Технологическая карта урока по развитию слухового восприятия и обучению произношению Люблю природу русскую. Зима.


Государственное общеобразовательное учреждение «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края
I ступень (начальная школа)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Общая часть
Ф.И.О. учителя: Приходько Ольга Сергеевна
Должность: учитель-дефектолог
Класс: 3
Тема урока: Люблю природу русскую. Зима.
Предмет: Развитие слухового восприятия и обучение произношению (фронтальное занятие)
Межпредметные связи: Развитие речи, чтение.
Тип урока: Урок-фантазия.
Цель урока: Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе знакомства с поэтическими, художественными и музыкальными произведениями.
Задачи урока:
Предметные
(образовательные): Обобщение и систематизация представлений о зиме и типичных зимних изменениях в природе. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Зима». Закреплять навыки беглого, сознательного, выразительного чтения.
Коррекционно-развивающие: Продолжить работу над автоматизацией правильного произношения звуков у младших школьников, над четкостью дикции, интонационной выразительностью речи. РСЗВ, РСВ.
Развивать точность, прочность, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Личностные
(воспитательные): Воспитывать интерес к урокам РСВ; доброжелательность, инициативность, ответственность, навыки сотрудничества; любовь к поэзии и музыки.
Планируемые результаты: Регулятивные: - организовывать свое рабочее место, - вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом), Коммуникативные: - соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить, - вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное), - сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках, - участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.Познавательные: - знакомство учащихся со стихами русских поэтов о зиме; - развитие образного восприятия мира, памяти, внимания, навыков выразительного чтения; - формирование навыка сравнения и анализа;Личностные: - ценить взаимопомощь и взаимоподдержку друзей,- внимательно относиться к собственным переживаниям и переживаниям других людей; нравственному содержанию поступков.
Оборудование урока: Презентация «Зима» (картины природы, поэзия).
Раздаточный материал: кроссворд, заготовки для изготовления снежинок, заготовки рамок для рисунков, бумага, клей, ножницы, цветные карандаши.
Технологии, методы, формы: Технологии: проблемно-диалогические, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.
Методы: репродуктивные и эвристические, творческие (беседа, наблюдения, анализ, сравнения, обобщения, наглядный метод).Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Организационная структура урока
Деятельность учителя Деятельность учащихся
Этап № 1. Мотивационно-целевой (организационный)
1. Организационный момент.
Организаторская деятельность - выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности. Ученики приветствуют друг друга и учителя:
2. Фонетическая зарядка.
Учитель дает установку:
- Слушайте внимательно, говорите правильно все звуки и слоги, читайте выразительно, соблюдайте правила орфоэпии. Особенно обращайте внимание на звуки Ш-Ж
иш___ иш пришла
еж___ еж снежная
Она пришла такая снежная,
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
Она художница прилежная,
Всё разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея,
Такая сказочно красивая. Обучающиеся отгадывают время года, последовательно один за одним вслух читают слоги, слова, текст загадки.
Анализируют степень выразительноси
чтения; содержание поэтического
произведения (ПУУД).
Этап № 2. Операционно-познавательный
(актуализация знаний, постановка цели и задач урока)
1. Мотивация учебной деятельности учащихся и определение темы, цели и задач урока
Сегодня мы познакомимся с новыми стихотворениями, но наш урок будет не совсем обычным. Я назвала его урок-фантазия!- А что такое фантазия? (ответы детей)- Фантазия помогает людям жить более интересно, красиво и разнообразно.
- Догадайтесь, на какую тему мы сегодня будем фантазировать?
- Всё кругом бело-синее,Всё в тонком кружеве теней.А лес укрыт пушистым инеем,Уснул до первых вешних дней. (зима) - Мы поговорим сегодня о прекрасном, волшебном времени года – о зиме. О первом снеге. - А чтобы лучше настроится на зимний лад, давайте разгадаем кроссворд. Для этого нам надо объединиться в группы по 3-4 человека.
- Разгадав кроссворд, узнаете цвет зимы.1. Большие кучи снега, которые наметает метель (в ед. числе)2. Покружилась звёздочка в воздухе немножкоСела и растаяла на моей ладошке.3. Появившаяся во время оттепели вода и подтаявший снег замерзают на дорогах. Это явление называют…4. Обильное (сильное ) выпадение снега называется…5. Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.Брызнешь воду- упадёт не вода уже, а лёд.Даже птице не летится - от мороза стынет птица.Повернуло солнце к лету. Что скажи за месяц это?- Итак, какой же основной цвет зимы? (Белый) Выдвигают предположения о теме урока.
Слушают вопросы учителя ((ПУУД))
Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме (КУУД). Контролируют правильность ответов одноклассников (РУУД). Принимают и сохраняют учебную цель и задачу (РУУД).

