Конспект урока по Человек и мир на тему Кожа. Её значение для организма человека


Человек и мир
Тема: Кожа. Её значение для организма человека
Цель:- формировать у младших школьников элементарное представление о коже, её значении для организма человека;
- содействовать воспитанию стремления выполнять правила ухода за кожей;
- развивать элементарные исследовательские умения, умения устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитание стремления выполнять правила ухода за кожей.
Оборудование: карточки-индивидуальные задания, тест, зеркало – у каждого ученика, увеличительное стекло (лупа)Ход урока
Организация начала урока
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Актуализация знаний учащихся.
Проверка домашнего задания.
--На прошлом уроке вы познакомились с органами чувств.
- работа по карточкам индивидуально
- разгадывание кроссворда – работа в парах
КРОССВОРД:
Всегда во рту, а не проглотить. /Язык/
Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. /Глаз/
Когда сытый он молчит, когда голоден – урчит. /Нос/
Орган зрения. /Желудок/
Подготовка к изучению нового материала
Загадка:
Она бывает черной,
Она бывает белой,
Она бывает бледной
Или загорелой.
Или вдруг покроется,
Замерзнем если сильно,
Тысячей пупырышков
И тут же станет синей.
Её легко поранить –
Возись тогда с бинтами.
Не будем хулиганить
Доставим радость маме.
Д. - Кожа (отгадка)
У. - Сегодня на уроке продолжим изучать организм человека. Тема урока : «Кожа. Её значение для организма человека»
- О коже мы говорили как об органе осязания, то есть об органе чувств. А сейчас мы будем рассматривать кожу, как орган человеческого организма
Изучение нового материала
У. - Можете ли вы представить себя в сплошном, надетом на голое тело костюме из плотного водо- и ветрозащитного материала? А ведь мы носим такой костюм ежедневно – это наша кожа.
Беседа. - Посмотрите на своих товарищей. Какие части тела можно увидеть у человека?
(Голова, туловище, руки, ноги)
- Что связывает части тела в одно целое?
(Кости, кожа)
Наблюдение. - Рассмотрите кожу. Потрогайте ее. Что вы можете о ней сказать? Какая она?
Упругая, мягкая, прочная, тонкая – мы видим сосуды, гладкая
- Обратите внимание – на местах сгибов: суставы, пальцы, локти, колени – кожа имеет складки
Опыт. Правой рукой захвати складки кожи на суставах (ладонью вниз лежат руки на парте), а теперь медленно согни палец. Объясни, что происходит с кожей?
Вывод. Складки на коже нужны для того, чтобы не мешать движению пальцев рук, ног и других частей тела. Без складок на коже наши пальцы, ноги, руки не могли бы легко сгибаться.
Наблюдение. Рассмотрите кожу через лупу. Мы видим на коже маленькие отверстия. Эти отверстия называются поры. Как вы думаете, зачем коже поры? (Наверное, кожа через них дышит).
Опыт. Потрите пальцем кожу лба. Приложите палец к зеркалу Что вы видите?
- Осталось пятно.
- Это жир.
- Зачем коже жир.
Вывод. Кожа выделяет жир, который смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее гладкой, эластичной.
Рассказ учителя: - Ребята, а теперь я вам расскажу, из чего состоит кожа.
Кожа является самым большим органом человека. Общая площадь кожи взрослого составляет около 2 м2, весит она 3 кг (около 5% от общего веса тела!). Это самый тяжёлый орган человеческого тела.
Кожа на теле человека бывает разной толщины – от 1 мм на веках до 5мм и более на ступнях ног.
Кожа состоит из трех слоев.
Первый слой – сверху наружная оболочка, которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней находятся поры, через которые кожа дышит.
Второй слой – сама кожа. Более толстый слой. Его толщина 1-2 мм. В ней находятся сальные и потовые железы, кровеносные сосуды, нервы. Сальные железы выделяют жир. Жир покрывает кожу и делает ее более мягкой, а еще он прикрывает отверстия пор и преграждает путь микробам.
Потовые железы расположены по всей поверхности кожи. Пот похож на капельки воды, мы не замечаем его, но можем увидеть, когда очень жарко. Пот испаряется с поверхности, и тело человека охлаждается. Выделение пота регулирует температуру. В состав пота входит 99% воды и 1% химических веществ. В коже расположены кровеносные сосуды и нервы. Поэтому кожа очень чувствительна к холоду, теплу, боли.
Третий слой – это подкожный жир. Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
Работа с учебником: Чтение статьи учебника с.116
*Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять
Застилаю я кровать,
Чищу зубы, мою уши,
Пять минут стою под душем
Раз, два, три, четыре, пять
Рано я люблю вставать.
Первичное закрепление:
-Кожа состоит из трех слоев. Перечислите их.
1. Наружная оболочка
2. Кожа
3. Подкожный жир
-Кожа защищает организм от вредных воздействий окружающей среды. Какой слой предохраняет от повреждений?
Наружная оболочка
-Что поддерживает нормальную температуру тела?
Выделение пота
-Какой слой сохраняет тепло?
