Технологическая карта по литературному чтению Люблю природу русскую.Зима (2 класс)

План-конспект урока литературного чтения во 2 классе
Дата проведения:
Тема: Обобщение по разделу: «Люблю природу русскую. Зима»
Цель: обобщить и систематизировать знания по теме: «Люблю природу русскую. Зима»
Задачи:
Обучающие: - знать содержание произведения, уметь определять и находить в тексте средства выразительности, применяемые автором;
- уметь сравнивать и характеризовать героев произведения на основе их поступков;
- уметь применять логические операции: сравнения, анализа, выделения главного, обобщения.
2) Развивающие: - развивать общеучебные умения и навыки;
- развивать мыслительную деятельность;
- развивать навык беглого выразительного чтения;
- развивать творческие способности учеников.
3) Воспитывающие: - прививать интерес к чтению и желание читать самостоятельно;
- воспитывать дисциплинированность, ответственность.
Форма урока: фронтальная
Содержание
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1. Мотивационный этап - Создание комфортной обстановки для восприятия содержания урока.

- У нас с вами сейчас урок литературного чтения. Покажите, с каким настроением вы пришли на урок с помощью выражения своего лица.
- Я вижу есть радостные лица, но есть и испуганные глаза. Видимо это от того, что вокруг много гостей.
- Давайте выполним упражнение «Выливание из кувшинчика» - глубоко вздохнем, наклоним голову вниз и мысленно выльем из себя страз, тревогу, все отрицательные эмоции.
- Садитесь, подвиньте стульчик поближе, спинка прямая, руки перед собой. Стараемся весь урок следить за своей осанкой.
Дети выполняют упражнение.
Регулятивные УУД:
- проговаривать последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности
Коммуникативные УУД: умение выражать свои чувства


2. Целевой этап (5 мин.)
- Актуализация тематики урока через постановку проблемного вопроса.
- Постановка учащимися цели и задач урока в «сопровождении» учителя.

- К нам пришло письмо. Отгадайте, ребята, от кого?
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
- Зима предлагает нам окунуться в атмосферу зимней сказки.
Живёт зимний лес. Живут заснеженные поля и долины. Живёт вся картина чародейки Зимы. Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на зимний лес, на долины. А под её взглядом всё кругом ещё краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок, стряхнул иней с ветвей, и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудесная получилась картина!»
- Ребята, как вы думаете, почему именно сегодня зима заглянула к нам на урок?
- Какой раздел литературного чтения мы закончили изучать?
- Какие учебные задачи поставим перед собой на урок?
- За каждый правильный ответ вы сегодня будете получать снежинку, а в конце урока их посчитаем и оценим работу на уроке.

Дети отгадывают загадку.
Предполагаемый ответ: Потому что сейчас на улице время года – зима.
Предполагаемый ответ: Мы закончили изучать раздел «Люблю природу русскую. Зима»
Предполагаемый ответ: обобщить знания по разделу; повторить изученные произведения; развивать беглое выразительное чтение.
Регулятивные УУД: уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя; совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему.

Изучение новой темы.
Работа по содержанию раздела
-Зима - одно из самых красивых и любимых в народе времён года. Народ ласково называет зиму - зимушкой, волшебницей, чародейкою, гостьей, матушкой. Красота, волшебство зимы вдохновляли и вдохновляют многих русских поэтов и писателей на творчество. Мы с вами при изучении раздела «Люблю природу русскую. Зима» познакомились с разными поэтами и писателями, с их произведениями. Давайте их повторим.
И. Бунин
Светло-пушистая снежинка белая
Зимним холодом пахнуло
Чародейкою Зимою
Я.Аким
Дело было в январе
Улицей гуляет дедушка Мороз
Утром кот принес на лапках
К.Бальмонт
Поет зима – аукает
Светло-пушистая снежинка белая
Зимним холодом пахнуло
С.Есенин
Чародейкою Зимою
Поет зима – аукает
Белая береза.
Ф. Тютчев
Дело было в январе
Чародейкою Зимою
Светло-пушистая снежинка белая
А.Барто
Улицей гуляет дедушка Мороз
Утром кот принес на лапках
Дело было в январе
С. Дрожжин
Улицей гуляет дедушка Мороз
Поет зима – аукает
Зимним холодом пахнуло

Физминутка

3) - Поэты говорят о морозе, как о живом существе. Пока не придет могучий мороз - зима не настанет. Явится он – мосты наведёт на реках, птиц и зверей загонит по гнёздам и норам. Человека заставит быстрее идти, рукавицами прихлопывать, ногами притопывать и приговаривать « Ай да мороз»!
- Как называется сказка, в которой «топор лучше шубы греет».
- Я предлагаю поиграть в литературную игру «Сугроб мудрости». На каждой снежинке вопросы. Желающий выходит, срывает записку и отвечает на вопрос.
- Назови автора сказки.
- Как решили позабавиться два Мороза?
- Куда едет купец?
- Куда едет крестьянин?
- Как одет крестьянин?
- Как одет купец?
- Как Мороз Красный нос заморозил купца?
- Как Мороз – Красный нос морозил крестьянина? Удалось ли ему это?
- Как повел себя крестьянин, когда ему стало холодно?
- Зачем он так сделал?
- Что, по мнению старшего брата, Мороза – Синего носа, лучше шубы греет? Выражают ли эти слова основную мысль сказки?
- Можно ли пословицу «Зима лодыря морозит» соотнести со смыслом сказки? Почему ты так думаешь?

- Молодцы! Хорошо знаете содержание сказки «Два Мороза».
4)А теперь давайте немного отдохнем и попробуем отгадать загадку:

Ёжик на неё похож, Листьев вовсе не найдёшь. Как красавица, стройна, А на Новый год - важна.

- Скажите, с каким произведением о елочке мы с вами познакомились?
- Кто автор этого произведения?
- Назовите жанр произведения?
– Чем отличается быль от сказки?
- Какое творческое задание вы выполняли после прочтения этого произведения?
- Давайте расположим ваши рисунки в хронологическом порядке.
- Как вы думаете, почему нельзя рубить елки в лесу?









Дети соотносят название произведения с его автором.

































Предполагаемый ответ: эпитет, олицетворение, сравнение, метафора.





Дети соотносят определение выразительного средства с его названием.






Предполагаемый ответ:
Наши окна кистью белой - метафора
Дед Мороз разрисовал- олицетворение











Дети отвечают на вопросы.
Познавательные УУД:
добывать новые знания, делать выводы и обобщения, перерабатывать полученную информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую.

Коммуникатив - ные УУД: вступать в беседу и обсуждение, донести свою позицию до других, слушать и понимать речь других,
уметь сотрудничать, уважительно относиться к позиции другого.
Регулятивные УУД: учиться высказывать своё предположение (версию) на основе коллективного обсуждения заданий,

Этап подведения итогов урока.
- Подошел к концу наш урок. Надо подвести итог урока.
- Над каким разделом литературного чтения мы работали на этом уроке?
- Какие учебные задачи поставили перед собой на урок?
- Что нам помогло решить поставленные задачи?

Личностные:понимание причин успеха в учёбе.
Регулятивные:самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Рефлексия
- Также необходимо каждому из вас подвести итог своей работе на уроке. Выберите любое предложение со слайда и продолжите его.
- Сегодня я повторил
- Было интересно
- Было трудно
- Теперь я могу
- Я научился
- Мне захотелось
- За что бы вы себя похвалили?

Рег.УУД: учиться давать
эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Домашнее задание
- Подобрать стихотворение о зиме, подготовиться к его выразительному чтению..





15