Рабочая программа по сельскохозяйственному труду 8 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по «Сельскохозяйственному труду» для учащихся 8 класса составлена на основе адаптированной основной общеобразовательной программы школы, письма Министерства образования и науки Красноярского края «О формировании учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья» № 5429 от 17.06.2013г., Учебного плана КГБОУ «Таёжнинская общеобразовательная школа-интернат» на 2015-2016 учебный год, учебного календарного графика.
Программа рассчитана на один год: 8 часов в неделю, всего 280 часов. Количество учебных часов определяется в соответствии с расписанием, учебным календарным графиком и с учетом праздничных дней.
В процессе трудовой деятельности формируются и развиваются личностные качеств: целенаправленность, умение довести начатое дело до конца, самостоятельность, самоконтроль, чувство коллективизма. При обучении сельскохозяйственному труду развивается мышление и мелкая моторика, способность к пространственному анализу, речи, внимание, памяти. Программа содержит оптимальный объем сельскохозяйственных знаний и навыков, необходимых для работы.
В 8 классе учащиеся знакомятся с уборкой урожая картофеля, столовых корнеплодов, хранением столовых корнеплодов, посадкой плодовых деревьев в молодом саду, видами кормов, выращиванием картофеля, цветами. Раздел животноводство изучается с целью ознакомления.
Цель: овладеть определённой системой первоначальных знаний и практических умений по общему земледелию и важнейшим отраслям растениеводства.
Задачи:
Углубление и конкретизация знаний о значении; классификации основных овощных; цветочных; плодово-ягодных культур.
Формирование знаний и умений по возделыванию ведущих сельскохозяйственных растений, а также в выращивании животных.
Развитие умений по распознаванию и определению выращиваемых культур.
Ознакомление с ведущими профессиями в овощеводстве; цветоводстве; животноводстве.
Краткая характеристика класса (группы)
В группе занимаются четыре девочки и один мальчик. Из них, согласно дифференцированному разделению к 1 группе относится: Марина, ко второй группе относится Надя, к 3 группе относятся Саша, Алиса, Яна.
1 группа. Учащиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводят его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программы требований данного класса усвоены успешно.
2 группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоение профессиональными приемами, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников, работоспособность средняя.
3 группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые Технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками, темп работы низкий.
При составлении программы учитывались принципы последовательности и преемственности обучения; а также сезонность полевых работ и база для проведения уроков сельскохозяйственного труда.

Формы организации деятельности обучающихся
Урок
Экскурсия
Практическая работа

Формы контроля
В программе предусмотрены следующие формы контроля:
1. Текущий (проводится после изучения каждой темы или раздела).
2. Промежуточный (проводится по окончании четверти).
3. Итоговый (проводится в конце учебного года).

Содержание программы

Разделы программы
Количество часов
Содержание

1 четверть

Практические работы
10
Благоустройство кабинета. Осенние работы в теплице. Инвентарь

Уборка урожая

12
Уборка семенников укропа, редиса.
Хранение семян.
Уборка капусты.

Осенний уход за плодоносящим садом
8
Высокорослые и низкорослые плодовые деревья.
Вредители плодовых деревьев.
Уход за плодоносящим садом осенью.

Малина и смородина
8
Посадка малины.
Посадка смородины.

2 четверть

Животноводство

16
Породы крупного рогатого скота.
Содержание коров и телят на молочной ферме.
Уход за коровами в стойловый период.

Овощеводство
20
Теплицы и парники: виды и назначения.

Кустарники для декоративного озеленения
14
Признаки кустарника. Виды кустарников, их предназначение

Зимние работы на пришкольном участке
12
Сквер, растения в сквере. Расчистка дорожек от снега

3 четверть

Картофель

8
Из истории культуры.
Строение растения картофеля.
Сорта картофеля.
Вредители картофеля.

Корма и кормление коров.

6
Виды кормов.
Нормы и рационы кормления.


Ручное доение коровы и учет надоя молока
6
Производственная санитария доярки. Строение вымени коровы. Учет молока на ферме. Уход за молочной посудой

Выращивание рассады

50
Строение и некоторые особенности томата, перца. Выращивание рассады перца, томата, капусты.

4 четверть

Выращивание рассады салата
4
Строение и некоторые особенности салата кочанного. Выращивание салата кочанного в теплице.

Выращивание огурца
8
Строение и некоторые особенности огурца. Сорта и гибриды огурца для открытого грунта.

Цветы
32
Подготовка ящиков и почвенной смеси. Посев и пикировка.

Практические работы
52
Уход за кустарниками, подкормка и обрезка. Высадка однолетних цветковых растений в грунт. Уборка школьной территории.