Третий. Подкожный жир
Гигиена кожи
- Сообщения учащихся (методика обучаем сверстников)
Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу»
1 ученик Сообщение МойдодыраДорогие мои дети!
Я пишу вам письмецо:
И прошу вас, мойте чаще
ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевой,
Из речки или из колодца
Или просто дождевой!
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем –
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!
Тритесь губкой и мочалкой!
Потерпите – не беда!
И чернило, и варенье
Смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чаще
Я грязнуль не выношу.
Не подам руки грязнулям,
Не поеду в гости к ним!
Сам я моюсь очень часто
До свиданья!
Ваш Тувим.
2 ученик Совет Доктора
Давайте поговорим о ранах. Они бывают поверхностные и глубокие. Поверхностные – царапины, ссадины, порезы. Глубокие – когда повреждены бывают не только кожа, но и мышцы. В таких случаях нужно обратиться к врачу. Если рана небольшая, то кожу вокруг ранки надо смазать йодом или зеленкой, для того, чтобы туда не проникли микробы. Затем перевязать чистым бинтом.
3 ученик Спасатели
А знаете ли вы, что кожа бывает очень чувствительна к теплу и холоду. Случаются ожоги и обморожения кожи.
Бывает 3 степени ожогов и 3 степени обморожения кожи.
Ожог первой степени – это покраснение и припрелость кожи, если это ожог второй степени – то появляются пузырьки, наполненные жидкостью. При ожогах третьей степени портится сама кожа на всю толщину, даже могут пострадать мышцы и кости.
Пришла зима и если не заботиться о коже, то можно получить обморожение кожи. Наверное, вы видели тех, кто обмораживал щеки, уши, нос. На месте обморожения появляется белое пятно.
-Работа в центрах «Мойдодыр», «Доктор Айболит», «Спасатели»
Составить правила ухода за кожей. Дети оформляют памятки. (приклеивают правила на лист – получается плакат)
Правила гигиены по уходу за кожей.
Надо кожу держать в чистоте, тогда на ней не будет микробов
Мой руки, лицо и шею каждое утро и каждый вечер перед тем, как лечь спать
Обязательно мой руки, вернувшись с улицы и после посещения туалета
Когда моешь руки, потри щеткой кончики пальцев, чтобы вычистить грязь из-под ногтей
Нужно умываться правильно, то холодной, то горячей водой
Не надо каждый день умываться с мылом, так как кожа становится сухой
Научись сам подстригать ногти
Лечение при ожогах
Прежде всего, оголите пораженный участок кожи
Опустите пораженную поверхность в холодную воду или поставьте под холодную струю воды и держите, пока боль не утихнет (от 10 минут до получаса)
После этого перебинтуйте пораженный участок
Не мажьте пораженное место жиром, кремом, мазью
Не прокалывайте волдыри, чтобы туда не попали микробы
При солнечном ожоге наложить на обожженный участок компресс, постоянно меняйте его
Обморожение
Обмороженное место следует хорошо протереть спиртом
Растереть мягкой и сухой тканью
Смазать несоленым жиром или жирным кремом
- Презентация работ
Закрепление изученногоТест «Да» - «Нет»
Моешь ли ты руки перед едой?
Моешь ли ты руки после игр, прогулок и труда на свежем воздухе?
Моешься ли ты ежедневно под душем?
Моешь ли ты свое тело 1 - 2 раза в неделю теплой водой с мочалкой и мылом?
Моешь ли ты ежедневно шею, уши, ноги?
Меняешь ли ты ежедневно нижнее белье?
Меняешь ли ты ежедневно носки, колготки?
- Посчитайте сколько у вас ответов «Да», если их 6 – 7, то вы умеете содержать кожу в чистоте.
Рубрика «Это интересно» (заканчивает учитель или подготовленные ученики)
В коже человека находится 3 миллиона потовых желез
За один день у вполне здорового человека отслаивается несколько миллионов частиц кожи
При мытье горячей водой с мылом с поверхности тела удаляется около полутора миллиардов микробов
Домашнее задание
Прочитать статьи учебника с. 116-118, ответить на вопросы.
Подобрать пословицы и поговорки о значении гигиены.
Рефлексия. Подведение итогов.
-Что нового и интересного для себя узнали на уроке?
-Показ, как оценили результаты своей работы

Знаю сам и могу помочь товарищу
+-Не уверен в своих знаниях, поэтому нуждаюсь в помощи
? Ничего не понял
Используемая литература:
Программа
В. М. Вдовиченко, Т. А. Ковальчук. Человек и мир, 3 кл, Мн. Адукацыяі выхаванне, 2012г.
“Древо познания”, Универсальный справочник, НПК “Маршалл кавендиш”
М. П. Осинова “Воспитание второй класс”
Целоусова Т. Ю., Максимова Т.В “Окружающий мир”, М. “Вако”, 2004г.
В. И. Ковалько «Здоровье – сберегающие технологии» Москва «Вако», 2004г.
Ю.Ф. Сухарев «Природоведение», г. Чапаевск, 1998г.
Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, М. С. Даниленко «Человек и мир» 3, Мн. «Аверсев», 2010г.