Ответы на кроссворд:1 cугроб 2 снежинка 3 гололед 4 снегопад 5 январь
2. Проверка знаний учащихся фактического материала и основных понятий, умение раскрывать внешние и внутренние связи в явлениях природы.
- Скажите, как называются люди, которые фантазируют при помощи красок и кистей? (ХУДОЖНИКИ)Многие художники изображали на своих картинах зимние пейзажи, первый снег- А другие люди писали зимние пейзажи литературным языком.Напомните, как называются такие авторы? (Писатели, поэты)- Послушайте стихотворение Ивана Алексеевича Бунина  «Зимним холодом пахнуло…»Ещё лучше прочувствовать это стихотворение нам помогут репродукции картин известных художников. Учащимся предлагаются фотографии или картины с зимними пейзажами. (Саврасов Алексей «Зима», Шишкин Иван «Зима», В. Янов «Зимняя сказка»)- Как называются люди, которые фантазируют при помощи  нот, музыки.(Композиторы).
Послушайте музыкальный фрагмент из произведения П. И. Чайковского«Времена года». Попробуйте услышать, что изобразил автор с помощью музыкального языка (падение и кружение снежинок).- А теперь, послушайте, как то же самое передал поэт К. Бальмонт в стихотворении «Снежинка», прислушайтесь к ритму стихотворения. (читает один из учеников, заранее подготовленный)Кто ещё хочет попробовать прочитать стихотворение? (чтение детьми)
Этап № 4. Динамическая пауза
Физкультминутка выполняется под музыкальное сопровождение.
Сейчас у нас небольшая зимняя разминка Солнце землю греет слабо,(руки вверх и вниз)По ночам трещит мороз,(руки на пояс, наклоны в стороны)Во дворе у Снежной Бабы(руки на пояс, поворот вокруг себя)Побелел морковный нос.(дети показывают нос)В речке стала вдруг водаНеподвижна и тверда,(прыжки на месте) Вьюга злится, снег кружится(дети кружатся) Заметает всё кругомБелоснежным серебром(имитируют движения руками) Дети повторяют за учителем текст физминутки и выполняют соответствующие движения (ПУУД, КУУД, РУУД).
Этап № 5. Применение знаний и умений в новой ситуации
- А теперь наступило время и вашим фантазиям, и они помогут нам подготовить класс ко встрече Деда Мороза: на листах бумаги вы сможете создать художественную композицию о первом снеге. 
(Класс делится на две команды)
Команда «Вьюга» нарисует зимние картинки (это могут быть рисунки снежинок, елочных игрушек, ваших зимних забав, зимний пейзаж), а команда «Снежок» вырежет снежинки для украшения наших окон. 
- Продолжим наш разговор о зимних фантазиях.Кроме красоты Зимушка-зима дарит нам и массу развлечений.Давайте вспомним и пофантазируем, чем мы можем себя порадовать во дворе, на улице, в лесу зимой? (снежки, крепости, коньки, лыжи, санки и т.д.)
Учащимся предлагаются картины с зимними пейзажами. («Зимние забавы» Збруцкая Оксана, Ф.Сычков «Лепка снеговика», Э.Хохловкина «Снегурка», А.Моравов «Зимний спорт»)
Этап № 6. Знакомство с новым материалом.
- Пришло время познакомиться ещё с одним стихотворением о первом снеге. Его написал Яков Аким.
Чтение стихотворения. Небольшое обсуждение.Понравилась ли вам сегодняшняя фантазия.
- Какое стихотворение понравилось больше?
Этап № 7. Повторение и закрепление ЗУНов.
- Последнее задание ИГРА «Назови автора». Нужно соединить фамилию автора со строками из стихотворения (раздаточный материал.)И.А. Бунина Он кружится,                                     Легкий,                                     Новый,                                     У ребят над головой,                                     Он успел                                     Платок пуховый                                     Расстелить                                     На мостовой,К. Бальмонт                Ночью буря бушевала,                                     А с рассветом на село,                                     На пруды, и сад пустынный                                     Первым снегом понесло.Я.Аким                        Но вот кончается                                     Дорога дальняя,                                     Земли касается,                                     Звезда кристальная.
- Сегодня мы познакомились с разнообразными зимними образами в стихах, живописи и музыке. И, вдохновлённые этими произведениями, сумели очень красиво оформить класс.
Этап № 7 Рефлексия. Итог урока.
Учитель предлагает учащимся подвести итог урока.
Работа за экраном:
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Кому работать было легко?
- Кто испытывал трудности?
- Оцените свою работу с помощью трех цветов.
красный - урок прошел плодотворно, всё понятно. зеленый - есть небольшие проблемы.желтый - скучно, неинтересно.
- Мне хочется поблагодарить вас за активность, инициативность.
- Послушайте, какие оценки я поставила за урок. Ученики оценивают свои успехи на уроке (ПУУД). Слушают собеседника (КУУД). Вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок (РУУД).