Открытый урок на тему: Молоко и молочные продукты — эликсир здоровья


ГУ Средняя школа № 36
Открытое занятие кружка проектной деятельности
на тему: «Молоко и молочные
продукты – элексир здоровья»

Подготовила и провела: учитель начальных классов Агаркова Н.Б.
Астана – 2016
Тема: «Молоко и молочные продукты – элексир здоровья»
Цель: обогатить знания детей о молоке, как о ценном и
полезном продукте для роста детского организма.
Задачи :Формировать у детей осознанное отношение к здоровому питанию.
Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание познать новое; умение работать в коллективе, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Гипотеза:
Если дети узнают больше о ценности молока и молочных продуктов через собственную исследовательскую деятельность, то они поймут, что молоко – ценный продукт питания для детского организма и у них появится желание употреблять его в пищу.
Актуальность:
Обязательным и незаменимым продуктом детского питания является молоко. Оно по своему химическому составу и биологическим свойствам занимает исключительное место среди продуктов животного происхождения, используемых в питании детей всех возрастных групп. Поэтому мы, взрослые, должны помочь детям раскрыть ценные качества молока, его значимость для развития детского организма.
План:
Показ слайд-презентации.
Вступительное слово руководителя кружка.
Чтение стихов учащимися.
Молоко, каких животных употребляет человек
Интересные факты о молоке.
Весёлая разминка
Отчет Экспертов-экологов
Эмоциональная разрядка
Отчет Технологов
Мы в лаборатории.
Дегустация молочных продуктов.
ИгротерапияЗаключение.
Домашнее задание.

Ход занятия.
Учитель: Здравствуйте! Мы рады приветствовать вас на открытом занятии кружка проектной деятельности. Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнемся, пусть у нас у всех будет отличное настроение.

Ученики 3 «А» класса читают стихи о молоке
ЧТЕЦ (1): 
Поговорить о молоке
                        Нам хочется, друзья,
                        И о полезности его
                        Нам забывать нельзя!
ЧТЕЦ (2): 
Молоко — продукт особый,
                       Просто замечательный.
                       Рассказать о нем мы можем
                       Очень увлекательно!
ЧТЕЦ (З):  
 Молоко – продукт полезный,
                     Очень вкусный - всем известно.
                     Я скажу вам от души:
                     «Лучше пищи не ищи».
Чтец (4)      
     Сила в нем земли родной                    И целебных трав настой,                    Солнечных лучей тепло –                    Вот что значит молоко!
Чтец (5)     
Молоко – волшебный дар,                    Людям он природой дан,                    Чтобы жили не тужили,                    Молочко живое пили...
ЧТЕЦ (6):   
  В нем лактоза — молочный сахар
                     Много кальция, магния, фосфора.
                     Молоко - как Великий Знахарь,
                     С ним не надо вам будет доктора!
ЧТЕЦ (7):   
   Для работы мозга - фосфор,
                       И  без йода никуда.
                       Пейте молоко, ребята,                          
                       Нужно нам оно всегда!  
ЧТЕЦ (8):  
Пищи  легче нет, поверьте, 
                      Для желудка нашего.
                      И творог, кефир, сметана-
                      Для здоровья вашего.  
Чтец(9)          
 Чтоб здоровым быть всегда,                      Начинай день с молока!                      Белая водица                       Всем нам пригодится,                      Из водицы белой                      Все, что хочешь, делай.
Чтец (10)     
    Сливки, простоквашу,                        Масло в кашу нашу,                        Творожок да пирожок                        Кушай, миленький, дружок!
Чтец (11)      
    С детства пью я молоко,                         В нем и сила, и тепло!                         Ведь оно волшебное,                         Доброе, полезное!                         С ним расту я по часам                         И совет хороший дам –                         Вместо пепси, лимонада                         Молоко пить чаще надо!

