Лабораторная работа на тему: Модификационная изменчивость (9 класс)

9 класс
Оценка: Ф.И.________________________
Дата________________________

Лабораторная работа № 3.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗМЕНЧИВОСТИ РАСТЕНИЙ.

Цель работы: расширить знания о модификационной изменчивости, ее закономерностях и значении; сформировать умения и навыки работы со столбчатыми диаграммами.
Материалы и оборудование: комнатное растение (узамбарская фиалка); мел, линейка; ЦОР: презентация «Модификационная изменчивость».
Инструктивная карточка.
1.Вспомните, что такое изменчивость, какие виды изменчивости вам известны, что такое модификационная изменчивость, норма реакции, адаптивные модификации.
2.Познакомьтесь с презентацией «Модификационная изменчивость».
3.Для анализа модификационной изменчивости признака проводят массовые подсчеты и строят вариационную кривую. При малом количестве исследуемого материала вариационная кривая не репрезентативна (не достоверна). В данной работе анализ закономерностей проводится по столбчатой диаграмме.
4.Измерьте линейкой длину листовых пластинок, помечая мелом измеренные листья. Результаты математически округляйте до целого числа. После каждого замера в соответствующей графе таблицы ставьте черточку.
Окончив измерения, подсчитайте количество черточек и проставьте цифры в соответствующих графах таблицы.
Длина листа (см)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Количество листьев
(черточки)











Частота встречаемости











5. Алгоритм построения столбчатой диаграммы.
Назначение столбчатой диаграммы – наглядное сравнение нескольких величин, для изображения которых используются столбики с высотой, пропорциональной этим величинам.
- чертят оси координат;
- на горизонтальной оси откладывают значения исследуемых величин (длина листьев); масштаб выбирают произвольно, но так, чтобы все величины разместились на оси;
- на вертикальной оси откладывают частоту встречаемости в произвольном масштабе;
- от первого значения длины листа пунктиром восстанавливают перпендикуляр до пересечения с частотой встречаемости этой величины и ставят точку;
- от горизонтальной оси вычерчивают первый столбик произвольной ширины, но с учетом построения следующего столбика; пунктир должен проходить по середине столбика;
- вычерчивают остальные столбики, равные по ширине первому;
- пунктир стирают; столбики заштриховывают, закрашивают или обводят по контуру;
- над диаграммой или под ней пишут название.
6. По данным таблицы постройте столбчатую диаграмму.
Изменчивость длины листьев растения.




















































































































































































































































































































































































































7.Определите наиболее часто встречающийся вариант:__________________
Определите пределы изменчивости признака:________________________
* Предположите, какова причина изменчивости данного признака и изменяется в данном случае генотип или только фенотип.
* Какие особенности у исследованного вами вида изменчивости, и какие закономерности вы обнаружили?
* Почему этот вид изменчивости называют адаптивным?
Подведение итогов работы.
По результатам работы сформулируйте вывод.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
15