (на всех рисунках изображена 1 и та же местность).
-Чем различаются рисунки?
-Что повлияло на различие данных рисунков? (время года, погода, время суток).
- В природе постоянно происходят изменения: то дует ветер, то идет дождь, то выпадает снег, то появляется на небе радуга. Весной листья на деревьях вырастают, а осенью опадают. Все эти изменения в природе называются природными явлениями. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (или сезонов), поэтому они и называются сезонными. Работают с учебником, отвечают на вопросы. Сравнивают рисунки и изображения на них; аргументируют свое мнение; устанавливают причинно-следственные связи; делают вывод.
Прослушивание стихотворений Сколько вы знаете времен года?
-Сейчас вы разделитесь на 4 группы, в соответствии с количеством времен года. Но сначала я предлагаю вам послушать стихотворения, в каждом из которых говорится об определенном времени года.
-У вас на партах лежит по 1 фишке определенного цвета: красного, желтого, белого и зеленого. Если в стихотворении речь будет идти о весне, ко мне подойдут дети с карточкой зеленого цвета, если о лете – красного цвета. Если стихотворение посвящено осени, подходят ученики с карточкой желтого цвета, если о зиме- белого цвета.
-Послушайте стихотворения.
Борис ЗаходерНа полянке, у тропинкиПробиваются травинки.С бугорка ручей бежит.А под ёлкой снег лежит.
Зинаида Александрова
Снежок порхает, кружится,На улице бело.И превратились лужицыВ прозрачное стекло.
Где летом пели зяблики,Сегодня – посмотри! –Как розовые яблоки,На ветках снегири.
Снежок изрезан лыжами,Как мел, скрипуч и сух.И ловит кошка рыжаяВеселых белых мух.
Иван Суриков
Ярко солнце светит,В воздухе тепло,И, куда ни глянешь,Всё кругом светло.По лугу пестреютЯркие цветы,Золотом облитыТёмные листы.Дремлет лес: ни звука, —Лист не шелестит,Только жаворонокВ воздухе звенит.
Георгий ЛадонщиковСерый день короче ночи.Холодна в реке вода.Частый дождик землю мочит.Свищет ветер в проводах.Опадают листья в лужи.Хлеб убрали в закрома.До прихода зимней стужиУтепляются дома. Слушают стихотворения Анализируют, выделяют признаки времен года
Соотношения понятий - Итак, вы все разделились на 4 группы, названиями которых будут времена года.
-Следующую учебную задачу вам предстоит выполнить в новых группах.
-В каждом времени года, или сезона, нас встречают 3 месяца. Сейчас каждая группа должна будет соотнести название месяцев с временем года. Напоминаю еще раз, что в каждом времени года 3 месяца.
-Давайте проверим, что у вас получилось. Группа под названием «Осень» проверит, как справилась с заданием группа «Весна»; «Весна» проверяет выполнение задания «Зимой»; «Зима» проверяет «Лето», а «Лето» проверяет «Осень».- Расскажите, как справились с заданием. Взаимодействие в группах для решения общей задачи Осуществляют контроль и самооценку деятельности
Работа с иллюстрациями, наблюдение -На парте каждой группы лежит иллюстрация своего времени года. Каждая группа должна выявить и затем назвать признаки своего времени года. Постарайтесь выявить не менее 5 сезонных признака.
-Послушаем каждую из групп: «Зима», «Осень», «Весна», «Лето». Какие же приметы своего времени года вы определили? Назовите приметы живой и неживой природы.
-У кого есть дополнения? Учебное сотрудничество, направленное на выявление признаков времен года Представление результатов совместной работы
Закрепление изученного материала. Викторина «Узнай время года по описанию» -Предлагаю закрепить все то, что сегодня узнали.
- Сейчас я буду зачитывать вам описание какого-либо времени года. Ваша задача определить, о каком времени года идет речь и подойти к группе с этим названием.
-Солнце поднимается в небе не так высоко, дни становятся короче. Листья на деревьях меняют свою окраску. Нависают густые туманы. Дожди затяжные, моросящие. Птицы ведут себя беспокойно, они часто собираются в стаи (Слайд 3).
-Солнце поднимается невысоко. Дни короче, чем ночи. Реки, озера, пруды скованы льдом. Замерзла почва. Погода стоит морозная. Вся земля покрыта снегом. Дуют холодные ветры, часто бывают снегопады и метели (Слайд 4).
-Небо стало голубое, высокое, и по нему плывут белые-белые легкие облака. Становится теплее. Тает снег, бегут ручьи, оттаивает почва, осадки выпадают в виде дождя. На деревьях набухают почки и появляются первые цветы (Слайд 5).
-Солнце поднимается высоко. Погода стоит жаркая. Вся земля покрыта зеленым ковром. Весело щебечут птички, порхают бабочки, летают пчелы. Все вокруг движется, радует яркими красками (Слайд 6).
-Сегодня мы с вами говорили о разных признаках времен года. А какое время года вам нравится больше всего?
Выделяют существенные признаки времен года Анализируют, сравнивают описания времен года
Творческая работа, прослушивание аудиозаписи - Посмотрите на небольшое видео, на котором вы увидите картины известных художников, посвятивших свои работы разным временам года.
--Какие признаки времен года вы заметили?
-Я предлагаю вам тоже выступить в роли художников и изобразить свое любимое время года. Выполнять работу вы будете под сопровождение произведения Вольфганга Амадея Моцарта «Времена года».
-Кто хочет показать свою картину? Выполняют творческую работу, слушаю музыкальное произведение Применяют полученные знания в творческой деятельности
Подведение итогов. Выявление качества овладения знаниями. Фронтальная беседа.
- Ребята, поделитесь впечатлениями об уроке.
-Сегодня на уроке речь шла о сезонных изменениях в природе. Что же нового вы сегодня узнали?
- А каким образом мы узнаем, что природа изменяется? (Видим, наблюдаем, ощущаем…)
-Закончить урок мне хочется стихотворением:
Всё в тающей дымке:Холмы, перелески.Здесь краски не яркиИ звуки не резки...Здесь медленны реки,Туманны озёра,И всё ускользаетОт беглого взора.Здесь мало увидеть,Здесь нужно всмотреться,Чтоб ясной любовьюНаполнилось сердце.Здесь мало услышать,Здесь вслушаться нужно,Чтоб в душу созвучьяНахлынули дружно.Чтоб вдруг отразилиПрозрачные водыВсю прелесть застенчивойРусской природы...Н.И. Рыленков 
-Будьте внимательны, наблюдательны, любознательны, и природа откроет перед вами огромное количество тайн.
Отвечают на вопросы, слушают стихотворение Размышляют, делают выводы, объясняют значение понятия, осознанно строят речевое высказывание.