Молоко и молочные продукты для дегустации
Учитель: Сегодня мы узнаем о молоке и молочных продуктах много нового и интересного. Научимся определять свойства молока. Проведём опыты и эксперименты, попробуем молочные продукты.
Когда люди стали употреблять молоко
Согласно археологическим данным, в период неолита люди еще не могли пить молоко животных – в их организме отсутствовал ген, необходимый для усвоения лактозы. Эта способность пришла к нашим предкам позже, ввиду генетической мутации. Человеческий организм
переваривает молоко благодаря особому ферменту — лактозе. Изначально он вырабатывался только в организме грудных детей. По всей видимости, молоко животного человек впервые стал употреблять в пищу в 8-9 тысячелетии до нашей эры, когда народы, населявшие Средний Восток, сумели одомашнить овец и коз.
Состав молока
В молоке содержится большинство необходимых организму веществ: белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и другие. - всего около 300 веществ, выполняющих энергетические, пластические и регуляторные функции в организме. Поэтому молоко по праву называют "эликсиром жизни".
Молоко является очень питательным продуктом. В нем достаточное количество белков, в том числе незаменимых аминокислот, жиров,
минеральных солей и витаминов. Регулярное употребление молока положительно скажется на состоянии вашего здоровья, предупредит возникновение многих заболеваний.
Молоко, каких животных употребляет человек
Самое распространенное – коровье молоко. Однако в питании применяется молоко разных животных: коров и кобылиц, коз и овец, верблюдиц и олених, буйволиц и ослиц, самок яков. А некогда ценили даже молоко свиней, практически вышедшее сейчас из употребления. Посмотрим, какие есть особенности у молока разных животных.
Коровье молоко
Молоко — незаменимый продукт детского питания, в состав которого входят более 100 различных веществ, необходимых растущему организму. К тому же они находятся в оптимальном соотношении, благодаря чему молоко легко усваивается. Сливки, молочные консервы (сгущенное молоко с сахаром и без сахара, сгущенные сливки), получаемые из молока, сохраняют в своем составе не только белки, жиры, углеводы, но и витамины.
Коровье молоко, пожалуй, один их самых важных продуктов для жителей Европы. Оно очень сытное: литр молока по своей питательности равен 500 г говядины, при этом молочный белок лучше усваивается организмом, чем белок мяса или рыбы. В коровьем молоке есть все необходимые организму вещества – белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, ферменты, микроэлементы.
Верблюжье молоко - шубатШубат - это традиционный восточный напиток. (Средняя Азия, Ближний восток, арабские страны Аравийского полуострова). Верблюжье молоко имеет там повседневное употребление, используется для приготовления из него сыров, мороженого, какао. Для арабов шубат – это и еда, и лекарство. Например, они используют его для лечения многих заболеваний: астма, туберкулез, воспаление печени, диабет, псориаз. На
Западе же верблюжье молоко в чистом виде пьют редко: у него специфический вкус, резкий и солёный, что называется «на любителя».
Кобылье молоко – кумыс
Кобылье молоко представляет собой белую с голубым оттенком жидкость немного терпкого вкуса. Его используют для приготовления ценного диетического и лечебного продукта — кумыса. Кумыс признан полезным общеукрепляющим средством. Вкус у него — приятный, освежающий, кисловато-сладкий. Кумыс положительно влияет на обмен веществ, рекомендуется при болезнях печени, лёгких и желудка, цинге, гастрите. По сравнению с коровьим молоком, в кумысе много больше витаминов и минеральных веществ. В середине 19 века кумысом успешно лечили больных туберкулёзом солдат.
Козье молоко
Как ни странно, козье молоко даже более популярно (в мире), чем коровье. В нём, как и в кобыльем молоке, больше витаминов и микроэлементов, в сравнении с коровьим молоком, привычным для российских потребителей. При жирности 4% оно усваивается практически полностью. Диетологи рекомендуют его при болезнях суставов, астме, бессоннице, анемии, потери зрения, желудочных болезнях, диатезе. Но есть у чудо-напитка и свои недостатки. Прежде всего, это довольно специфический запах и неприятный привкус.
Ослиное молоко
Самым ценным, самым полезным считается молоко ослицы. Древние римлянки умывали им лицо. Они считали, что такая процедура сохранит молодость и упругость кожи. А предания рассказывают об омолаживающих ваннах из молока ослицы. Многочисленные исследования выявили, что некоторые белки, содержащиеся в ослином молоке, стимулируют синтез коллагена. А это вещество, как известно, является структурной основой кожи. Так что молоко ослицы действительно является своеобразным аналогом «эликсира молодости». Кроме того, ослиное молоко содержит в себе антиоксиданты.
Буйволиное молоко
Распространено в Индии, Индонезии, Египте, Грузии, Азербайджане, Армении, Италии и на юге России (например, в Дагестане, на Кубани). У молока буйволицы нежный вкус, практически нет запаха. По сравнению с коровьим в буйволином молоке больше жира, белка, кальция, витаминов А, С и группы В. К тому же оно практически не содержит белка козеина, вызывающего у многих людей аллергию.
Овечье молоко
Овечье молоко популярно у многих народов Востока, употребляют его и в Италии и Греции. Овечье молоко в полтора раза питательнее коровьего: в нём больше витаминов А, В и В2. Из него делают простоквашу, кефир, масло с сыры. А вот парное овечье молоко пьют довольно редко – у него довольно специфический запах.
Оленье молоко
Оленье молоко пьют народы Севера. Это самое калорийное молоко: в нем в три раза больше белка и в 5 раз больше жира по сравнению с коровьим. Оленье молоко способен переварить не каждый желудок, поэтому цельное молоко обычно разбавляют водой
Учитель: 6 интересных фактов о молокеКоровье молоко является наиболее потребляемым видом молока – его ежегодное производство превышает 400 млн. тонн!
Самые жирные виды молока – молоко тюленей (содержание жиров в нем превышает 50%) и китов (до 50% жиров). Наименее жирное молоко дают ослицы и кобылицы.
250 мл молока содержат 300 мг кальция. Это столько, сколько содержится в 7 сардинах (вместе с костями), 2,5 стаканах сырой капусты брокколи, 3 стаканах арахиса или 4 стаканах черной фасоли.
Корова дает в среднем 90 стаканов молока ежедневно, т.е. около 200.000 стаканов молока за всю жизнь
Раньше в сосуд с молоком запускали лягушку, чтобы оно не скисало.
В Древней Руси пожар от молнии считали божественным огнём и тушили не водой, а молоком.
Весёлая разминка
А теперь проведем небольшую веселую разминку. Я задаю загадки, а вы их разгадываетеОт него — здоровье, силаИ румянец щёк всегда.Белое, а не белила,Жидкое, а не вода. (Молоко) Очень любят детиХолодок в пакете.Холодок, холодок,Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое) Бело, а не снег.Жидко, а не вода,Начинается на «К», —Делают из молока. (Кефир) Молоко на всей планетеЛюбят взрослые и дети.Если не сварить с ним кашу,Скиснет - будет … простокваша.
Творожку я брат,Сметанке - сват, Мышиный кумир,Зовут меня ... сыр.Учитель: Молодцы! Быстро разгадали все загадки.
Учитель: А сейчас мы послушаем отчет экспертов – экологов.
Отчет Экспертов-экологов.