Учащиеся 8 класса должны знать:

ТБ при работе на участке; название и применение инвентаря
Знать способы уборки семенников укропа, редиса, способы хранения.
Знать высокорослые низкорослые плодовые деревья, кустарники, вредителей.
Знать строение малины и смородины.
Знать породы крупного рогатого скота, устройство молочной фермы, содержание животных.
Знать виды защищенного грунта.
Знать назначение и расположение скверов.
Знать историю развития картофеля, строение, сорта, болезни, вредителей картофеля.
Знать виды кормов, нормы и рационы кормления, режим кормления.
Знать санитарные правила, строение вымени.
Знать способы подготовки семян к посеву. Знать строение, сорта и гибриды овощей.
Знать разновидности однолетних цветковых культур.
Знать разновидности комнатных растений.

Учащиеся 8 класса должны уметь:
Применять инвентарь по назначению.
Уметь убирать семенники, капусту.
Уметь вскапывать приствольный круг.
Уметь садить смородину и малину.
Уметь ухаживать за животными.
Уметь подготавливать теплицу.
Уметь различать кустарники.
Уметь отличать деревья в сквере, чистить снег.
Сортировать картофель.
Уметь различать корма.
Уметь ухаживать за молочной посудой, учитывать надои молока.
Уметь выращивать рассаду овощей и цветочных культур.
Уметь ухаживать за комнатными растениями, подбирать нужные семена, сеять лук, укроп, петрушку, вскапывать почву.
Высаживать растения в грунт.


Коррекционный блок
На уроках технологии с детьми используются разнообразные формы, методы и приемы коррекционной работы:
1. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
2. Методы и приемы:
а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация); практические (упражнения, трудовые действия); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством учителя;
б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению, методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно- познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы практического контроля и самоконтроля.


Воспитательный блок
Воспитательная направленность программы раскрывается через внеклассные мероприятия:
- участие в выставках, конкурсах, викторинах, олимпиадах;
- проектная деятельность;
- трудовые десанты.





Критерии оценки знаний и умений учащихся на уроках технологии
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
1. Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы)
2. Прилежание ученика во время работы
3. Дифференцированный подход по возможностям обучения
4. Уровень патологии органов зрения, слуха и речи
5. Уровень физического развития ученика

Теоретическая часть:
Оценка « 5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминологии.
Оценка « 4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка « 3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка « 2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при примени дополнительных наводящих вопросов.

Практическая часть:
Оценка « 5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка « 4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания, и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка « 3» ставится ученику, если каче
·ство выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена при помощи учителя.
Оценка « 2» ставится ученику, если работа не выполнена.

Педагогический мониторинг:

Карты отслеживания динамики развития умений и навыков по технологии учащихся 8 класса.
Карты нравственно-психологической готовности к труду учащихся 8 класса.
Лист диагностики.






Календарно – тематическое планирование
уроков технологии в 8 классе
на 2015 – 2016 учебный год


п/п
дата
Темы и разделы

Кол-
во час.

I полугодие



Практические работы – 10


1-2

Благоустройство кабинета. Охрана труда.
2

3-4

Осмотр комнатных растений. Техника безопасности при уходе за цветами
2

5-6

Инвентаризация цветковых растений.
2

7-8

Подготовка теплицы к зиме.
2

9-10

Инвентаризация приспособлений и инвентаря.
2



Овощеводство – 12




Уборка семенников редиса и укропа.


11-12

Сроки уборки семенников
2



Приёмы ускорения дозревания семян.


13-14

Правила срезки засохших стеблей укропа.

2



Правила подвешивания сырца для дозревания.




Уборка капусты


15-16

Сроки уборки капусты ранних и поздних сортов. Распознавание сортов по названию.
2

17-18

Причины разрыва кочана на корню. Способы уборки капусты.
2

19-20

Способы переработки капусты и зимнее хранение кочанов.
2

21-22

Экскурсия в магазин. Распознавание сортов капусты по внешним признакам. Проверочная работа.
2



Садоводство - 16




Осенний уход за плодовыми деревьями


23-24

Высокорослые и карликовые плодовые деревья.
2

25-26

Осенние меры борьбы с вредителями плодового сада.
2

27-28

Правила вырезки сухих ветвей.
2

29-30

Практическая работа по уходу за комнатными кустарниками.
2



Малина и смородина


31-32

Продолжительность жизни и урожайность малины.
2



Влияние плодородия почвы и погоды на урожай ягод.


