Родительское собрание Как привить любовь к чтению.


Родительское собрание «Как привить любовь к чтению».
Родительское собрание хотелось бы начать со слов «Я хочу сказать, что…». (Передавая мягкую игрушку, родители продолжают фразу).
Просмотр отрывка из мультфильма «Чебурашка идет в школу».
Психолого-педагогическое просвещение.
Девизом родительского собрания взяты слова В.Шукшина «Чтение выстраивает целые судьбы». Не только в школе, но и дома в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить любовь к чтению, потому что роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. А.П.Чехов говорил: «Чтобы воспитать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение».
Сегодня, когда наши дети только постигают азы чтения, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать отрицательно влияет не только на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книги. Когда же он идет в школу, облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А спустя 8-10 лет родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми - стена непонимания. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Во время него родители открываются для ребенка с новой стороны, что прибавляет им уважения. И родители вдруг открывают, что дети намного взрослее, чем казалось, что с ними можно говорить не только о школьных отметках.
Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий взрослый, а еще лучше читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.
Работа над техникой чтения – процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей. Однако без нормальной техники чтения учение будет затруднено. Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных класов она составляет 90-100 слов в минуту.
Рекомендации В.Н.Зайцева по развитию техники чтения.
1.Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5 – 7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1-2 абзаца. Перед сном- еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один прием.
2. Хорошие результаты дает чтение перед сном.
3. Если ребенок не любит читать, то необходим щадящий режим чтения: ребенок читает одну-две строчки, после этого получает краткий отдых. Для того, чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно 1 минуту. Подсчитайте, сколько слов он успевает прочесть за это время. К своим успехам он будет относиться столь же ревностно, как к меткам роста на двери.
4. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка – первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребенку, с ней можно поиграть, тем самым сделав ее своим помощником в развитии ребенка.
5. Развивать чувство языка, умение говорить выразительно, точно и ярко помогают
стихи. Родители могут ненавязчиво помочь ребенку обнаружить, что слова в стихах не
живут отдельно друг от друга, а внутренне между собой связаны. Полезно после разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет разобраться, насколько понят смысл и передано настроение стихотворения.
6. Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему.
7. Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение ккниге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного. Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.
Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старание. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он понял что-то не так, как вам хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы – это согреет его сердце.
Чтобы сохранить великий дар природы – зрение, учащимся младших классов врачи рекомендуют читать непрерывно не более 20-30 минут, а потом делать перерыв. В перерывах между чтением полезны гимнастические упражнения: переключение зрения с ближней точки на более дальнюю.
Чтобы предотвратить близорукость ребенка, вызываемую чтением, используйте простой способ: приклейте на оконное стекло небольшой яркий цветочек – пусть ребенок смотрит на него 5 – 7 секунд, столько же времени – на дальний объект, находящийся на улице. Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть у окна, не затемненного шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой мощностью 60-80 Вт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом 40 градусов, тогда расстояние между глазами и книгой будет не менее 30-40 см.
4 группы работают над ситуациями.
СИТУАЦИЯ 1.
Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как над!». А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?
СИТУАЦИЯ 2.
Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» - требует мать. «Ну, мам», - умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» - почти кричит мать. «Не ори на меня!» - грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя…» - угрожает мать. Как избежать конфликта?
Решение собрания.
Учитывая большую роль родителей в воспитании у детей интереса к книге, поставим себе цель:
- читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное. Составлять по картинкам в книге яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты.
- в обращении с ребенком помнить народную мудрость: «Кто не возьмет лаской – не возьмет и строгостью».
Оказывать помощь детям в оформлении читательских дневников. В них можно помещать рисунки к прочитанным книгам, выписывать интересные мысли из прочитанного.
- держать связь с библиотекой: проводить совместные мероприятия с детьми и родителями.
У. Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Я зажигаю свечу, как символ стремления наших детей к знаниям. Передайте эту свечу друг другу. (Звучит классическая музыка).