Экологи за работой
Ученик 1. Нам необходимо было узнать, как провести экспертизу молочного продукта при его покупке в магазине. Для этого:1) необходимо найти дату изготовления продукта и срок его реализации. Их вы можете найти на упаковке.2) Необходимо выяснить, содержатся ли в продукте консерванты, загустители, разрыхлители, усилители вкуса и др. пищевые добавки – их обозначают буквой Е с разными числами. Ученик 2. Одни из них опасны, очень опасны и даже, запрещены. Например, Е 102 и Е 123. Другие вызывают расстройство желудка и кишечника (Е 620 и др. шестисотые номера – усилители вкуса), сыпь, нарушают артериальное давление (Е 250 и Е 251), вызывают рак (Е 240). Поэтому знать о них должен каждый человек, заботящийся о своем здоровье и здоровье своих близких. Ученик 1. Наше задание №1: Мы приготовили для вас наборы упаковок разных молочных продуктов. Проведите их экспертизу по упаковке,
заполните таблицу и дайте заключение: можно или нет употреблять в пищу эти продукты, а наши консультанты вам в этом помогут
/Выполняется экспертиза молочных продуктов; эксперты-экологи консультируют другие группы, помогают справиться с заданием №1 – 5 мин /
Подводим итоги.
Экспертиза продуктов по упаковке
Учитель: Итак, покупая в магазине молочные продукты, на что будем обращать наше внимание?Ученики отвечают .....Учитель: Все верно, молодцы!
Я хочу обратить ваше внимание, что самые вкусные и экологически чистые продукты – это Казахстанские. Покупайте молоко, которое произвели в нашей стране.
Эмоциональная разрядка (2 мин). Еще одно задание на внимание. Недавно в магазине я подслушала спор молочных продуктов, определите, сколько продуктов участвовало в споре. Что нужнее, что вкуснее?В магазине, на витринеЗавязался разговор.Что нужнее? Что вкуснее?Разгорелся жаркий спор.Сыр головастыйПеред всеми хвастал:«Я запашистый,Твёрдый, душистый,
С кругленькими дырами,Нет вкуснее сыра!Я не то, что молоко,Ведь его разлить легко».А сметана белаяВдруг тоже стала смелая:«Я, послушайте, ребята,Разливаюсь по салатам,По супам и овощам,Запеканкам и борщам.Без меня и торты —Все второго сорта.Я нужнее молока,Я послаще творожка».Тут вмешался в спор творог:«Вот из нас-то будет прок.Уваженье к творогам:Мы — начинка к пирогам.Я нужнее молокаИ сметаны... Ну, слегка».Масло тоже не молчало,Очень громко всем сказало:«Чтобы сделать бутерброд,К хлебу масло надо. Вот.Без меня блины и кашуЕсть никто не будет даже.Я жирнее молока,Сыра, сливок, творожка».Тут и мороженоеВоскликнуло восторженно:«А меня-то, а меня-тоОчень любят все ребята:И с клубникой, и с печеньем,И с орехом, и с вареньем».Помолчало молоко,Повздыхало глубоко:«Глупые продукты,Как же вы забыли,Что коровьим молокомВсе когда-то были?Сделан сыр из молока,И творог — из молока,И сметана с маслом —Это детям ясно!» Ответ: 5 продуктов спорило, а молоко промолчало.Учитель: Отдохнули? А теперь слово Технологам.