33

Размножение смородины отводками и черенками.
1

34

Размножение малины корневыми отпрысками.
1

35

Сроки заготовки черенков и способы посадки малины и смородины.
1

36

Проверочная работа по теме «Плодовоягодные кустарники»
1

37-38

Правила разметки рядов.
2



Животноводство – 16 ч.
21



Крупнорогатый скот - 8 ч.


39

Вводный инструктаж по ТБ.
1

40

Виды крупного рогатого скота.
1

41-42

Раздельное содержание разных видов крупного рогатого скота.
2

43-44

Коровник как основное помещение молочно-товарной фермы.
2

45-46

Экскурсия на подсобное крестьянское хозяйство.
2



Меры безопасности при уходе за крупным рогатым скотом – 4 ч..


47-48

Правила безопасности при уборке стойл, проходов и кормушек.
2

49-50

Меры и правила электро- и пожаробезопасности при работе на молочной ферме.
2



Уход за коровами зимой – 2ч.


51-52

Способы раздачи кормов, поения животного и удаление навоза на различных фермах. Проверочная работа.
2



Овощеводство- 20ч.


53-54

Защищённый грунт.
2

55-56

Теплица: виды, назначение, использование.
2

57-58

Теплица культивируемая, разводочная, выгоночная.
2

59-60

Парник: назначение. Рассадник: назначение, устройство.
2

61-62

Углубленный парник.
2

63-64

Парник наземный.
2

65-66

Инвентарь и приспособления для ухода за растениями в парниках, теплицах, рассадниках.
2

67-68

Практическая работа. Уход за комнатными растениями.
2

69-70

Практическая работа. Уход за комнатными растениями.
2

71-72

Практическая работа. Уход за комнатными растениями. Проверочная работа.
2



Садоводство – 26 ч.




Кустарники для декоративного озеленения – 14


73-74

Кустарник: строение, форма. Основные признаки кустарника.
2

75-76

Кустарники, используемые в качестве низких бордюров.
2

77-78

Одиночные и групповые посадки кустарников на газонах.
2



Не стригущиеся живые изгороди. Калина обыкновенная.


79-80

Практическая работа. Определение вида кустарника в полном развитии по внешним признакам.
2

81-82

Практическая работа. Уход за комнатными растениями.
2

83-84

Практическая работа. Уход за комнатными растениями.
2



Зимние работы на участке – 12


85-86

Сквер: назначение, расположение в городе, посёлке. Экскурсия в сквер.
2

87-88

Деревья и кустарники в сквере: виды, размещение.
2

89-90

Разбивка сквера на макетах.
2

91-92

Практическая работа. Расчистка дорожек и площадок от снега.
2

93-94

Практическая работа. Расчистка дорожек и площадок от снега. Проверочная работа.
2

95-96

Расчистка дорожек и площадок от снега.
Контрольная работа за четверть
2

97-98

Практическая работа. Расчистка дорожек и площадок от снега.
2

III четверть – 84 часа



Овощеводство – 8ч.




Картофель – 8


1-2

Из истории культуры. Строение растения картофеля.
2

3-4

Сорта картофеля. Грибные болезни картофеля.
2

5-6

Бактериальные болезни картофеля. Вредители картофеля.
2

7-8

Сроки посадки и уборки картофеля. Проверочная работа.
2



Животноводство - 14ч.


9-10

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.
2



Корма для коровы – 6 ч.


11

Концентрированные корма.
1

12

Комбинированные подкормки.
1

13

Подготовка кормов к вскармливанию.
1

14

Нормы и рационы кормления.
1

15

Кормление сухостойных коров.
1

16

Кормление дойных коров в стойловый период.
1



Ручное доение коровы и учет надоя молока – 6 ч.


17

Производственная санитария на ферме и личная гигиена доярки.
1

18

Строение вымени коровы.
1

19

Ручное доение коров.
1

20

Учет молока на ферме.
1

21

Первичная обработка молока.
1

22

Уход за молочной посудой. Проверочная работа.
1



Овощеводство – 50 ч.




Выращивание рассады перца – 16ч.


23-24

Строение и особенности перца.
2

25-26

Сорта и гибриды перца.
2

27-28

Сорта перца для северных районов.
2

29-30

Выращивание рассады.
2

31-32

Практическая работа. Подготовка ящиков для рассады.
2

33-34

Практическая работа. Подготовка почвенной смеси.
2

35-36

Посев семян на рассаду.
2

37-38

Способы ухода за рассадой.
2



Выращивание рассады томата – 18ч.