Группа технологов готова к работе
Отчет Технологов – ( 5 мин)
Ученик 1. Нашей группе необходимо было выяснить, какие молочные продукты можно изготовить в домашних условиях, приготовить их и провести дегустацию в классе. Мы выяснили, что в домашних условиях можно приготовить сливки и сметану, простоквашу и кефир, творог и сыр. 
Ученик 2. Я готовил в домашних условиях простоквашу и кефир. Чтобы сделать простоквашу, достаточно оставить молоко в теплом месте на ночь.А чтобы приготовить домашний кефир, надо на 1 литр молока добавить 2-3 столовых ложки обычного кефира и оставить в теплом месте на 6 часов, или в холодильник на 12 часов. Вот, что у меня получилось. (Стаканы с кефиром и с простоквашей)
Ученик 3. Я готовила дома творог. Для начала получила простоквашу. Когда она отстоялась и разделилась на непрозрачную белковую часть и прозрачную сыворотку, процедила простоквашу через марлю и отжала ее. Получился творог. 
Затем Технологи разносят сыр, нанизанный на зубочистки. Дети пробуют сыр, дают оценку его вкусовым качествам.
Мы в лаборатории. Слово исследователям.


Исследователи за работой
Опыт №1
Превращение молока в простоквашу.
Налили 2 стакана молоко. Один поставили в холодильник, а другой в тепло. Наблюдали, как меняется молоко. Вывод: в холоде молоко не изменяется, а тепле превращается в новый продукт питания – простоквашу.

Опыт № 2
Превращение простокваши в йогурт.
В простоквашу добавили ягоды, перемешали в миксере.
Вывод: если в простоквашу (кефир) добавить ягоды, фрукты, варенье, изюм, а потом сбить миксером, то получится йогурт.
Так можно приготовить йогурт
Опыт №3 . 1. В коровьем молоке обычно содержится 3-4 % жира. На фильтровальную бумагу нанесли по капле каждого образца молока. Когда они подсохли, измерили линейкой диаметр каждого пятна.

Проверили жирность молока
 Опыта №4 1. Налить в стаканчик 5 столовых ложек молока добавить 1 столовую ложку уксусной кислоты (9%), перемешала. Увидела образование белых хлопьев
Это казеин или творог.
Опыт №5
Рассматривают молоко в 2-х стаканах. Чем различается в них молоко? (Верхним слоем, где находится жир)
Как вы думаете, что можно приготовить из этого слоя? (сливки). Почему они получили такое название? (Сливки – то, что сливается)
Опыт №6
Цель: определить количество жира в разных молочных продуктах.
1. Капните на отдельные листочки бумаги молоко и сливки, положите кусочек сыра и масла.
2. Накройте сверху бумажной салфеткой.
3. Сравните пятна, которые остались на бумаге.
4. Сделайте вывод о том, какие молочные продукты наиболее жирные.
Вывод: наиболее жирные сливки и масло.
Опыт № 7
Определяем качество молока.
В стакан наливаем молоко, набираем в пипетку каплю йода. Если молоко стало синего цвета, то в него добавили крахмал. Это не экологически чистый продукт.

Дарья проверяет качество молока
Опыт №8.
Рисуем на молоке.
Наливаем немного молока в плоскую тарелочку. Капаем в нескольких местах красками (любые берём). Ватную палочку обмакиваем в жидкость для мытья посуды. Опускаем в молоко. Образуются интересные узоры.
Опыт № 9 «У молока есть вкус»
Предложить детям попробовать через трубочку воду. Есть ли у неё вкус? Нет. А теперь попробуйте молоко. Есть ли вкус у молока? Какое оно на вкус? Вывод: у молока есть вкус, а вода – без вкуса.
Опыт № 10 «Молоко имеет цвет»
Предложить детям рассмотреть молоко и воду. Какого цвета молоко? А вода? Вывод: молоко белого цвета, а вода – прозрачная.
Опыт № 11 «Молоко непрозрачное»

В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт №12 «Как определить качество домашнего молока?»
Чтобы определить качество домашнего молока – цельное оно или разбавленное водой, достаточно капнуть молоко в стакан воды. Если капля растеклась по поверхности воды, то молоко разбавленное. Капля цельного молока опустится на дно стакана и уже там растворится
Дегустация молочных продуктов
Пробуем молочные продукты
Игротерапия.
Учитель.А сейчас поиграем. Игра включает несколько конкурсов:
а) Аукцион «Блюда с использованием молока и молочных продуктов» Победитель или команда победителей, назвавшие большее количество блюд, получают звание «Знатоки молочных блюд». Учащиеся называют блюда.
б) Игра «Приготовь блюдо».
Задание: приготовьте блюдо (выберите продукты, необходимые для этого). На столе разложены карточки с названиями продуктов или рисунки.
Рисовая каша.
вода, молоко;
рис, пшено, гречка;
соль, сахар;
масло растительное, сливочное.
Какао.
вода, молоко;
соль, сахар;
кофе, какао порошок.
Омлет с сыром.
чай, квас, молоко;
соль, перец, сахар, горчица;
яйцо, сухари;
сыр, картофель;
сметана, сливочное масло.
Блинчики.
лимонад, ряженка, молоко;
горчица, соль, сахар;
сухари, сода;
яйцо  вареное, сырое яйцо;
картофельный крахмал, мука;
масло сливочное, масло подсолнечное.
Заключение
Учитель. Наш разговор о молоке и молочных продуктах подошел к концу. Мы вам желаем крепкого здоровья, учитесь выполнять правила здорового питания: «Нужно есть то, что полезно,  а не то, что хочу, есть я». Дарим вам рецепт приготовления сыра (раздает учащимся листочки с рецептом).
«Сыр домашний»
3 л молока, 2 кг домашнего творога, 2-3 яйца, 100-150 г сливочного масла, 1, 5 ч.л. соды или разрыхлителя теста, сахар и соль по вкусу.
В охлажденное кипяченое молоко всыпать отжатый творог, размешать, довести до кипения и варить, постоянно помешивая, до однородности. Откинуть на сито. В получившуюся массу добавить яйца, соду, сахар, соль. Выложить на сковородку с растопленным сливочным маслом, хорошо перемешать, запечь со всех сторон до образования румяной корочки. Выложить на тарелку, придать любую форму, остудить.
Учитель: На этом занятии вы узнали, как получают молоко, какого оно цвета, вкуса, какие молочные продукты можно приобрести в магазине. Но скажу вам по секрету, что такие молочные продукты, как сливки, простокваша, творог получить из молока можете вы сами, под руководством родителей.
 VII. Домашнее задание: Расскажите близким и друзьям о пользе молочных продуктов. Нарисуйте листовку «Молоко – залог здоровья!» или «Пей молоко – будешь здоров!»     

Наши гости Подводим итог занятия
 Аннотация.
В рамках школьного эксперимента в начальной школе ведётся курс по выбору «Проектная деятельность» На занятиях ребята узнают много нового и интересного, самостоятельно проводят эксперименты и опыты.
Для того чтобы детям хотелось получать знания и было интересно, я выбираю различные формы и приёмы организации занятий. Использую занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес. Тема очередного занятия: «Молоко и молочные продукты – эликсир здоровья» вызвала особый интерес. Занятие провела с учащимися 3 «А» класса. Ребята подготовили мини-проекты о молоке и молочных продуктах, молоко каких животных мы можем употреблять в пищу. Интересным оказался тот факт, что в глубокой древности славянские народы пили молоко свиней. На занятии были представлены три группы: «Экологи», «Технологи», «Исследователи». Каждая группа работала над определённой проблемой. Экологи рассказали о вредных добавках в молочных продуктах и как определить качество молока по данным на упаковке. Технологи приготовили простоквашу, кефир и творог в домашних условиях. Исследователи провели интересные опыты с молоком и молочными продуктами. Прошла дегустация молочных продуктов. Ребята отгадывали загадки, читали стихи. Занятие достигло своей цели. Сделали вывод: молоко полезный продукт и его необходимо пить всем детям, а молочные продукты употреблять ежедневно. Запомнили правило: «Нужно есть то, что полезно,  а не то, что хочу, есть я». Дети получили рецепты приготовления сыра дома.
Учитель начальных классов: Агаркова Н.Б.