39-40

Строение и особенности томата.
2

41-42

Сорта и гибриды томата.
2

43-44

Сорта томатов для открытого грунта.
2

45-46

Сорта томатов для закрытого грунта.
2

47-48

Практическая работа. Подготовка ящиков для рассады.
2

49-50

Практическая работа. Подготовка ящиков для рассады.
2

51-52

Практическая работа. Подготовка почвенной смеси.
2

53-54

Посев семян на рассаду.
2

55-56

Уход за комнатными растениями.
2



Выращивание рассады капусты – 4 ч.


57-58

Сорта капусты. Выбор сорта капусты для раннего посева.
2

59-60

Посев капусты на рассаду. Проверочная работа.
2



Практическое повторение – 24 ч.


61-62

Подготовка почвенной смеси для пикировки рассады.
2

63-64

Подготовка почвенной смеси для пикировки рассады.
2

65-66

Пикировка рассады перца.
2

67-68

Пикировка рассады перца.
2

69-70

Подготовка почвенной смеси для пикировки рассады.
2

71-72

Пикировка рассады томата.
2

73-74

Пикировка рассады томата.
2

75-76

Уход за рассадой перца, томата.
2

77-78

Подготовка почвенной смеси для пикировки рассады.
2

79-80

Пикировка рассады перца.
2

81-82

Пикировка рассады перца.
2

83-84

Уход за рассадой перца, томата.
Контрольная работа за 3 четверть.
2



IV четверть – 96 часов




Овощеводство - 12




Выращивание рассады салата кочанного – 4 ч.


1

Сорта салата кочанного.
1

2

Условия выращивания, способы посадки.
1

3-4

Подготовка почвенной смеси. Посев семян салата.
2



Выращивание огурцов – 8 ч.


5-6

Строение и некоторые особенности огурца.
2

7-8

Сорта огурцов для открытого грунта.
2

9-10

Подготовка ящиков для рассады и почвенной смеси.
2

11-12

Посев семян на рассаду. Проверочная работа.
2



Садоводство – 32 ч.


13-14

Подготовка ящиков для рассады и почвенной смеси.
2

15-16

Посев петунии.
2

17-18

Подготовка ящиков для рассады и почвенной смеси.
2

19-20

Посев астр.
2

21-22

Подготовка ящиков для рассады и почвенной смеси.
2

23-24

Посев бархатцев.
2

25-26

Подготовка ящиков для рассады и почвенной смеси.
2

27-28

Посев бархатцев.
2

29-30

Подготовка ящиков для рассады и почвенной смеси.
2

31-32

Посев львиного зева.
2

33-34

Подготовка почвенной смеси.
2

35-36

Пикировка цветковых растений.
2

37-38

Подготовка почвенной смеси.
2

39-40

Пикировка цветковых растений.
2

41-42

Подготовка почвенной смеси.
2

43-44

Пикировка цветковых растений.
2



Практические работы на пришкольном участке – 52ч.


45-46

Практическая работа. Обрезка сухих ветвей у кустарников.
2

47-48

Практическая работа. Обрезка сухих ветвей у кустарников.
2

49-50

Практическая работа. Рыхление приствольных кругов кустарников.
2

51-52

Практическая работа. Рыхление приствольных кругов кустарников.
2

53-54

Практическая работа. Подкормка растений и рыхление почвы.
2

55-56

Практическая работа. Подкормка растений и рыхление почвы.
2

57-58

Практическая работа. Побелка стволов деревьев.
2

59-60

Уход за луком батуном.
2

61-62

Подготовка грядок к посеву.
2

63-64

Посев укропа. Посев петрушки. Проверочная работа.
2

65-66

Подготовка клумб к высадке цветковых растений.
2

67-68

Подготовка клумб к высадке цветковых растений.
2

69-70

Подготовка клумб к высадке цветковых растений.
2

71-72

Подготовка клумб к высадке цветковых растений.
2

73-74

Высадка декоративных однолетних растений в клумбы.
2

75-76

Высадка декоративных однолетних растений в клумбы.
2

77-78

Высадка декоративных однолетних растений в клумбы.
2

79-80

Высадка декоративных однолетних растений в клумбы.
2

81-82

Высадка декоративных однолетних растений в клумбы.
2

83-84

Итоговая контрольная работа.
2

85-86

Перевалка комнатных растений.
2

87-88

Пересадка комнатных растений.
2

89-90

Уход за однолетними растениями.
2

91-92

Уборка инвентаря.
2

93-94

Уборка школьной территории.
2

95-96

Уборка школьной территории.
2















Перечень учебно-методического и программного обеспечения

№ п/п
содержание
класс
автор
издательство
Год издания

1
Учебник


8
Е.А.Ковалева «Сельскохозяйственный труд»
Просвещение
2009г.

2
Рабочая тетрадь
8
Е.А.Ковалева «Технология. Сельскохозяйственный труд»
Просвещение
2012 г.